Краткая пояснительная записка

Муниципальное учреждение

«Кинешемская городская централизованная библиотечная система»

 

 

Сценарий игры «литературный морской бой» по творчеству М.Ю.Лермонтова.

 

  «Бессмертный и навсегда молодой»

 

                                                                                           

     

 

 

                                                                                      

 

 

Г.Кинешма

Краткая пояснительная записка

 

Автор материала   Смирнова Вероника Евгеньева
Учреждение   Муниципальное учреждение Кинешемская городская централизованная  библиотечная система
Название материала   Игра «Литературный морской бой» «Бессмертный и навсегда молодой» по творчеству М.Ю.Лермонтова.
Категория Старшие классы
Учебный предмет   Литература, внеклассные часы.
Вид ресурса Игра - викторина
Оснащение Игровое поле 6 Х 6 для команд и ведущего,ручки, карандаши.
Цели, задачи   Познавательная- знакомство учащихся с интересными фактами жизни М. Ю. Лермонтова; воспитательная– развитие эстетического отношения к творчеству поэта;развивающая- проверка знаний, закрепление пройденного материала.
Краткое описание работы   Основой игры является детская игра "Морской бой". В ходе подготовки учащимся предлагается поработать с текстом романа «Герой нашего времени», перечитать стихи, поэмы М..Ю.Лермонтова по методу «внимательный читатель». Форма игры командная. Количество команд -2.  
Список использованной литературы. Ссылки на Интернет – источники.   1.Афанасьев В.В. Лермонтов. - М.: Мол. гвардия,1991. 2.Дементьев А.Д.Нет женщин нелюбимых. - М.:Эксмо,2003. 3.Долинина Н.Г.Печорин и наше время. Эссе. Изд.2-е. Оформление Ю.Киселёва.- Л.: Дет. лит.,1975. 4.Каримова Р.З.Литературная дуэль: викторина//Читаем, учимся, играем.-№7.-2010.- с. 12. 5.Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени.- М.: Дет. лит.,2000. 6.Логиновская Е.Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон». - М.:Худож.лит.-1977. Макарова Б.А. «Боюсь не смерти я. О нет!..»: вечер// Читаем, учимся, играем.-№7.-2009.-с.4-13. 7.Махлевич Я.Л. «И Эльбрус на юге... «. - М.: Сов Россия,1991. 8.Труайя А.Странная судьба Лермонтова/пер с фр. Ю. Соколова. -Санкт- Петербург: Академический проект,2000. 9.Чекалин С.В.Лермонтов. Знакомясь с биографией поэта…-М.:Знание,1991. 10.Щёголев П.Лермонтов.- М.: «Аграф»,1999. 11.Шкодских С.А. «Но людям я не делал зла…»: литературная игра// Читаем, учимся, играем.-№8.-2009.-с.66 Интернет ресурсы, использованные при создании игры http://ru.wikipedia.org http://metodsovet.su/load/liter/vnekl_rab/intellektualnaja_igra_po_tvorchestvu_m_ju_lermontova/73-1-0-5208 http://www.proshkolu.ru/search?text=%CB%E5%F0%EC%EE%ED%F2%EE%E2+.%C2%E8%EA%F2%EE%F0%E8%ED%E0+%CA%E2%E5%F1%F2&searchid=1949542&web=0#2022 http://rusla.ru/rsba/association/izdanija/vistavki/untitled.php    

 

    Любое  мероприятие будет  увлекательным и в то же время более эффективным, если использовать разнообразные игры. В игре есть своя прелесть, это и азарт, и соревновательный момент, игра развивает чувство коллективизма учащиеся. В игре, викторине есть возможность обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся. Вновь и вновь обратиться  к текстам произведений того или иного автора. 

В качестве итогового занятия по творчеству и  биографии М.Ю. Лермонтова можно предложить ребятам, учащимся старших классов, игру, которую я предлагаю вашему вниманию. «… через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого». (Ираклий АНДРОНИКОВ)

"Литературный морской бой" - интеллектуально-творческая игра, которую можно использовать для активизации знаний играющих в любой области в данном случае на уроке литературы, внеклассном мероприятии, посвящённом творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова.

Основой игры является детская игра "Морской бой", поле которой, с

проставленными на нем очками, является игровым полем для данного

конкурса. Например, для "Морского боя" игровое поле  6*6 клеток и поле

ведущего будут выглядеть следующим образом:

 

 

       а б в г   д  е                               а   б   в    г д е

1 10 40 30 20  10 45                              1   10 40  30 20 10 45

2 5 25 50 30 40 15                               2      5 25   50 30  40   15

3 10 5 15 5    20 50                                3 10 5 15 5 20 50

4 5 10 25 50  15 10                               4 5 10  25 50 15   10

5 40 30 5 10  20  45                               5  40  30 5 10   20 45

6 50 45 45  50 45 50                               6     50 45 45 50 45   50

На поле ведущего расположены корабли, координат которых играющие

не знают.

Участники игры: играющие команды - две, ведущие.

Ход игры. Команды распределяют между собой поровну корабли, и

ведущий называет командам, в тайне от других, координаты этих

кораблей.

Та команда, которой выпадает по жребию начать игру, называет

координату первого выстрела. Если на этой клетке стоит корабль, то

команда получает в плюс очки, проставленные на клетке, и продолжает

"стрельбу".  Если на этой точке нет корабля, то ведущий предлагает

команде вопрос той же сложности, сколько очков стоит на этой клетке.

На размышление команде дается столько же секунд - сколько очков. Если

команда ответила правильно, то очки засчитываются  в плюс, если

неправильно, то минус. Ход переходит к противнику.

Команда выбывает из игры, если "потоплены" все ее корабли.

Выигрывает та команда, которая к тому моменту, когда "сбиты" все

корабли, наберет больше очков (победителем  может считаться и та

команда, у которой остался последний корабль "на плаву").

Реквизит: игровое поле (для играющих и для ведущего), табло для

очков, модели кораблей для жеребьевки, фломастеры (мел, краски) для

обозначения ходов на игровом поле, призы.

 

 

Вопросы к игре "Литературный морской бой".

 

I. Пятибалльные:

1. Город, в котором родился будущий поэт? (Москва)

2. От кого вёл свою родословную Лермонтов? (От испанского герцога Лерма и шотландского прапорщика Георга Лермонта, приехавшего в Россию в XVI в.)

3. Годы жизни М.Ю.Лермонтова?(3 (15) октября 1814, Москва 15 (27) июля 1841)

4. Где провёл свои детские годы Лермонтов и впоследствии был похоронен? (В родовом имении Тарханы Пензенской губернии, ныне село Тарханы Пензенской области)

5. Где произошла дуэль, на которой поэт был смертельно ранен? (У подножья горы Машук, близ Пятигорска)

6. Какими искусствами увлекался Лермонтов в детстве? (В детстве и юности М. Лермонтов увлекался поэзией, живописью, лепкой, музыкой, декламацией)

7.Кто после смерти родителей занимался воспитанием маленького Мишеля? (Елизавета Алексеевна Арсеньева-бабушка поэта)

8. Фамилия поэта и писателя, которого Лермонтов считал своим литературным учителем, даже ни разу не увидев его. (А.С.Пушкин)

9. Фамилия немецкого поэта, перевод стихотворения которого стал одним из самых известных произведений Лермонтова (И.В.Гёте - немецкий поэт – романтик)

10. В роду Лермонтовых давались мужские имена Юрий и Пётр. Почему Лермонтова назвали Михаилом, и как звала его бабушка, которая вырастила мальчика? (В честь деда по матери. Мишель.)

 

 

II. Десятибалльные:

1. Название реки на Северном Кавказе. (Терек)

2. Город, который М.Ю. Лермонтов упоминает в своем романе «Герой нашего времени» (Пятигорск)

3. Город на Кавказе, названный в честь поэта. (Лермонтов)

4. Назовите музыкальный инструмент, на котором играл М.Ю. Лермонтов. (Скрипка)

5. Часть Российской империи, где большую часть жизни провел Лермонтов (Кавказ)

6. Название стихотворения, написанного Лермонтовым в 16 лет. («Парус»)

7. Стихотворение М.Ю. Лермонтова, написанное в форме рассказа старого солдата. («Бородино»)

8. Увлечение Лермонтова (Рисование)

9. В каком университете учился Михаил Лермонтов и окончил ли его? (В Московском университете, но через год уехал в Петербург и поступил в школу гвардейских прапорщиков).

10. Название драмы Лермонтова, праздничное развлечение («Маскарад»

11.Впридворных кругах это стихотворение было расценено как «бесстыдное вольнодумство, более чем преступное». 18 февраля Лермонтов был арестован, а уже 25-го стало известно решение Николая I перевести Лермонтова на Кавказ, под чеченские пули, в Нижегородский драгунский полк. О каком стихотворении идёт речь? («Смерть поэта»)

12.«Валерик» — это имя или название? Что оно значит? (С чеченского языка «Валерик»  переводится как «река смерти» («Валеран хи»).

 

III. Пятнадцатибалльные:

1.Под впечатлением разноречивых толков и споров о дуэли и гибели А.С.Пушкина М.Ю. Лермонтов написал стихотворение. Что это за стихотворение? («Смерть поэта»)

2.Был ли лично знаком Лермонтов и Пушкин? (Нет)

3.Название поэмы Лермонтова, герой которой мальчик-горец. («Мцыри»)

4.Имя героини поэмы Лермонтова «Демон» (Тамара)

5. Полное заглавие «Песни про... купца Калашникова»? («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).

6.Фамилия женщины, подруги юных лет поэта, дружеские чувства к которой Лермонтов пронёс через всю жизнь. (Варвара Лопухина-

юношеская влюблённость поэта, дружеские чувства к которой он пронёс через всю жизнь)

IV. Двадцатибалльные:

1. Стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, имеющие одинаковые названия. («Узник»)

2. Поэма М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к которой созданы художником Врубелем. («Демон»)

3. П.Вяземский сказал « В нашу поэзию стреляют удачнее, чем в Людвига Филиппа. Второй раз не дают промаха!». Объясните смысл сказанного. (Пушкин, Лермонтов убиты на дуэли)

4. Как начинается стихотворение «Бородино»? («Скажи ка, дядя,ведь недаром…)

5. Один из кумиров юного поэта — «Сей взгляд с возвышенным челом. И две руки, сложённые крестом». Кто это? (Наполеон)

6. Из какого произведения строки «Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!»? (Стихотворение «Парус»)

V. Двадцатипятибалльные:

1. Из какого произведения строки «Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!.. «? (Поэма «Мцыри»)

2. Из какого произведения строки «Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок»? (Стихотворение «Смерть поэта»)

3. Кто из героев Лермонтова «на смерть бился, до последних сил… за святую правду-матушку»? (Купец Калашников)

4. Кто из героев Лермонтова… «ходил на кабана один на один», а иной раз ветер «ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет»? (Печорин «Герой нашего времени»)

5. Что напоминает вам восклицание: «Луна! Как много в этом звуке чувств!»? (Пушкинские строки: «Москва! как много в этом звуке. Для сердца русского слилось!» («Евгений Онегин»).

6. По поводу чего велось следствие «о непозволительных стихах» и последовал арест и первая ссылка на Кавказ? (Стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели Пушкина).

7. Каково современное название Шат-горы, упоминаемой Лермонтовым в стихотворении «Спор»? (Эльбрус)

8.У какой поэмы Лермонтова было более семи редакций? («Демон»)

                             


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: