Медико-физиологические проявления готовности школьников к профессиональному самоопределению

1. Когнитивный: степень осознанности учащимися значения здоровья для успешной профессиональной деятельности; полнота представлений учащегося о значимости психофизиологических профессионально важных качеств в избранной (интересующей) профессии; полнота знаний учащегося о профессионально-производственных факторах избранной (интересующей) профессии; полнота представлений учащегося о своих психофизиологических особенностях; полнота представлений учащегося о собственном здоровье;

степень осознанности учащимся необходимости во врачебной профконсультации при выборе профессии; степень осознанности учащимся необходимости в психофизиологической профконсультации при выборе профессии; степень информированности учащего­ся о возможностях получения профессиональной консультации у специалистов.

2. Мотивационно-потребностный: выраженность мотива сохра­нения здоровья среди ценностей, связанных с профессиональной карьерой; степень осознанности роли профессиональной карьеры как элемента здорового образа жизни; сформированность потребности в медико-физиологической профконсультации.

3. Деятельностно-практический; способность учащегося к выделению в профессиональной деятельности (избранной, интересующей, по которой проводится профессиональное или допрофессиональное обучение, вероятностно, наиболее возможной в региональных условиях) требований к организму; способность учащегося к соотнесению индивидуальных психофизиологических особенностей и профессиональных требований к ним со стороны той или иной профессии; способность учащегося к соотнесению состояния своего здоровья с требованиями к нему со стороны той или иной профессии.

4. Медико-физиологические средства измерения уровня сформированности готовности школьников к профессиональному самоопределению: Анкета для учащегося (N 1, N 2—стр. 78—79), Опросник Липмана.

 

ОПРОСНИК ЛИПМАНА.

Перед вами набор различных способностей. Оцените степень развития их у себя. Оценку производите по пятибалльной системе: если качество, указанное в вопроснике, развито у вас очень хорошо, значительно лучше, чем у сверстников, оценивайте его в 5 баллов; если развито хорошо, лучше, чем у сверстников,— в 4 балла; если оно у вас развито удовлетворительно, как у большинства ваших сверстников,— в 3 балла; если оно развито у вас очень плохо, хуже, чем у ваших сверстников,— в 2 балла; если оно, по вашему мнению, у вас совершенно отсутствует — в 1 балл. Внимательно читайте и не пропускайте ни одного качества.

КАЧЕСТВА ОЦЕНКА

1. Способность выполнять точные движения:

пальцами

кистью

руками

2. Способность выполнять координированные движения;

двумя руками руками и ногами глазами, руками и ногами

3. Способность выполнять быстрые движения:

пальцами руками

4. Способность выполнять быстрый темп работы в течение длительного времени

5. Способность различать цвета

6. Способность определять на глаз:

размеры предметов

расстояние между предметами

скорость движения и направление движения

размеры углов

небольшие отклонения предметов от заданной формы

7. Способность оценивать осязанием:

гладкость поверхностей предметов толщину предметов малые расстояния

8. Способность запоминать разили редко слышанные или виденные тексты чертежи, схемы устные сообщения

9. Способность быстро запоминать осмысленный материал или текст

10. Способность длительно сохранять внимание на одной и той же рабочей операции или объекте

11. Способность сохранять высокую работоспособность:

в присутствии других лиц

при постороннем шуме

при неожиданных впечатлениях

12. Способность одновременно наблюдать несколько объектов:

постоянно временно

13. Способность быстро приспосабливаться к переменам рабочих объектов или рабочих ситуаций

14. Способность быстро замечать и исправлять свои ошибки и ошибки других

15. Способность длительно и хорошо выполнять однообразную работу

16. Способность быстро переключаться с одной работы на другую, с одной операции на др.

17. Способность принимать правильные решения при внезапном возникновении сложных и опасных ситуаций

МЕТОДИКИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗМА И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ

АНКЕТА N 1 (ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ)

ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ КАЖДЫЙ ВОПРОС И ПОДЧЕРКНИТЕ ТОТ ВАРИАНТ ОТВЕТА, КОТОРЫЙ ПОЛНОСТЬЮ СООТВЕТСТВУЕТ ВАШЕМУ МНЕНИЮ

Считаете ли Вы, что состояние здоровья важно для успешной профессиональной деятельности?

А) важно, б) не имеет значения, в) не знаю.

2. Оцените свое здоровье:

А) я здоров, б) не знаю, в) имею некоторые отклонения в состоянии здоровья.

Считаете ли Вы, что при выборе профессии необходимо получить консультацию у врача?

А) обязательно, б) необязательно, в) затрудняюсь ответить.

4. В профессиональной деятельности каждый человек сталкивается с теми или иными влияниями на организм, которые могут неблагоприятно сказаться на его здоровье. Подумайте, что это могут быть за воздействия, и постарайтесь перечислить их как можно больше:

Спасибо. Закончив работу с данной анкетой, возьмите у пре­подавателя анкету N 2.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: