Музыкальная литература 7 класс муз. отд. 1 четверть 2 урок
Группы по расписанию: среда 11-50 и 15-20
Урок 2.
Тема: П.И.Чайковский Симфоническое творчество.
Симфония №1 «Зимние грёзы».
1. Посмотреть видео урок по теме.
☼ Симфония № 1 «Зимние грёзы». Смотреть видео
Чтобы видео началось необходимо: 1. нажать на клавиатуре клавишу Ctrl и 2. навести мышку на слова Смотреть видео (появится ладошка) 3. щёлкнуть левой кнопкой мыши и откроется страница в YouTube. |
2. Сделать записи в тетради:
Симфония № 1 соль минор «Зимние грёзы»
Первая симфония создавалась Чайковским весной и летом 1866 года. В музыке этого сочинения воплощены впечатления композитора от русской природы, которую он очень любил, воспоминания детских лет о зимней дороге из далёкого Воткинска в Петербург, куда родители везли его учиться, картины весёлых народных гуляний.
Работа над симфонией давалась трудно. Пётр Ильич уже начал работу профессора, и занятия с учениками отнимали почти все дневное время. Поэтому на музыку оставалась только ночь. И все же к сентябрю композитор закончил симфонию и отдал её на суд своих учителей – профессоров Петербургской консерватории А. Рубинштейна и Н. Зарембы. Симфония была сурово раскритикована. Включить её в программы концертов Русского музыкального общества отказались.
|
|
Вторая редакция симфонии тоже не получила одобрения. Чайковскому удалось только добиться исполнения двух средних частей, но оно прошло почти незамеченным.
В полном виде симфония была исполнена только в феврале 1868 года в Москве. Но это исполнение оказалось единственным. После поездки в Италию в 1874 году Пётр Ильич вновь вернулся к этому произведению и сделал ещё одну его редакцию. И только в 1883 году её по достоинству оценили. Один из рецензентов писал: «Вот это настоящая русская симфония. В каждом такте её чувствуется, что её мог написать только русский человек. В выработанную на чужбине форму композитор влагает чисто русское содержание». Действительно, это была фактически первая русская симфония, которая одновременно была первым образцом лирического симфонизма.
П. И. Чайковский дал симфонии и первым двум её частям названия.
А. Андреев. Зимняя дорога
Первая часть носит название «Грёзы зимнею дорогой». Она начинается еле слышно - будто зашелестел сухой снег от ветра, зазвенел морозный воздух. Мгновение... и появилась печальная мелодия первой темы главной партии (в соль миноре, у флейты и фагота на фоне тихого тремоло струнных). Она создаёт впечатление широко раскинувшегося простора, пустыни, одиночества. Ей вторят острые короткие звуки: как снежинки, бьющие в лицо - вторая тема главной партии (у гобоя и флейты на стаккато)
|
|
Что-то слышится в музыке беспокойное, тревожное. Нарастает звучность. Вступают все новые инструменты. Дробится мелодия. Будто подхваченные ветром, вьются, летят друг за другом ее обрывки. И вот уже во весь голос зазвучала мощная тема, выросшая из темы колючек-снежинок. Первая грустная тема влилась в неё и тоже стала мощной, будто почерпнула силы из чудесного родника. Но вот все смолкло. Несколько сухих аккордов, и вот запел кларнет. Песня его - побочная партия – задумчивая и спокойная, лирическая (у кларнета).
Эту песню подхватили другие инструменты, повели дальше, распели шире. И вновь молчание. Заключительный раздел экспозиции, праздничный, торжественный, вливается в разработку.
Её развитие полно драматизма и приводит к кульминации. И снова - генеральная пауза. После неё осторожно, робко, как будто раскачиваясь, начинают вступать разные инструменты.
И вот, наконец, полилась печальная мелодия - главная тема первой части. Это началась реприза. В конце части возвращается начальный образ. И только как отзвук, напоминание появляется колючий мотив. Постепенно он истаивает. Так заканчивается первая часть.
А. Андреев. Зима
Вторая часть называется «Угрюмый край, туманный край». В ней воплотились впечатления композитора от поездки по Ладожскому озеру на остров Валаам и поездки на водопад Иматра летом 1860 года. Музыка этой части удивительно напевна, широка и близка русской народной песенности, обрамлена медленным певучим вступлением и заключением. Главная тема - у гобоя, который поёт раздольную мелодию, похожую на протяжную крестьянскую песню
Ее, как лёгкое дуновение ветерка, пробежавшую по озёрным волнам рябь, сопровождают флейты. Потом со своей мелодией вступает фагот. И вот уже два голоса – высокий мальчишеский и мужской - поют каждый свою песню, согласно сливаясь. Прихотливо переплетаются голоса. Их мощный хор подхватывает песню, ведёт ее дальше. И вот взмывает ввысь могучая народная песня. Закончен рассказ.
В. Воробьёв. Зимние сумерки
Третья часть симфонии не имеет подзаголовка. Но содержание скерцо понятно и без этого. Слушая эту музыку, сразу же вспоминаешь Пушкина:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик динь-динь-динь...
Страшно, страшно поневоле
Средь невидимых равнин.
Но мелькнул огонёк вдали. И усталый путник на своей заснеженной кибитке въезжает в гостеприимную усадьбу. Ярко освещены окна. Звучит нежный вальс. Это - средний раздел скерцо. Но сквозь мелодию этого вальса начинает пробиваться завывание метели. Все громче оно. И вот уже не слышно изящного вальса, только ветер метёт и бьёт в лицо колючим снегом.
Что же это было? Видение? Грёза? Впереди бесконечный зимний путь...
А. Андреев. Зимние грёзы
Финал - яркая картина народного массового праздника. Большую роль в нем играет мелодия народной песни «Цвели цветики». Интонация ее положена в основу вступления. Это - пролог, раздумья. В полном виде эта народная песня появится в характере плясовой в побочной партии финала.
Главная партия имеет активный характер. Она звучит задорно, в ритме быстрого марша, с резкими восклицаниями. Это - образ ликующего веселящегося народа. Ярко, колокольно-празднично заканчивается эта симфония. Финал её стал прообразом целого ряда подобных финалов симфоний Чайковского.
Домашнее задание выполнить в тетради и принести в школу до следующей среды