Тема №3
Культура
План
1.Культура (узкое и широкое понимание)
2.Материальная и духовная культура
3.Формы культуры
4.Современная отечественная культура
5.Специфика искусства
6.Наука
7.Образование
8.Религия
9.Специфика морали
10.Общественная психология и идеология
Культура (узкое и широкое понимание)
Духовная сфера - наука, нравственность, религия, философия, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации и соответствующая деятельность людей.
Культура – возделывание, обрабатывание почвы.
Узкое понимание | Широкое понимание |
Духовная жизнь. Все виды преобразовательной деятельности людей и её результаты («вторая природа») | Характеристики определённых исторических эпох (Культура Эпохи Возрождения). Характеристики определённых видов деятельности (материальная культура) |
Материальная и духовная культура
Материальная культура -совокупность физических объектов, созданных человеческими руками. Результат – вещи (артефакты).
|
|
Духовная культура – процесс духовного творчества и его результаты: научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т.д. Результат - символы.
Формы культуры
Народная
Элитарная
Массовая
Народная культура (фольклор)
Создаётся неизвестными творцами, которые не имеют специальной подготовки
В ней отражается менталитет народа.
Примеры
Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни, танцы, анекдоты.
По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.
Элитарная
Создаётся профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся в тонкостях искусства.
Трудная для понимания неподготовленного человека («искусство ради искусства»).
Не ставит целью коммерческую выгоду, стремится к наиболее полному самовыражению создателя.
Примеры: А.Тарковский «Сталкер», К. Малевич «Чёрный квадрат» и др.
Массовая культура
Возникла в середине ХХ века = поп-культура, китч, развлекательное искусство.
Не выражает изысканных вкусов, понятна и доступна широким слоям населения.
Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы людей.
Главной целью является получение коммерческой выгоды.
Примеры: исполнение песен поп культуры
Разновидности массовой культуры
Молодёжная субкультура – создана молодыми людьми для себя.
Субкультура -часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе.
Контркультура – совокупность культурных образцов, которые противостоят общей культуре и находятся в конфликте с господствующими ценностями.
|
|
Современная отечественная культура
Что влияет на её формирование?
- Внутренние изменения
- Исторические факторы
- Западная массовая культура
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
Раскрепощение сознания народа Расширение художественного творчества Прекращение преследований представителей передовой интеллигенции | Ослабление государственной поддержки («остаточный принцип») Массовый уход квалифицированных специалистов из сферы культуры Ориентация на запросы массового зрителя →культ насилия, примитивизм… Засилье западной кинопродукции |
5.Специфика искусства - высший уровень мастерства. Искусство отражает мир с помощью художественных образов истину, добро, красоту.
Специфика познания посредством искусства
- Отражение мира с помощью художественных образов
- Наглядный характер
- Субъективное восприятие действительности
Виды искусства: архитектура, живопись, скульптура, литература, декоративно-прикладное искусство, театр, цирк, балет, кино, эстрада.
Современное искусство:
- Постмодернизм
Нет высших и низших видов, форм и жанров искусства.
Стирание различий между создателем и аудиторией, реальностью и фантазией.
Одна из главных форм – коллаж.
Наука
Специфика науки
Наука- система знаний о мире и его законах
Основные элементы:
1. Особая система знаний о природе, обществе, человеке
2.Особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний
3.Система специальных организаций и учреждений
Социальные функции науки
Познавательная
Мировоззренческая (формирование системы взглядов на мир и на место в нём человека)
Прогностическая (помогает предвидеть последствия)
Моральные (этические) нормы современного учёного
- Общечеловеческие (не кради, не лги, не навреди…)
- Касающиеся непосредственно научной деятельности (например, отстаивание истины, даже путём собственной жизни)
- Касающиеся социальной ответственности за свои открытия
Особенности современной науки
- Постоянно увеличивается объём научной информации (удваивается через каждые 5-10 лет)
- Охватывается всё больше областей знаний (15 тысяч дисциплин)
- Растёт количество учёных (в начале ХХ века -100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов)
- Наука превратилась в особую профессию
Научное знание
- Естественные науки (природа)
(математика, физика, химия, биология, география)
- Общественные (человек) (правоведение, социология, экономика, философия, история, политология, этика, эстетика)
- Точные науки (математика)
Образование
Образование- это целенаправленная деятельность людей по получению знаний и навыков.
Функции образования
- Приобщение человека к достижениям человечества
- Передача и сохранение культурного наследия и накопление опыта
- Подготовка человека к самостоятельной деятельности
- Развитие творческих способностей личности
- Воспитание и социализация личности
Основные направления развития современного образования
- Демократизация
- Гуманитаризация (увеличение доли гуманитарных дисциплин)
- Гуманизация (усиление внимания к личности)
- Фундаментальность (выявление и изучение главного)
- Компьютеризация
- Интеграция (интернационализация)
Принципы государственной политики в области образования.
· Общедоступность образования – это право на образование.
- Бесплатность образования.
· Государственная поддержка и помощь учащимся, проявившим выдающиеся способности (специальные государственные стипендии).
|
|
- Приоритетность образования -э то означает, что решение задач, связанных с развитием образования, выдвигается на первый план среди проблем, стоящих перед страной.
- Гуманизация образования - это поворот образования к потребностям, интересам и склонностям личности.
В законе «Об образовании» так формулируется один и из принципов государственной политики в области образования:
«Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного paзвития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».