Часть 2. Стратегии поведения родителей

Сценарий групповой консультации для родителей «Как правильно запрещать»

Альсина Тавтилева
педагог-психолог высшей квалификационной категории МДОБУ № 19, г. Оренбург

Чтобы ответить родителям на вопрос, который они чаще всего задают психологам: "Как запрещать ребенку, чтобы обезопасить его и одновременно сохранить с ним доверительные отношения?" – проведите групповую консультацию. В статье – готовый сценарий консультации и практические упражнения по теме.

 




ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК

Участники: родители.
Цели: научить родителей грамотно пользоваться запретами при воспитании детей; повысить их педагогическую компетентность.
Задачи:проанализировать стратегии реагирования родителей на опасные ситуации; познакомить с цветовыми зонами запретов Ю. Гиппенрейтер; совместно выработать правила использования запретов.
Материалы и оборудование: просторный зал для занятий, ковер, стульчики.цветные лепестки и лист формата А3 со стеблем, 4 стебля зеленого, желтого, оранжевого и красного цветов, трафареты детских ладошек красного цвета, цветные карандаши, листы бумаги желтого цвета.
Количество участников на занятиях: 4–6 человек.
Продолжительность: 60 минут.

 

 

Часть 1. Приветствие

10 мин

 

Педагог-психолог:

Здравствуйте, уважаемые родители! Тема нашей встречи – родительские запреты. Мы поговорим сегодня о том, как вести себя с ребенком, когда возникают опасные ситуации. Я расскажу вам о цветовых зонах запретов, которые предложила российский психолог Юлия Гиппенрейтер. А для начала выполним упражнение.

 

Упражнение «Цветок настроения»

Педагог-психолог:

Я предлагаю вам определить цвет своего настроения. Перед вами – цветные лепестки. Выберите любой из них и приклейте к нашей заготовке. В результате у нас получится «цветок настроения».


Родители выполняют задание – приклеивают лепестки к стеблю на листе А3. Упражнение позволит участникам снять напряжение, расслабиться и настроиться на групповую работу.


Часть 2. Стратегии поведения родителей

10 мин

 

Педагог-психолог:

Безопасность ребенка – одно из главных условий его жизнедеятельности. Задача родителей – оградить ребенка от потенциальных опасностей и предупредить о существующих. Вспомните, как вы обычно реагируете, когда ребенок попадает или может попасть в ситуацию, которая, например, угрожает его здоровью? (Родители отвечают.)

Существуют три стратегии поведения родителей, которые связаны с безопасностью ребенка. Первая стратегия – оберегать ребенка любыми способами от различных опасностей. Родители действуют по принципу «знаю, где упадет, и постелю соломинку». Как вы думаете, какие последствия могут быть? (Родители отвечают.) Ребенок растет несамостоятельным. Он не умеет определять степень опасности и не знает, как реагировать на нее. Поднимите руку, кто чаще всего использует эту стратегию? (Родители выполняют задание.)

Вторая стратегия – предупреждать с расчетом на инстинкт самосохранения ребенка. «Не ходи – упадешь!» – говорят родители. Как вы думаете, такая стратегия принесет пользу? (Родители отвечают.) Тоже нет. Ребенок станет боязливым, будет воспринимать все вокруг как опасное и непреодолимое. Поднимите руку, кто узнал себя?

Третья стратегия – определить границы и показать способы реагирования в той или иной ситуации. «Предупрежден значит вооружен!» – именно этому принципу следуют родители, которые придерживаются третьей стратегии. Что в этом случае получает ребенок? (Родители отвечают.) Он получает личный опыт и может самостоятельно определить степень опасности, овладевает навыками реагирования на сложившиеся обстоятельства. Поднимите руку, кто предпочитает эту стратегию?

Итак, подведем итоги. При первой стратегии поведения родителей есть вероятность, что, став взрослым, ребенок так и не научится определять степень опасности и правильно на нее реагировать. При второй стратегии – у ребенка могут возникнуть страхи, которые помешают ему адекватно воспринимать опасность. Третья стратегия – наиболее эффективная. Родители, которые ей следуют, дают возможность ребенку самому понять ситуацию и выбрать правильный способ реагирования на нее.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: