УПРАЖНЕНИЙ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
МАЛЕНЬКИЕ ПОДСКАЗКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ИЗДАТЕЛЬСТВО СОВА
МОСКВА Санкт-Петербург
ВКТ Владимир
Об авторе:
Ольга Андреевна Новиковская работает логопедом-Дефектологом в специализированном детском дошкольном учреждении.
Имеет десятки публикаций, посвященных проблемам развивающего обучения детей от полутора до шести лет. Методика О. А Новиковской успешно используется педагогами Санкт-Петербурга..
Новиковская, О. А.
Н73 Речевая гимнастика 100 упражнений для|
речи дошкольников / Ольга Новиковская. - М.:
Артикуляционные упражнения и игры для развитии речи вашему малышу научиться правильно произносить звуки и расширить словарный запас.
Книга адресована родителям и педагогам.
УДК ББК
Популярное издание
Новиковская Ольга Андреевна
РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА
100 упражнений для развития речи дошкольником
Ответственный редактор М. Воронцова.
Художественное оформление А. Филиппов
Технический редактор Т. Лаврова. Корректор Н. Старостина
|
|
Верстка Е. Сальниковой
Подписано в печать 19.06.08. Формат 84х108|/з2. Усл. печ. л. 3.36. Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 541 и.
Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953004— научная и популярная литератур!
Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.007027.06.07 от 20.06.2007 г.
ООО. Издательство ACT» 141100, Россия, Московская обл., г. Щелково, ул. Заречная, д. Об Наши электронные адреса: WWW. AST. RU E-mail: astpub@ali;i. ni
ООС «Издательство «Сова» 195112 г Санкт-Петербург, а/я № 51. E-mail: ooosova@mail. wplii'. til
ОАО «Владимирская книжная типография». 600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7. Качество печати соответствует качеству предоставленных днапозш ИМ
© О. А. Новиковская, 200Н О ООО Издательство «Сова»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
САМОМАССАЖ ГУБ И ЯЗЫКА
Упражнения для губ
Упражнения для языка
ПАССИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Упражнения для губ
Упражнения для языка
АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Комплекс упражнений для детей младшего дошкольного возраста (до 4 лет)
Упражнения для нижней челюсти, губ и щек
Упражнения для языка
Комплекс упражнений для детей среднего и старшего дошкольного возраста (с 4 лет)
Упражнения для постановки звуков К, Г и Х
Упражнения для постановки звуков С, 3 и Ц
Упражнения для постановки звуков Ш, Ж, Ч и Щ
Упражнения для постановки звука Л
Упражнения для постановки звука Р
Упражнения для растяжения подъязычной связки
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять речевыми органами. К основным речевым органам относятся нижняя челюсть, мягкое нёбо, губы, щеки и язык. В последнее время все чаще у детей отмечаются их недостаточные подвижность и переключаемость, а значит, им недоступны звуки, при произнесении которых необходимы сложные, согласованные движения губ и языка. Поэтому, начиная с 2-летнего возраста, полезно проводить специальную артикуляционную гимнастику. В этой книге вы найдете описание специальных игр и упражнений, которые способствуют снятию мышечной напряженности органов артикуляционного аппарата, формируют умение чувствовать и контролировать их движения.
|
|
Для детей постарше рекомендуются комплексы артикуляционных упражнений для постановки тех звуков, которые чаще других могут отсутствовать, произноситься с дефектом или же заменяться другими: заднеязычных (К, Г и Х), свистящих (С, 3 и Ц), шипящих (Ш, Ж, Ч и Щ), а также Л и Р.
Кроме того, предлагается комплекс артикуляционных упражнений, направленных на развитие подъязычной связки (уздечки).
Положительный эффект возможен только в том случае, когда упражнения выполняются ежедневно, а главное — правильно. Поэтому взрослый должен не только показать ребенку новое упражнение, но и проконтролировать качество его выполнения. Если малышу трудно выполнить упражнение, необходимо проводить массаж губ и язы - ка и пассивную артикуляционную гимнастику. Логопедический массаж должен выполнять специалист, а самомассаж (так называется легкий массаж) ребенок может выполнить сам (по образцу).
Звуки речи образуются в результате прохождения воздушной струи через гортань, глотку и ротовую полость в момент речевого выдоха. Если же ребенок не может сделать достаточно глубокий вдох, то воздушная струя на выдохе будет слабой, а значит, многие звуки (свистящие, шипящие и звук Р) у ребенка даже при правильной артикуляции не получатся. Такая проблема чаще всего возникает у детей, часто болеющих простудными заболеваниями. В этой книге вы найдете описание игр для развития правильного речевого дыхания.
САМОМАССАЖ ГУБ И ЯЗЫКА
Самомассаж губ и языка — это артикуляционные движения, вызывающие эффект, сходный с массажным, то есть способствующие активизации кровообращения в области речевых органов, а значит, улучшению их работы.
Предлагаемые упражнения представляют собой нечто среднее между массажем и артикуляционной гимнастикой, потому что массажные движения выполняются самим ребенком, причем в игровой форме. Демонстрировать приемы следует, сидя перед зеркалом, так чтобы маленький ученик видел отражение и своего лица, и лица взрослого, а значит, мог сравнивать свои движения с движениями взрослого. Выполнять самомассаж могут дети, начиная с двухлетнего возраста.
Упражнения для губ
Смешная песенка
Скажите ребенку: «Смешную песенку я знаю и на губах ее сыграю». Теперь покажите, как можно указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б...» (Движения пальца — сверху вниз.) Ребенок тут же захочет сам исполнить эту смешную песенку.
Расческа
Скажите ребенку, что у вас во рту есть необыкновенная расческа и сейчас вы будете причесываться. Сначала слегка прикусите нижнюю губу и несколько раз поскоблите ее верхними зубами, как бы причесывая. Затем прикусите верхнюю губу и несколько раз поскоблите ее нижними зубами.
Предложите ребенку «причесать» свои губки.
Спрячь губки
Предложите ребенку «спрятать» губки. Покажите, как это можно сделать: подогнуть губы и втянуть внутрь. Покажите, как удерживать губы в таком положении, слегка прикусив их зубами.
Пусть малыш тоже «спрячет» свои губки.
Упражнения для языка
Любопытный язычок
Скажите малышу, что язычок очень любопытный — ему дома не сидится, он все время хочет выглянуть изо рта. Сами сложите губы в улыбку, а зубы неплотно сомкните и покажите ребенку, как язык протискивается наружу между зубами — верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка. Предложите малышу повторить это упражнение.
|
|