КОНЦЕПЦИЯ
Преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
I. Значение учебного предмета в системе общего образования
Физическая культура является неотъемлемой частью культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Физическое воспитание в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее – образовательные организации), является универсальным средством формирования разносторонней и гармонично развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Учебный предмет «Физическая культура» обладает широкими возможностями в использовании форм, средств и методов обучения, воспитания и оздоровления. Его содержание направлено на развитие физических качеств, двигательных способностей, совершенствование всех видов физкультурно-спортивной деятельности, формирование культуры здорового образа жизни, формирование национально – культурных ценностей и традиций, обеспечение мотивации и потребности к занятиям физической культурой.
Освоение учебного предмета «Физическая культура» создает условия для развития мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, отражает результаты обучения, включающие положительную динамику личных показателей физического развития, физической подготовленности, физического совершенствования каждого обучающегося. Умения выполнять технические и тактические действия, приемы и физические упражнения из различных видов спорта важны для дальнейшего использования в двигательной, игровой и соревновательной деятельности на протяжении всей жизни человека.
В процессе преподавания учебного предмета «Физическая культура» формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учетом индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства физического воспитания для организации учебной, внеурочной и досуговой деятельности.
Физическая культура и здоровый образ жизни подрастающего поколения – залог здоровья нации, основа национальной безопасности.
II. Проблемы изучения и преподавания учебного предмета
Проблемы мотивационного характера
В современных условиях значительное снижение мотивации обучающихся к учебному предмету «Физическая культура» связано с рядом причин:
несоответствие личностных интересов обучающихся и содержания программ учебного предмета, где виды двигательной деятельности, в большинстве случаев, не удовлетворяют современным запросам молодежи;
несовершенство механизмов, позволяющих формировать у обучающихся навыки самостоятельной учебной деятельности с учетом уровня их физического развития, физической подготовленности, индивидуальных особенностей здоровья и интересов;
неэффективность механизмов использования сетевой формы реализации образовательных программ общего образования (в том числе во внеурочной деятельности) и образовательных программ дополнительного образования, ресурсов физкультурно-спортивных и иных организаций для осуществления обучения и воспитания обучающихся.
Проблемы содержательного характера
Содержание учебного предмета «Физическая культура» не в полной мере обеспечивает:
преемственность и взаимосвязь уровней образования – дошкольного, начального общего образования, основного общего и среднего общего образования;
интеграцию и равные возможности для обучающихся в использовании урочных, внеурочных и других форм обучения и средств физической культуры и спорта;
системность вариативного, разноуровневого подхода к процессу обучения предмету (с учетом состояния здоровья, физического развития и интересов обучающихся);
формирование у обучающихся на уровнях дошкольного и начального общего образования навыков здорового и безопасного образа жизни средствами гимнастики;
единые подходы к критериям и методикам оценивания успеваемости обучающихся по учебному предмету;
механизмы педагогического и медицинского контроля за занятиями физической культурой;
возможности использования в содержании программ и учебников модулей по традиционным, национальным и новым видам спорта.
Проблемы методического характера
В методическом обеспечении учебного предмета недостаточное внимание уделяется:
созданию современных, научно обоснованных технологий обучения в области физической культуры и спорта;
методикам выявления одаренных детей в области физической культуры;
современным методам и средствам обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья;
обновлению учебно-методических комплексов и программ мониторинга состояния физической подготовленности обучающихся образовательных организаций с учетом современных технологий;
созданию единой федеральной электронной библиотеки (базы) образовательных проектов, программ и модулей по учебному предмету, внеурочной деятельности лучших отечественных традиций и успешных мировых практик в области физического воспитания;
развитию образовательных информационных ресурсов для учителей физической культуры;
созданию безопасных условий для проведения урочных и внеурочных форм занятий физкультурно-спортивной направленности;
современному оснащению спортивных залов инвентарем и оборудованием в соответствии с запросами участников образовательных отношений.
Кадровые проблемы
В кадровом обеспечении недостаточное внимание уделяется:
системе подготовки и дополнительного профессионального образования учителей физической культуры, не отвечающей современным требованиям в части формирования их компетенций в соответствии с запросами участников образовательных отношений;
процедуре аттестации учителей физической культуры, способствующей их профессиональному росту и выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий;
механизмам межведомственного сотрудничества (образование, спорт, здоровье, культура) по созданию скоординированных программ повышения квалификации педагогических работников физкультурно-спортивного профиля.