Календарно-тематическое планирование курса «Литература» 10 класса

Образец таблицы

Дата

Тема урока

Тип урока

Содержание урока

Предметные
результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты (личностные УУД)

п/п п/т план факт Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
                       

 

Типы уроков и формируемые универсальные учебные действия для достижения метапредметных и личностных результатов в предлагаемом варианте календарно-тематического планирования определены условно. Выбор типа каждого конкретного урока, способы формирования и развития тех или иных универсальных учебных действий зависят от содержания урока, индивидуального методического стиля учителя, используемых педагогических технологий, материально-технического оснащения, уровня подготовки обучающихся.

 

При обозначении типов уроков использованы следующие сокращения:

Нов. –  урок «открытия» новых знаний;

Комп. – урок комплексного применения знаний;  

ОС – урок обобщения и систематизации знаний;

Контр. – урок контроля, оценки и коррекции знаний;

РР – урок развития речи.


Тема урока

Тип урока

Содержание
урока

Предметные
результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты (личностные УУД)

 
п/п

п/т

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

 

Введение (1 час)

 
1

1

Становление и развитие реализма в русской литературе   

 XIX века

  Нов.

 Русская литература в

контексте мировой куль-

туры. Основные темы и

проблемы русской литературы первой полови-

ны XIX века.

Преобладание реалистических принципов изо-

бражения действительно-

сти в зрелом творчестве

русских писателей пер-

вой половины XIX века.

Историко-литературный

процесс.

Романтизм и реализм

как ведущие литератур-

ные направления эпохи

  Теория литературы: историко-литературный процесс, романтизм и реализм как литературные направления.

Знать   

 содержание произведений русской, родной и мировой классической литературы первой половины

XIX века, их историко-куль-

турного и нравственно-цен

ностного влияния на формирование национальной и

мировой культуры; формировать умения

учитывать исторический,

историко-культурный кон-

текст и контекст творчества

писателя в процессе анализа

художественного произведения

*  

Организовать свое рабочее место; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать способностями понимать учебные задачи   

Уметь находить и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия; делать обобщения, устанавливать аналогии

 Уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

 Формировать «стартовую» мотивацию к обучению, самосовершенствованию

 

Становление реализма как направления в европейской литературе XIX века  (2 часа)

 
2

 1

 Реализм как литературное направление и метод в искусстве

  Нов

  Реализм как

литературное

направление

и метод

в искусстве

 

Научиться выявлять в художественных текстах образы,

темы, проблемы и выражать

своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных выска-

зываниях;

овладетье навыками анали

за художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики;

 

 

 

   

 Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;   искать средства / ресурсы для решения задачи / достижения цели;  планировать алгоритм ответа, оценивать свои достижения на уроке

Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,   ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; резюмировать главную идею текста  

 Строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи   

 Формировать навыки взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя,  

   

 
 2

2

 Страницы

истории западноевропейского

романа ХIХ века. Стендаль,

  Бальзак

 Ч. Диккенс  

 Комб.

 Стендаль.

Роман «Красное и чёрное» (обзор).

Бальзак. «Отец Горио» (обзор).

Новелла «Гобсек».

Ч. Диккенс.

«Рождественская

песнь в прозе».

Роман «Домби и сын» (обзор).

 

 Научиться определять  жанровое и тематическое своеобразие произведения; давать характеристику героев произведения

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;      самостоятельно искать средства / ресурсы для решения задачи / достижения цели; оценивать свои достижения на уроке

Уметь устанавливать  аналогии, находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности),  понимать целостный смысл текста, структурировать текст; резюмировать главную идею текста  

  Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, владеть устной и письменной   речью, монологической контекстной речью   

Формировать навыки исследования текста с опорой на анализ образов, композицию, выразительные средства языка

 

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество (10 часов)

 
3  

  1

Судьба писателя.

Формирование

общественных

взглядов

И. С. Тургенева

 Нов.

 «Записки охотника»

(фрагменты).

Роман «Отцы и дети

 

Научиться представлять тексты в

виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений раз-

личных жанров;

 знать содержания

произведений,    историко- культурное и нравственно-ценностное

влияния на формирование национальной и

мировой литературы;

сформировать представление об изобразительно - выразительных

 средствах

языка;

 научиться 

определять жанровое и тематическое своеобразие произведения; 

проблемы, художественные образы и выражать

своё отношение к ним

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать способностями понимать учебные задачи; отвечать на вопросы; обобщать, делать выводы; оценивать свои достижения на уроке  

 Уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа, уметь устанавливать аналогии,   ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; резюмировать главную идею текста; критически оценивать содержание и форму текста

 Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,  уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Формировать   навыки взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя,  

 развивать навыки исследовательской деятельности,

формировать нравственную чуткость, совестливость чувства

справедливости;

 воспитание готовности к служению Отечеству, его защите на примере

судеб писателей и образов литературных героев,  

 формирование собственного мировоззрения, 

 

 

 
  3.

  2

 Преходящее

и вечное

в художествен-

ном мире

И. С. Тургенева

 

Нов.

 Романы «Рудин», «Дворянское гнездо»,

«Накануне», «Дым», «Новь»

(обзор).

Повести «Ася», «Вешние воды» (обзор).

Стихотворения в прозе (четыре-пять произведений)

 

 

    

    

 

 
 3.

 3

  Роман

«Отцы и дети».

Герой 60-х годов

XIX века

 нигилист Базаров

 Нов.

  Творческая история романа, этапы работы Тургенева над произведением о поколении нигилистов, прототипы образа Евгения Базарова.

 

 

    

  

 

 

  

   

 
3.

4

 Споры партий и

конфликт поколений в романе

 

 

Комб..

Трагический характер конфликта, в котором «обе стороны до известной степени правы». Споры Базарова с Павлом Петровичем, сильные и слабые стороны в позициях каждой из конфликтующих сторон.  

  

 

 

 

  

  

 
3.

 5

Сатирическое

изображение

Тургеневым

представите-

лей «отцов» и

«детей». Базаров

в кругу едино

мышленников

Комб.

 Базарова среди противников и мнимых единомышленников

   

 

 

 

 

 

 
3

6

 Базаров

и Аркадий Кирсанов. Испытание

дружбой

Комб.

 Базаров и Аркадий.

     

  

 

 

 

 

 
3

 7

Испытание любовью

Комб.

 Внутренний конфликт в душе Базарова. Испытание героя любовью, его мировоззренческий кризис.

  

 

 

 

 

 

 
3.

 8

Базаров и его

родители. Тургеневское изображение путей

преодоления

конфликта по

колений

 

Комб.

 

 

 Базаров под крышей родительского дома.

 

 

   

    

 

 
3.

9

Базаров как

«трагическое

лицо». Финал

романа

Комб.

Второй круг жизненных странствий Базарова. Противоречивые стороны натуры героя, рост его личности, одиночество. Трагическое разрешение центральной коллизии романа. Авторское отношение к герою.

«Отцы и дети» в русской критике.

 

 

 

 

 

 

 
3

10

Творчество Тургенева в конце

1860-х — начале

1880-х годов

Последние годы жизни писателя.

Стихотворения в прозе

 

ОС

РР

Творческий кризис Тургенева и его отражение в романе «Дым». Общественный подъём 1870-х годов. Роман «Новь». Отношение писателя к революционному народничеству. Стихотворения в прозе: основные мотивы, переклички стихотворений с прозой Тургенева, особенности жанра стихотворений в прозе.

Теория литературы:роман как литературный жанр, литературный герой и его прототип, творческая история, проблематика литературного произведения, система образов, авторская позиция и средства её

выражения в эпическом произведении, трагическое в искусстве.     

 

 

 

 

 

 

Н.Г. Чернышевский. Жизнь и творчество   (2 час)

 
4

  1

 Жизнь и твор

чество

Н. Г. Черны-

шевского.

 Роман «Что делать?»

(главы).

 

Нов.

 

 

Биография Чернышевского, формирование его взглядов. Эстетические воззрения Чернышевского.

Роман «Что делать?». Творческая история произведения, его жанровое своеобразие. Значение романа «Что делать?» в истории русской литературы и революционного движения.

 

 Сформировать умения

учитывать исторический,

историко-культурный кон-

текст и контекст творчества

писателя в процессе анали-

за художественного произведения;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы, проблемы и выражать своё отношение к ним

в развёрнутых аргументированных устных и письменных

высказываниях, научиться работать с литературоведческими терминами     

Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа

 

 

 Уметь извлекать информацию из прослушанного и прочитанного текста; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений понимать целостный смысл текста  

Уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

 

Формировать

навыки самоанализа и самоконтроля

 

 

 
4

 2

 Социально-философ-

ский роман.

Идея.

Иносказание

Комб.

 Своеобразие

жанра романа

«Что делать?».

Основные

элементы его

художественного

мира. Сюжет

романа как

развёрнутый ответ на вопрос,

вынесенный в

название

 

Теория литературы:социально-философский роман, проблематика, идея, иносказание..

 Уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

  

Уметь извлекать информацию из прослушанного и прочитанного текста; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений  понимать целостный смысл текста,   резюмировать главную идею текста;  оценивать содержание текста

 

 

Уметь читать вслух и понимать прочитанное; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе)

 

  Формировать

навыки исследования  текста, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

 

И.А. Гончаров. Жизнь и творчество (10 часов)

 
5

  1

 Личность пи-

сателя. Свое-

образие худо-

жественного

таланта Гонча

рова

 Нов.

 Творческий путь писателя.

Цикл очерков «Фрегат

«Паллада».

  Романы «Обыкновен-

ная история», «Обрыв»

(обзор).

 

 

Развивать умение анализировать художественное произведение используя изученную терминологию,  овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста;  

 формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное;

осознавать способы выражения авторской позиции

 

Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности,   делать выводы; наблюдать и анализировать собственную  учебную познавательную деятельность и деятельность других обучающихся    

Уметь  осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать   определять понятия; научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы

  Уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе;

строить логическое рассуждение, умозаключение; делать выводы; формирование готовности вести диалог с другими людьми

Осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию, проявлять уважительное отношение к литературе

 
5

2

Роман

 «Обломов». Реалистические приёмы

изображения

героя в первой

части

Нов.

Роман как литератур-

ный жанр.

Типическое в литературе, искусстве.

Система образов.

Сюжет и композиция.

Характер в литературе.

Антитеза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
  5

  3

  Полнота и

сложность об-

раза Обломова,

истоки харак-

тера главного

героя

Комб.

  Образ Ильи Ильича Обломова в контексте художественного мира романа, полнота и сложность его характера. Образ Захара, его роль в романе. Истоки характера героя в эпизоде «Сон Обломова».

 

   

 

    

  

 
 5

  4

 Андрей Штольц

как антипод Обломова.  

 

Комб.

 Андрей Штольц и Илья Обломов. Смысл житейского противостояния и взаимной душевной привязанности героев.

  

  

 

 

 
  5

 6

 Обломов и Ольга Ильинская:

Испытание героя

любовью

Комб.

 Обломов и Ольга Ильинская.

Проявление лучших душевных качеств героев в истории их любви. Неизбежность драматического финала любовной истории. Обломов и Агафья Пшеницына.

   

 

 

 

 

 
 5

 6

 Финал рома-

на. Авторская

оценка жизненного пути героя.

Историко-философский смысл

произведения

 

Комб.

 

  

 Историко-философский смысл романа. Н. А. Добролюбов и А. В. Дружинин о романе «Обломов».

 

   

 

  

 

 

 
 5

7

 Роман «Обло

мов» в других

видах искусства

 

 ОС

РР

 

 Литературно-критиче-

ская интерпретация романа Обломова.

Теория литературы:роман как литературный жанр, реалистический роман, типическое в литературе, искусстве. Система образов произведения, сюжет и композиция, характер в литературе. Антитеза. Интерьер. Художественная деталь. Художественная интерпретация, литературно-критическая интерпретация произведения.  

 

    

  

  

  

   

 
 5.

8-10   

  Сочинение  

КонтрРР

 

 Классное сочинение  

 Учиться  писать творческие работы как ответ на  проблемный вопрос; выявить авторский замысел и средства его воплощения; работать над проблемными зонами в изученных темах

Планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; контролировать и оценивать свои действия и результаты

Учиться давать развернутую характеристику персонажам; применять простейшие способы опровержения (опровержение тезиса), приведение контраргументов), устанавливать аналогии

 

Создавать собственные письменные высказывания; уметь формулировать собственное мнение и свою позицию по содержанию произведения, соотносить с авторской позицией

Формировать навыки индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи

 

А.Н. Островский. Жизнь и творчество (10 часов)

 
  6

   1

 Личность и

творчество

А. Н. Остров-

ского

 Нов

Жизнь и творчество драматурга, общенациональное содержание творчества Островского.

Исторические и семейные истоки художественной индивидуальности драматурга..

 

  Научиться   выявлять в ху

дожественных текстах обра-

зы, темы, проблемы и выражать своё отношение к ним

в развёрнутых аргументиро-

ванных устных и письмен-

ных высказываниях;

владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики;

осознание художественной

картины жизни, созданной в

литературном произведении,

в единстве эмоционального

личностного восприятия и

интеллектуального понима-

ния

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать способностями понимать учебные задачи; отвечать на вопросы; обобщать, делать выводы; оценивать свои достижения на уроке

Уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа

Уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

Формировать навыки исследовательской деятельности; формировать целостный взгляд на мир и систему человеческих отношений  

 
6

2

Комедии Островского «Свои люди -сочтёмся», «Бедность не порок»

Комб..

 Проблематика и художественное своеобразие комедий Островского Островского «Свои люди — сочтёмся», «Бедность не порок», созданных в период сотрудничества писателя с редакцией журнала «Москвитянин». Сближение Островского с кругом «Современника». Расширение тематического диапазона его произведений

 

 

 

 

 

 
 6

   3

 Драма «Гроза».Творческая история произведения.

 

 

Комб..

 Изображение

Островским

драматических

противоречий

русской жизни

в кризисную

эпоху. Творческая

история и

конфликт драмы «Гроза».

 «Гроза» как русская трагедия.

    

  

  

 

 

 
   6

  4

 Нравы города

Калинова

 

Комб.

 

  Катастрофическое состояние мира и его отражение в характерах героев драмы. Общенациональный масштаб художественного обобщения. Образы грозы и Волги в пьесе.

  

  

   

  

 

 
 6

5

   Образ Катерины

Кабановой.  

Суть конфликта

героини с «тёмным царством

 Нов

 Религиозная основа бытового конфликта в семействе Кабановых.

 

        

 

  

  

  

 
  6

  6

  Катерина в

системе образов

драмы «Гроза»

Комб.  

 Образ главной героини, народные истоки характера Катерины.

Особенности трагической коллизии в пьесе, её социальные и религиозные корни

  

 

 

 

 

 

 
 6

  7

 Смысл названия

пьесы. Критики о произведении

Комб.

Трагическое и жизнеутверждающее в драме Островского «Гроза»

 Н. А. Добролюбов и А. А. Григорьев о «Грозе» Островского.

 

   

 

 

 

  

 
  6

 8

 Драма «Бесприданница»

 

Комб.

 

 Глубина социально-психологических характеристик героев пьесы. Поэтичность и драматизм образа Ларисы.

.   

       

 

 

  

   

 
  6

 9- 

Художественное

своеобразие

пьес А.Н. Остров-

ского

ОС

 Своеобразие пьес Островского конца 1860-1870-х годов, по-новому развивающих прежние мотивы Неповторимый национальный облик драматургии Островского.

Роль Островского в создании русского театра.

Теория литературы:драма как род литературы. Драматические жанры: комедия, трагедия, драма. Конфликт в драматическом произведении, этапы развития действия. Монолог, диалог, речевая характеристика персонажа. Образ-символ. Авторская позиция в драме и средства её выражения.    

   

 

 

 

  

 

 
 6.

 10

Творческая работа   

Контр

 РР

 

Творческая работа по драматургии А.Н. Островского

 Учиться  писать творческие работы как ответ на  проблемный вопрос; выявить авторский замысел и средства его воплощения; работать над проблемными зонами в изученных темах

Планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; контролировать и оценивать свои действия и результаты

Учиться давать развернутую характеристику персонажам; применять простейшие способы опровержения (опровержение тезиса), приведение контраргументов), устанавливать аналогии

 

Создавать собственные письменные высказывания; уметь формулировать собственное мнение и свою позицию по содержанию произведения, соотносить с авторской позицией

Формировать навыки индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи

 

Поэзия Ф.И. Тютчева (2 часа)

 
 7.

  1

Становление личности поэта.

  Основные темы творчества поэта-философа.

Хаос и космос в поэзии

Ф. И. Тютчева

 

 Нов.

  Связь поэзии Тютчева с традициями его древнего рода, с историей и природой Орловщины. Философская проблематика и художественное своеобразие поэзии Тютчева.

Стихотворения: «Silentium!», «14 декабря 1825 года», «Не то, что мни-те вы, природа...», «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Цицерон», «День и ночь», «О, как убийственно мы любим...», «Весь день она лежала в забытьи...», «Наш век», «Над этой тёмною толпой...», «Неман», «Эти бедные селенья...», «Есть в осени первоначальной...», «Умом Россию не

понять...», «Нам не дано редугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас - и всё былое...»).

Мир природы в поэзии Тютчева.

Трагические противоречия бытия, хаос и космос в лирике Тютчева. Тема России, историко-философские взгляды поэта. Поэтическое открытие русского космоса в зрелых произведениях Тютчева.

Закрепить умения и навыки проведения анализа лирического произведения; работа с литературоведческими терминами;    

 Знать  изобразительно-выразительные

средства языка;  

сформировать умения

учитывать  

историко-культурный кон-

текст и контекст творчества

писателя в процессе анали-

за  художественного произведения

 

 

 

 Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

 Уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы 

Создавать собственные  устные и письменные      высказывания; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на лирическое произведение; выразительное чтение  произведений

Формировать  устойчивую мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности    
 7

  2

 Любовь

в лирике

Ф. И. Тютчева

Комб.

 

 Любовная лирика Тютчева, её биографическое и философское содержание.

Теория литературы:лирика как род литературы. Философская поэзия. Пейзажная лирика. Мотив в лирике. Лирический герой.   Средства художественной изобразительности и выразительности в лирике.  

 

 

 

 

 

   

Русская поэзия во второй половине ХIХ  века (1 час) обзор

 
8

 1

 Две ветви рус-

ской поэзии во

второй половине

XIX века.

 

Нов

 Причины и

смысл споров

о «чистом» и

«гражданском

искусстве». Стихотворения поэтов

второй половины

XIX века.

Представители «гражданской поэзии»:

А. Н. Плещеев,

И. С. Никитин,

И. З. Суриков,

С. Д. Дрожжин,

Л. Н. Трефолев,

поэты «Искры»

В. С. Курочкин,

Д. Д. Минаев,

В. И. Богданов и др.

Сторонники «чистого

искусства»: А. Н. Май-

ков, К. К. Случевский,

Я. П. Полонский и другие..

Теория литературы.

Тема. Пафос.

Мотив в лирике.

Лирический герой. Средства художествен

ной изобразительности

и выразительности

в лирике. Гражданская лирика.

Закрепить умения и навыки проведения анализа лирического произведения; работа с литературоведческими терминами;

уметь осознавать художественную

картину жизни, созданную в

литературном произведении,

в единстве эмоционального

личностного восприятия и

интеллектуального понима-

ния; сформировать представление о системе стилей языка художественной литературы;

 чтения и интерпретация

 лирических произведений

 Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач     

 Уметь формулировать и высказывать свою точку зрения, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции   

Формировать  устойчивую мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности    

Н.А Некрасов. Жизнь и творчество (12 часов)

 
 9

 1

 Личность и

творчество по

эта. Народные

истоки миро-

ощущения

Н. А. Некрасова

 

  

 

 Нов..

 Детство и отрочество Н.А. Некрасова. Народные истоки мироощущения Некрасова, близость поэта к народу, его способность выразить одухотворённую красоту страдания и высокие идеалы народа.

Лирика Некрасова.

 

 

  Научиться анализировать поэтический текст, средства художественной выразительности, настроения лирического героя, выразительное чтение и рецензирование выразительного чтения стихотворений;

определять духовно-нравственные ценности произведений

Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

 Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, уметь искать и выделять необходимую информацию в тексте; учиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы

 Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

Формировать навыки взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учите формировать навыки исследовательской деятельности; формировать духовно-нравственные качества

обучающихся  ля;

 
 9

  2

 Тема граждан-

ской ответственности поэта

перед народом

в лирике Некрасова  

 

Комб.

  Стихотворения «В дороге», «Тройка», «На Волге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Еду ли ночью по улице тёмной...», «Внимая ужасам войны...», «Поэт и Гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Зелёный Шум», «Влас», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Блажен незлобивый поэт...», «О Муза! я у двери гроба...». Основные мотивы лирики поэта. Звучание темы поэтического призвания в стихотворениях Некрасова. Народ в лирике Некрасова.

  

 

 

 

 

 
 9

 3

Художественное

своеобразие лирики Некрасова

 

 Ком

 Новизна содержания и поэтического языка Поэтическое многоголосие: особенности поэтики Некрасова, основанные на его художественной отзывчивости к народной судьбе и народной речи.

    

  

       

  

  

 
  9

  4

 Поэма «Кому на Руси

жить хорошо».

Историко- культурная основа

произведения

 

  Нов.

Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Творческая история произведения. Проблема завершённости-незавершённости.

 

 

  

  

 

 

 
9

5

 Своеобразие

композиции

и языка поэмы,

 

 

Комб.

Жанр и композиция поэмы-эпопеи. Роль фольклорных мотивов в художественном мире произведения.

 

 

 

 

 

 
9

6

 Изменение

крестьянских

представлений о счастье

 

Комб

Образ крестьян-правдоискателей в начале поэмы, первоначальные представления странников о счастье. Перелом в направлении поисков «счастливого».

 

 

 

 

 

 

 

 
9

7

 Крестьянские

судьбы в изо-

бражении

Некрасова:

Яким

Нагой и Ермил

Гирин

 

Комб

Ключевые образы поэмы (Яким Нагой, Ермил Гирин, Постепенное рождение в сознании народа образа другого «счастливца», борца за духовные святыни.

 

 

 

 

 

 
9

8

 Вера поэта

в духовную

силу, богатыр-

ство народа.

 

Комб.

Образы Савелия –богатыря святорусского, Матрёны Тимо-

феевны

 

 

 

 

 

 

 

 
  9

  9

 Образ Гриши

Добросклонова, его роль в поэме

 ОС

РР

 Работа Некрасова над финальной частью поэмы, вера поэта в пробуждение народных сил, нескорое, но неизбежное утверждение народной Правды.

Открытый

финал произ ведения. Неразрешённость

вопроса о народной судьбе

  Теория литературы: л ирический герой, биографические мотивы в лирике. Жанры лирики (ода, сатира, послание, песня). Поэма. Поэма-эпопея. Фольклорные мотивы в литературе. Проблематика.

   

 ;    

       

 

 

 
 9

10-12

 Сочинение

 

Контр.РР.

Классное сочинение

 Учиться  писать творческие работы как ответ на  проблемный вопрос; выявить авторский замысел и средства его воплощения;  работать над проблемными зонами в изученных темах

Планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; контролировать и оценивать свои действия и результаты

Учиться давать развернутую характеристику персонажам; применять простейшие способы опровержения (опровержение тезиса), приведение контраргументов), устанавливать аналогии

 

Создавать собственные письменные высказывания; уметь формулировать собственное мнение и свою позицию по содержанию произведения, соотносить с авторской позицией

Формировать навыки индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи

 

                                     Поэзия А.А. Фета (2 часа)

 

 
 10

1

А.А. Фет.

«Остановленные мгновения»

в

стихотворениях

А. А. Фета

 Нов.

Биография и творческий путь Фета.. Природа в поэзии Фета. Преображение житейских впечатлений в поэтический образ.

Любовная лирика Фета

«Шёпот, робкое дыханье...», «Сияла «Шёпот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад.

Лежали...», «Это утро, радость эта...», «Учись у них — у дуба, у берёзы...», «Целый мир от красоты...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На стоге сена ночью южной...», «Ещё майская ночь...», «Я тебе ничего не скажу...», «Как беден наш язык! Хочу и не могу...», «Пчёлы», «Вечер».

Стихи Фета о назначении поэзии.  

  Научиться анализировать поэтический текст, средства художественной выразительности, настроения лирического героя, выразительное чтение и рецензирование выразительного чтения стихотворений;

определять духовно-нравственные ценности произведений.  

 

 

 Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; наблюдать и анализировать собственную учебную познавательную деятельность 

 Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа; научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы

   Формировать навыки выразительного чтения, готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Формировать навыки исследовательской деятельности; формировать целостный взгляд на мир и систему человеческих отношений

 
10

  2

 Характерные

особенности

лирики А.А.  Фета,

её новаторские

черты

 

 Комб

РР

Основные особенности поэтики Фета, его важнейшие художественные открытия:   .  Место Фета в русской поэзии второй половины XIX века. 

Теория литературы: лирическое стихотворение как жанр. Пейзажная лирика, интимная лирика. Мотив в лирике. Лирический герой. Средства художественной изобразительности и выразительности в лирике.

Импрессионизм в искусстве и литературе.

 

  

 

  

 

     

 

Творчество А. К Толстого  (3 часа)

 

 11

  

1  

  Творческая

самобытность

поэзии

А. К. Толстого.

Стремление

к пушкинской гармонии

 

 Нов

Жизненный и творческий путь А. К. Толстого.   Нравственная твёрдость писателя, последовательная

защита им интересов русской литературы.

Стихотворения

«То было раннею весной...», «Средь шумного бала, случайно...», «Меня, во мраке и в пыли...», «Край ты мой, родимый край...», «Колокольчики мои...», «Двух станов не боец, но только гость случайный...».

   Основные мотивы, неповторимое своеобразие поэзии А. К. Толстого.

 

 Научиться анализировать поэтический текст, средства художественной выразительности, настроения лирического героя, выразительное чтение и рецензирование выразительного чтения стихотворений; сформировать умение

учитывать 

историко-культурный кон-

произведений,       

определять духовно-нравственные ценности произведений;  

 

 Планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; контролировать и оценивать свои действия и результаты, применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

 Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. учиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы

Формировать навыки выразительного чтения, готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении

 Формировать мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности,

формировать целостный взгляд на мир и систему человеческих отношений; формировать духовно-нравственные качества

обучающихся 

 
 11

2  

 Образ Козьмы

Пруткова, его

место в русской

поэзии

Комб.

 Сатирические произведения А. К. Толстого. Литературная маска Козьмы Пруткова: от литературной пародии до политической сатиры. «Плоды раздумья». Стихотворения «Мой портрет», «Моё вдохновение», «Перед морем житейским», «Осень. С персидского, из Ибн-Фета.

 

 

    

 

  

 
11

 3

Универсальный

талант

А. К. Толстого:

поэта, драматурга, прозаика

 ОС

РР

 

Отражение историософских взглядов автора в его исторических балладах и стилизованных былинах. Былины и баллады А. К. Толстого. «Василий Шибанов», «Илья Муромец», «Садко». Отражение историософских взглядов автора в его исторических балладах и стилизованных былинах. Драматические произведения

А. К. Толстого, трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис».

  Теория литературы: лирический герой. Средства художественной изобразительности и выразительности в лирике. Баллада как литературный жанр. Историзм в литературе. Стилизация, пародия. Юмор, ирония и сатира как виды комического. Литературная маска.

 

 

 

 

  

    

   

 

М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (4 часа)

 
12

  1

Драматическая судьба писателя-сатирика. Проблематика

и жанровое

своеобразие са-

тиры «История

одного города»

  Нов

Общественно-политическая позиция Салтыкова-Щедрина.

«История одного города». Необычность жанровой формы произведения, роль фантастических образов.

Роман «Господа Головлёвы» (обзор).  

 

 Научиться определять роль героев в раскрытии темы и идеи произведения;

научиться составлять характеристику героя произведения, 

 способы создания  образа,

авторская позиция; определять

духовно-нравст-венные ценности  литературы

 

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать способностями понимать учебные задачи; отвечать на вопросы; обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке

Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, уметь искать и выделять необходимую информацию в тексте; учиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы    

 Уметь формулировать и высказывать свою точку зрения, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции   

Формировать мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности,

формировать целостный взгляд на мир и систему человеческих отношений; формировать духовно-нравственные качества

обучающихся      

 
 12

  2

Глуповские гра

доначальники:

гротескное изо-

бражение по-

роков государ-

ственной власти

в России

Комб

 Обличение тёмных сторон «глуповской истории», понимаемой как история народа, отступившего от христианских заповедей. Пародия, гротеск, гиперболизация как способы раскрытия авторского замысла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
12

 3

Народ в

 «Истории одного го-

рода».

Комб.

  Размышления автора

о прошлом и

будущем России

 

 

  

  

     

 
12

  4

Тема народного

счастья в рус-

ской литературе

разных эпох

 Нов..

«Сказки» Салтыкова-Щедрина. Проблемно-тематические группы сатирических сказок

писателя. Социальное и религиозно-философское содержание сказок, их идейно-художественное своеобразие.

 «Пропала совесть», «Рождественская сказка», «Самоотверженный заяц», «Карась-идеалист», «Премудрый пискарь», «Христова ночь».

Творчество Салтыкова-Щедрина как свидетельство духовного взлёта русской словесности в XIX веке: созидательная роль обличительной литературы, опирающейся на прочные нравственные основы национальной культуры.

  Теория литературы: пародия, гротеск, фантастика как приёмы сатиры. Литературная сказка. Антиутопия (первичное представление).

 

 

 

 

   

 

 

Ф М. Достоевский (8 часов)

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 13

 1

 Судьба писате-

ля, трагические

обстоятельства,

сформировав-

шие его миро-

воззрение

 

 Нов

 Биография Достоевского, формирование его личности и жизненной позиции. Семья писателя, первые детские впечатления.   

Начало литературной деятельности.    

Романы «Бедные люди», «Идиот», «Братья Карамазовы» (обзор).

Дневник писателя

(фрагменты).

 

  

.

 

 Научиться   представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

знание содержания произведений русской,   литературы, их историко-культурного

и нравственно-ценностного

влияния на формирование

  мировоззрения, научиться анализировать художественное произведение,   работать с литературоведческими терминами,    научиться определять различные формы выражения авторской позиции   

*  

Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; наблюдать и анализировать собственную учебную познавательную деятельность 

 Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного,    уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. учиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы

 Уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,  умозаключение и делать выводы, формировать готовность вести диалог с другими людьми.

 Осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию; проявлять уважительное отношение к литературе; формировать ценностно-смысловую ориентацию обучающихся     

 
 13

  2

  Атмосфера

1860-х годов

и её отражение

в романе «Преступление и

наказание»

 

 Нов.

 Роман «Преступление и наказание». Творческие истоки произведения, жанровое своеобразие «идеологического» романа.

 

 

    

 

 ,    

  

 

 
13

 3

Петербургские

углы. «Унижен-

ные и оскорб-

лённые»

в романе

 

Комб.

 Образ Петербурга в романе Достоевского.    Связь болезненных заблуждений героя с трагедиями петербургских трущоб.

 

 

 

  

 

  

  

     

 
13

  4

 Теория Рас-

кольникова как

причина его

преступления.

Глубина психо-

логического анализа в романе

 

 Нов.

 Антигуманный и богоборческий смысл теории Раскольникова.

 

 

 

 

    

     

 
13

  5

Идея и натура

Раскольникова.

Наказание героя

 

Комб.

 Идея и натура Раскольникова: глубина психологического анализа душевных терзаний героя. Духовный путь Раскольникова.  

Способы изображения

внутреннего мира героя (монолог, внутренняя речь, деталь  и др.)

  

 

 

  

    

 

 
13

  6

Второстепенные

персонажи, их

роль в повествовании

 

Комб.

Семен Мармеладов, Катерина Ивановна, Разумихин, Лужин, Свидригайлов,

Порфирий Петрович, их

роль в сюжете романа  

  

    

  

     

      

 
 13

 7

Раскольников и

Сонечка.

 Нравственное возрождение героя

 Раскольников в эпилоге романа.

 

Комб.   

 Роль Сони Мармеладовой и её христианской веры в нравственном возрождении главного героя.

     

  

    

 

  

 
13

  8

Нравственный

смысл произве-

дения, его связь с почвенническими взглядами

Ф. М. Достоев-

ского

ОС

РР

 «Преступление и наказание» в ру


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow