Тема1.1. Психологические основы обучения

Методические указания

для студентов заочного отделения

ГБПОУ АО «Архангельский педагогический колледж»

по выполнению самостоятельной работы

по учебной дисциплине

  

МДК 03.01. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Преподаватель Матвеева Н.Я.

5 курс

 

Архангельск 2018

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка   2
Тематический план 3
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы Тема 1.1.Психологические основы обучения  Тема 1.2. Особенности учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста Тема 1.3. -1.7…….. 5
Задания для домашней контрольной работы -10 вариантов Критерии оценки контрольной работы Рецензия - бланк    6
Вопросы к дифференцированному зачету (контрольная работа)   17
Задания для экзамена квалификационного                                                ПМ03.Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования Составление плана коррекционно-развивающей работы с дошкольником (по результатам диагностики)   17
 Приложение (домашняя контрольная работа, п.2., задания на практику) 1. Практическое изучение индивидуальных особенностей развития познавательных процессов у ребенка 3-7лет, (диагностические методики, протоколы, схема психолого-педагогической характеристики ребенка, схема рекомендаций, примерный образец характеристики). 2. Критерии оценки контрольной работы 3. Рецензия - бланк 27

Пояснительная записка

 

В учебном процессе профессиональной образовательной организации выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная (выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию); внеаудиторная (выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия).

В ходе самостоятельной работы студенты овладевают умениями работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, пособиями, составлять технологическую документацию, решать производственные ситуационные задачи, анализировать свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы предназначены для студентов заочной формы обучения по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 «Дошкольное образование» по программе углублённой подготовки при освоении программы учебной дисциплины МДК 03.01. Теоретические основы обучения детей в разных возрастных группах.  

Методические указания включают тематический план, задания для внеаудиторной самостоятельной работы, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы, задания для домашней контрольной работы и примерных вопросов для дифференцированного зачёта

 Программа междисциплинарного курса МДК 03.01. Теоретические основы обучения детей в разных возрастных группах  

  состоит из 1 раздела  и  7 (2) тем. Структура учебной дисциплины (МДК) и её (его) тематическое содержание представлены на две темы 1.1., 1.2.  и сформированы таким образом, чтобы в достаточной мере познакомить обучающихся с основными областями изучаемого знания – Тема1.1. Основы психологии обучения детей дошкольного возраста, особенности учебной деятельности дошкольников, причины трудностей в обучении.                     Тема1.2. Особенности учебно-познавательной деятельности детей, где рассматриваются возрастные особенности развития познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Примечание: Тема 1.3. – 1.7. Педагогические основы организации обучения дошкольников, рассматриваются другим преподавателем.

 

В результате освоения учебной дисциплины  МДК 03.01. Теоретические основы обучения детей в разных возрастных группах

 

обучающийся должен:

знать:

- основы организации обучения дошкольников

-  приёмы работы с одарёнными детьми

- способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

- особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;

-  диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников;

- требования  к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка

 

уметь:

- составлять программу работы с одаренными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка;

- -определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

- -отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики

 

 

Иметь опыт:

- организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

- проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учётом возрастных и индивидуальных особенностей;

- составления психолого-педагогической характеристики ребёнка;

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Наименование тем
1 Тема 1.1.Тема 1.1. Психологические основы обучения  Общая характеристика процесса обучения Учебная деятельность как особая форма учения
2 Тема 1.2.Особенности учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста Познавательная деятельность детей дошкольного возраста Развитие восприятия дошкольников Развитие внимания и памяти детей дошкольного возраста. Развитие мышления и речи детей дошкольного возраста Развитие воображения детей дошкольного возраста Диагностика и коррекция познавательной сферы дошкольника Современные подходы к развитию познавательной сферы дошкольников
3 Тема 1.3. -1.7. …….Педагогические основы организации обучения

                ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема1.1. Психологические основы обучения

ОК.01.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Ок.04. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК.11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм

Цель: способствовать осмыслению психологических основ обучения детей дошкольного возраста, осуществлять поиск информации, позволяющей решать профессиональные задачи

 

Содержание задания:

1.Сравнить понятия «обучение», «учение», «научение», индивидуализация обучения и дифференциация обучения, умения учиться (виды)

 

2.Ознакомиться ФГОС ДО, выписать (извлечение)

2.6. Содержание образовательной области «Познавательное развитие»

4.6. Целевые ориентиры (познание)

 

3.Подобрать приемы работы с одаренными детьми, особенности сопровождения развития одаренных детей (индивидуальный маршрут)                                                                         

 

  Содержание отчета: в тетради (или печатный вариант) представить основные понятия, подготовиться к их анализу, текст – извлечение из ФГОС ДО, подготовиться к практическому занятию по составлению плана работы с одаренным ребенком на основе самостоятельной работы (учитывать различные направления работы с детьми: задания определенной сложности, проявление особых способностей, создание ППРС и т.д.)

&  

Баринова Н. Ответы на вопросы. Неготовность к школе / Ребенок в детском саду 2017.-№11.-с.45 -47, №12.-с.53-56.

 Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336с

Влавацкая И. Н. Одаренные дети в ДОУ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/24/odarennye-deti-v-dou-0

Годовина Д.Б. Формирование познавательной активности детей. /Дошк. восп-е, № 1, 1986, с.28.

Глуховера Н. Познавательная деятельность детей, ее особенности. /Дошк. восп-е”, № 11, 1976, с.18.

Ипатова О. Мотор развития. О воспитании и обучении одаренных детей /Школьный психолог. Методический журнал для педагогов-психологов №5, 2012. С.34-39.

Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учеб. пос.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.-264с Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе. - Москва, -2000 г.

Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Е.Э. Кригер. – Барнаул, 2000.- 178 с.

Марамыгина Е. А. Познавательное развитие дошкольников с учетом требований ФГОС [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/18/poznavatelnoe-razvitie-doshkolnikov-s-uchetom-trebovaniy-fgo

СтоляренкоЛ.Д. Педагогическая психология.-Ростов-на-Дону «Феникс» 2003. - с.125-127.

Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – с.192.

Смирнова Е.О. Психология ребенка.Учебник для пед. училищ и вузов - М.: Школа-Пресс, 1997, с.384.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для стед. Сред. Пед. Учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 1998.-336с.

Чернышенко Ю. К. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет //Вестник Адыгейского госуд. унив.. Серия 3: Педагогика и психология. – 2012. - №2. – с.170-173.

Чуприкова Н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. – М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997 – с.480.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: