Террористические акты

События развивались приблизительно следующим образом. Четыре коммерческих авиалайнера, следующие в Калифорнию из аэропортов Логан, Даллес и Ньюарк, были захвачены террористами во время выполнения полёта, приблизительно одновременно, через некоторое время после вылета. Поскольку длина маршрутов лайнеров составляла около 4200 км, они имели на борту примерно по 30-35 тыс. литров авиационного керосина каждый.

· Рейс 11 American Airlines 11 сентября 2001, самолёт Боинг 767-200, бортовой номер N334AA, врезался в северную сторону северной башни (ВТЦ-1), по разным данным, от 8:46:26 до 8:46:40 (здесь и далее время местное), приблизительно на уровне 94—98 этажа.

· Рейс 175 United Airlines, самолёт Боинг 767—200, бортовой номер N612UA, врезался в южную сторону южной башни (ВТЦ-2) в 9:02:59, приблизительно на уровне 78—85 этажа. Это событие было снято телевизионными съёмочными группами, снимавшими последствия первого удара.

· Рейс 77 American Airlines, самолёт Боинг 757-200, врезался в здание Пентагона в 9:37:46.

· Рейс 93 United Airlines, самолёт Боинг 757—200, бортовой номер N591UA, упал на поле в юго-западной части Пенсильвании, около боро Шанксвилл в 10:03:11. Место падения находится приблизительно в 240 км к северу от Вашингтона. Предположительно, падение произошло в результате борьбы, которая стала следствием попытки пассажиров и членов экипажа вернуть контроль над самолётом.

В результате попадания самолётов в день атаки разрушились три здания ВТЦ. Южная башня (ВТЦ-2) обрушилась приблизительно в 9:56 после пожара, длившегося 56 минут. Северная башня (ВТЦ-1) обрушилась в 10:28 после пожара, который продолжался 102 минуты. Третье здание, башня WTC 7 разрушилась в 17:20 в результате серии взрывов газа и последовавшего пожара.

После захвата самолётов некоторые пассажиры смогли воспользоваться спутниковым телефоном самолёта, а также своими мобильными телефонами, и сообщить о захвате. По их сообщениям, террористы использовали холодное оружие (возможно, офисные ножи и складные бытовые ножи), в результате чего погибли несколько бортпроводников, как минимум один пассажир и как минимум один пилот, КВС рейса 11 Джон Огоновски. Кроме того, террористы использовали газовые баллоны (слезоточивый газ или перцовую вытяжку) на рейсах 11 и 175. В трёх случаях террористы угрожали взрывом самолёта, но расследование показало, что, вероятнее всего, террористы не имели при себе взрывных устройств.

Согласно расшифровке речевого самописца рейса 93, команда и пассажиры самолёта совершили попытку вернуть контроль над самолётом, после того как узнали по мобильным телефонам, что другие захваченные самолёты врезались в башни ВТЦ. Вероятно, что проигрывавшие борьбу террористы направили самолёт в землю, в результате чего произошло падение. Целью террористов, захвативших этот рейс, вероятно было здание Капитолия, которое они между собой называли кодовым словом «факультет права».

Происходящие события вызвали широкомасштабный информационный хаос на всей территории США. Все коммерческие авиарейсы были отменены, посадка самолётов на территории США была запрещена (кроме внутренних рейсов, уже находившихся в воздухе). Самолёты, прибывавшие в США из других стран, были направлены обратно в аэропорты вылета или направлялись в аэропорты Канады и Мексики. Над крупными городами США было организовано патрулирование истребителями ВВС и Национальной гвардии. Поступали сообщения о других террористических атаках, которые впоследствии оказались ошибочными. Например, сообщалось о взрыве бомбы в автомобиле около здания Госдепартамента США, о пожаре в Вашингтонском торговом центре, о взрыве Труман Билдинг в Вашингтоне. Кроме того, сообщалось о захвате ещё одного самолёта, рейс 1989 Delta Air Lines (Boeing 767), это сообщение также оказалось ложным.

Была приведена в состояние повышенной готовности Система экстренного оповещения (EAS), но она так и не была использована. Первый раз за всю историю были приземлены все гражданские летательные аппараты на территории США и Канады, кроме тех, которые принадлежали полиции или выполняли медицинские полёты; это сказалось на десятках тысяч пассажиров по всему миру.

Были выполнены планы по поддержанию деятельности правительства в чрезвычайных ситуациях, а также планы эвакуации национальных лидеров. Однако конгресс только в феврале 2002 года признал, что деятельность правительства не прерывалась.

Жертвы

Жертвами терактов стали 2977 человек (не включая 19 террористов): 246 пассажиров и членов экипажей самолётов, 2606 человек — в Нью-Йорке, в зданиях ВТЦ и на земле, 125 — в здании Пентагона. Погибли граждане США и ещё 91 государства.

Погибло 1366 человек, находившихся на верхних этажах северной башни ВТЦ, многие из которых погибли в момент столкновения самолёта с башней, а остальные — из-за пожара и обрушения здания. В южной башне на верхних этажах погибли, как минимум, 600 человек. Всего около 18 человек смогло покинуть зону попадания в южной башне и спастись. Как минимум 200 человек из числа попавших в ловушку на верхних этажах башен спрыгнули вниз, предпочитая такую смерть смерти от огня. Их падение наблюдали многочисленные свидетели. Некоторые пытались выбраться на крыши башен, в надежде на эвакуацию вертолётами, но эвакуация не состоялась, поскольку двери на крышу были закрыты, а дым и жар пожаров сделали невозможным использование вертолётов.

Погиб 341 пожарный и 2 парамедика нью-йоркского пожарного департамента, 60 полицейских и 8 сотрудников «скорой помощи».

В Нью-Йорке было опознано более 1600 тел, но остальных (около 1100 человек) опознать не удалось. Сообщалось, что на месте трагедии найдено «около 10 000 фрагментов костей и тканей, которые не могут быть отнесены к кому-то из списка погибших». Фрагменты костей были найдены даже в 2006 году, когда подготавливали к сносу здание Deutsche Bank. Средний возраст погибших в Нью-Йорке был около 40 лет.

По сообщению BBC, к апрелю 2013 года опознано 1634 человека из общего числа 2750 погибших при разрушении зданий ВТЦ, и процесс опознания продолжается с использованием метода анализа останков по ДНК.

Разрушения

Кроме разрушения двух 110-этажных башен ВТЦ, были серьёзно повреждены или уничтожены другие строения ВТЦ, такие как 7 World Trade Center, 6 World Trade Center, 5 World Trade Center, 4 World Trade Center, отель Marriott World Trade Center и православная греческая Церковь Святого Николая. Здание Deutsche Bank, находившееся на другой стороне Либерти-стрит, было признано непригодным для пребывания людей и постановлено к сносу, который начался в марте 2007 года и был завершён в феврале 2011 года. Fiterman Hall по адресу Вест-Бродвей, 30, принадлежащий Манхэттенскому общественному колледжу, также получил значительные повреждения и был предназначен для сноса.

Другие близлежащие здания, такие как Вест-стрит, 90 и Верайзон-билдинг, получили значительные повреждения, но были восстановлены. Здания Всемирного финансового центра 3, Уан-Либерти-Плаза, отеля Millenium Hiltonполучили средние повреждения. Было уничтожено телевизионное, коммуникационное и антенное оборудование.

В результате разрушения ВТЦ были навсегда утрачены важные архивы и бесценные произведения искусства XX века, включая гобелен испанского сюрреалиста Жоана Миро, шедевры скульпторов Огюста Родена и Александра Колдера, а также более 40 тысяч негативов фотографий Джона Ф. Кеннеди, снятых личным фотографом президента. Также были разрушены крупноформатная скульптура из дерева американской художницы российского происхождения Луизы Невельсон, монументальные работы американских поп-артистов Ханта Слонема и Роя Лихтенштейна и многие другие произведения искусства.

Одно крыло Пентагона повреждено взрывом и огнём, часть здания обрушилась.

Выжившие

Согласно выводам Комиссии 9/11, приблизительно 16 000 человек находились в башнях ВТЦ ниже зоны попадания самолётов. Большая часть из них выжила, будучи эвакуированной перед разрушением зданий.

Ответственность

С момента освещения терактов 11 сентября в СМИ возникло множество спекуляций о том, что за атаками стоит Усама бен Ладен. Спустя всего несколько часов после атак ФБР назвало имена подозреваемых террористов (а также множество других деталей, включая даты и места рождения и проживания, номера банковских счетов и т. д.). Багаж Мухаммеда Атты, который задержался в аэропорту и не был погружён на борт рейса 11 American Airlines, содержал документы, раскрывающие личности всех 19 террористов, а также важные детали относительно произошедшего. В день терактов Агентство национальной безопасности и немецкое разведывательное агентство перехватили несколько сообщений, указывающих на Усаму бен Ладена.

В 2002 году американское правительство и Конгресс создали «Национальную комиссию о террористических атаках на Соединённые Штаты, совершённых 11 сентября 2001 года», известную также как «Комиссия 9/11». 22 июля 2004 года комиссия выпустила свой отчёт, в котором сделано заключение, что террористические атаки были задуманы и проведены членами «Аль-Каиды». В отчёте указывается, что «организаторы 9/11 потратили от 400 000 до 500 000 долл. на планирование и проведение этой операции, но происхождение этих средств остаётся неизвестным».

«Аль-Каида» основана через некоторое время после ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Вскоре после ввода войск Усама бен Ладен отправился в Афганистан, где при поддержке американского правительства помог координировать действия арабских моджахедов, создав «Мактаб-Аль-Кадамат» (МАК), для организации сопротивления советским войскам. В 1989 году когда СССР вывел войска из Афганистана, МАК был преобразован в «Аль-Каиду», представляющую собой «силы быстрого реагирования» джихада. Под влиянием доктора Аймана аз-Завахири, Усама стал более радикальным исламистом. В 1996 году бен Ладен издал свою первую фетву «Декларация войны американцам, оккупировавшим Земли Двух Святых мест». Вторая фетва, выпущенная в 1998 году призывает последователей «убивать американцев повсюду». В ней бен Ладен обвинил Америку в поддержке Израиля, а также в присутствии после Войны в Заливе американских войск на территории Саудовской Аравии.

Террористы

Девятнадцать человек поднялись на борт четырёх самолётов: по пять человек — на рейсы 11 American Airlines, рейс 175 United Airlines и рейс 77 American Airlines, и четверо — на рейс 93 United Airlines. Пятнадцать из них были гражданами Саудовской Аравии, двое — Объединённых Арабских Эмиратов, один — Египта и ещё один — Ливана.

Среди террористов было шесть основных организаторов (четверо из которых были пилотами) и тринадцать рядовых членов группы. Террористы не соответствовали типичному портрету шахида, поскольку были среднего возраста, хорошо образованными и со сложившейся жизненной позицией.

Закария Муссауи

Сообщалось, что Закариас Муссауи рассматривался в качестве замены для Зияда Джарры, который угрожал покинуть заговорщиков из-за трений между ними. Тем не менее планы по замене Джарры на Муссауи не были приведены в исполнение якобы по причине недостаточного доверия к нему со стороны руководства «Аль-Каиды». Муссауи был арестован 16 августа 2001 года, за четыре недели до атаки, за нарушение правил иммиграции, но агенты ФБР подозревали, что после прохождения тренинга на управление самолётом он имел преступные планы. В апреле 2005 года Муссауи признался в участии в заговоре с целью угона самолёта, а также в причастности к «Аль-Каиде», но отрицал, что ему было известно о планах на 11 сентября. После вынесения ему приговора в марте 2005 года Муссауи заявил, что по личному указанию бен Ладена он и Ричард Рейд должны были захватить пятый самолёт и направить его на Белый дом.

Адвокаты Муссауи отклонили это заявление как фантазию с его стороны. В мае 2005 года Усама бен Ладен заявил в своём видеообращении, что Муссауи «не имел никакого отношения к событиям 11 сентября», что известно бен Ладену, поскольку он «ответственен за поручение 19 братьям», которые совершили теракт. 3 мая 2006 года федеральный суд отклонил требование смертного приговора и приговорил Муссауи к шести пожизненным срокам заключения без права апелляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: