по специальности 23.02.03 «ТО и ремонт автомобильного транспорта»
Выполнил: студент группы _________
Ф.И.О._________________
Поверил:
преподаватель
Ф.И.О._________________
Симферополь 2016 г.
Лабораторная работа №1
Наименование работы: Определение сил сопротивления качению и подъему, расчет коэффициента сопротивления качению f и уклона i.
Цель работы: Экспериментально определить и сравнить с теоретическими силы и коэффициент сопротивления качению f и уклон i. Определить влияние на них параметров опорной поверхности.
Содержание работы:
1. Определение размерных и массовых параметров модели.
2. Определение силы сопротивления качению и коэффициента сопротивления качению f через силу тяги на динамометре и через значение уклона начала самопроизвольного движения.
3. Определение силы сопротивления качению и коэффициента сопротивления качению f для разных типов покрытия.
4. Определение силы сопротивления подъему и уклона i через силу тяги на динамометре и через геометрию испытательной установки.
Оборудование, измерительные приборы:
8. Установка испытательная с регулируемым углом наклона пандуса и сменными покрытиями поверхности (ламинат, войлок, поролон).
9. Модель грузового автомобиля 6х6 на пневматических колесах. Масштаб линейный 1:20, масштаб массовый 1:8000.
10. Грузы 1000 г, 2 шт.
11. Весы электронные 1-5000 г. Цена деления 1 г. Погрешность 0.5 г.
12. Динамометр пружинный 1-1000 г. Цена деления 20 г. Погрешность 10 г.
13. Линейка или рулетка, транспортир.
14. Калькулятор или ПК.
Результаты измерений:
- Измерьте размеры модели, ее снаряженную массу, распределение масс на передний мост и заднюю тележку. Нанесите их обозначения параметров и величины на схему.
- Самостоятельно напишите формулу силы сопротивления качению. Из нее выведите значение коэффициента качения f..Измерьте силы, заполните таблицу. Определите погрешность. Сделайте вывод.
Рк. = f=
Таблица 1.1 - Определение силы сопротивления качению и коэффициента сопротивления качению f
Масса модели снаряженная, m0, г | Масса модели полная, mа, г | Сила тяги на динамометре, равная сопротивлению качения, Рт=Рк, Н | Коэффициент сопротивления качению расчетный, f | Уклон начала самокачения, i=f | Относительная погрешность измерения, ε,% |
Вывод:
- Выполните измерения Рк и f на разных типах опорного покрытия. Измерьте силы, заполните таблицу. Определите погрешность. Сделайте вывод.
Таблица 1.2 - Определение силы сопротивления качению и коэффициента сопротивления качению f на разных типах опорного покрытия
Типы покрытия | Масса модели полная, mа, г | Сила тяги на динамометре, равная сопротивлению качения, Рт=Рк, Н | Коэффициент сопротивле-ния качению расчетный, f | Уклон начала само-качения, i=f | Относительная погрешность измерения, ε,% |
Ламинат (аналог твердого покрытия - асфальтобетон) | |||||
Войлок (аналог малодеформируемого покрытия - грунтовая сухая дорога) | |||||
Поролон (аналог сильнодеформируемого покрытия - снег, песок) |
Вывод:
- Самостоятельно напишите формулу силы сопротивления дороги Рд. Из нее выведите силу подъему Рп и значение уклона i..Измерьте силы, заполните таблицу. Определите погрешность. Сделайте вывод.
РД. = РП. = i=
Таблица 1.3 - Определение силы сопротивления подъему и уклона i
Масса модели полная, mа, г | Сила тяги на динамометре, равная сопротивлению дороги, Рт=Рд, Н | Сила сопротивле-ния подъему, Рп, Н | Уклон, вычисленный из силы сопротивления подъему, i | Уклон из геометри-ческих размеров установки, i | Относительная погрешность измерения, ε,% |
Вывод:
Дата проведения: _________ Выполнил: ________________