Вопроса для самоконтроля

1. Дайте определение правовой категории «правовые средства прокурора».

2. На какие группы подразделяются правовые средства прокурора?

3. Каково понятие прокурорской проверки и к какому виду правовых средств она относиться?

4. Какие акты прокурорского реагирования вправе (обязан) вносить прокурор субъекта Российской Федерации?

5. Каковы требования, предъявляемые к актам прокурорского реагирования?

6. Каков срок рассмотрения протеста, представления, постановления прокурора, о возбуждении административного производства вносимого в порядке надзора?

7. Какие непроцессуальные средства прокурорского реагирования вправе, обязан применять прокурор района?

8. Назовите ненадзорные процессуальные правовые средства прокурора.

9. Определите понятие сигнализационные средства?

 

Литература

 

1.Ергашев Е. Р. К вопросу о понятии и классификации правовых средств органов прокуратуры в теории прокурорского надзора / Е. Р. Ергашев // Российский юридический журнал. — 2007. — № 1.

2.Ергашев Е.Р. Представление как акт прокурорского реагирования в уголовном судопроизводстве// Уголовное право, 2007, N 4;

3.Ергашев Е.Р. К вопросу о правовых средствах прокурора, участвующего в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел// Арбитражный и гражданский процесс, 2007, N 7;

4.Ергашев Е.Р. Представление как акт прокурорского реагирования в уголовном судопроизводстве Учебное пособие Екатеринбург, УрГЮА, 2008 г.

5.Ергашев Е.Р. Предостережение о недопустимости нарушения закона как надзорный акт прокурорского реагирования Учебное пособие Екатеринбург, УрГЮА, 2009 г

6.Ергашев Е. Р., Корешникова Н.Р. Основные правовые средства прокуратуры Российской Федерации как инструмент обеспечения исполнения закона: Монография: Екатеринбург, 2010;

7. Ергашев Е. Р. Протест прокурора: Учебное пособие: Екатеринбург, 2010;

8. Ергашев Е. Р., Пригорща П.А. Требование прокурора как инструмент обеспечения исполнения закона: Монография: Екатеринбург, 2010;

9. Григоренко В. Н., Демидов Н. К. Предостережение о недопустимости нарушения закона: Метод. пособие. М., 1986.

10.Настольная книга прокурора под общей редакцией Кехлерова С.Г., Капинус О.С.под научной редакцией Винокурова А.Ю.: Москва, 2012;

Глава7
            


Организация работы в органах прокуратуры Российской Федерации

 

В результате освоения данной темы студент должен:

знать: - понятие и виды организации работы в органах прокуратуры РФ;

- систему и виды мероприятий, составляющих организацию работы в органах прокуратуры РФ;

- понятие распределений поручений, принципы распределения поручений;

- виды полномочий прокурора; понятие планирования в органах прокуратуры РФ его характерные черты и виды;

уметь:

-различать виды организации работы в органах прокуратуры РФ;

-определять конкретные мероприятия надзорной и ненадзорной деятельности прокуратуры;

-распределять поручения, составлять индивидуальные и перспективные и текущие планы.

владеть: оперированием основными понятиями организации работы в органах прокуратуры Российской Федерации.

 

Понятие организации работы в органах прокуратуры

 

Организация работы в органах прокуратуры - это система взаимосвязанных между собой действий работников прокуратуры, обусловленных иерархией и разделением труда, направленных на оптимизацию функционирования прокурорской системы для достижения общих целей и реализации поставленных задач.

Достижение органами прокуратуры РФ цели и решение поставленных задач обеспечиваются определенными видами деятельности, такими как осуществление прокурорского надзора, участие прокурора в рассмотрении судами гражданских, арбитражных и уголовных дел, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и др. В связи с чем, организация работы в органах прокуратуры РФ включает в себя, во- первых, организацию осуществления основных направлений деятельности прокуратуры по обеспечению законности, перечисленных в ст. 1 Закона о прокуратуре, во-вторых, организацию работы и в самой прокуратуре.

В органах прокуратуры РФ выделяют два вида организации работы:

- нормативно-правовой, т.е. такой вид организации работы в котором с помощью норм права орган прокуратуры наделяется компетенцией;

- административно-управленческий, представляющий собой вид организации работы в котором прокуроры реализуют свои полномочия, определяют правовые средства осуществления прокурорского надзора. Данный вид включает в себя в качестве его составляющих три направления работы прокуратуры:

— организацию работы каждого прокурорского органа, (Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры субъекта РФ, города, района);

— организацию работы структурного подразделения прокуратуры (главного управления, управления, отдела);

— индивидуальную организацию работы каждого прокурорского работника.

Важнейшей задачей эффективности организации работы органов прокуратуры, является рациональное использование сил и времени ее сотрудников. Во всех отдельно взятых прокуратурах работа не может быть организована одинаково, поскольку зависит от множества различных факторов, оказывающих на нее влияние. К указанным факторам относятся:

-территориально-экономическая характеристика обслуживаемой территории (региона, города, района);

-уровень и структура преступности;

-количество выявляемых нарушений закона и связанный с ним объем работы;

-численность кадров прокурорских работников, их профессиональная подготовка и практический опыт и некоторые другие.

Важнейшим критерием организации работы в органах прокуратуры является надлежащее руководство подчиненными сотрудниками. Оно в первую очередь связано с надлежащей постановкой целей и задач для исполнителей, определением направления их деятельности с учетом мероприятий, подлежащих осуществлению. Основной элемент руководства — это достижение согласованных действий подчиненных работников при выполнении возложенных на них задач прокурорской деятельности.

Организация работы в органах прокуратуры РФ включает в себя систему мероприятий. По целевому назначению и характеру они подразделяются на:

         -основные мероприятия;

         -технические мероприятия;

         -мероприятия, по совершенствованию профессионального мастерства.

Основные мероприятия непосредственно связаны с осуществлением прокурорской деятельности, обеспечивающей соблюдение Конституции РФ и исполнение законов. К основным мероприятиям относятся: подбор и расстановка кадров, применение мер поощрения и взыскания, распределение поручений между сотрудниками; планирование работы прокуратуры; контроль и руководство; участие прокурора в рассмотрении гражданских и уголовных дел; получение информации о состоянии законности и ее анализ; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, меры взаимодействия с другими органами.

Реализация данных мероприятий позволит прокурору эффективнее осуществлять прокурорский надзор соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на поднадзорной территории, а также более активно бороться с преступлениями и другими нарушениями закона.

Технические мероприятия выполняют вспомогательные функции и в первую очередь фиксирование (письменное отражение) работы прокуратуры. К ним относятся:

-делопроизводство, регистрация входящей и исходящей корреспонденции;

         -ведение статистической отчетности;

-ведение кодификации;

-материально-техническое обеспечение прокуратуры.

Мероприятия по совершенствованию профессионального мастерства дают возможность перенимать в прокурорской деятельности передовой опыт, применять эффективные правовые средства в борьбе с нарушителями законности. К указанным мероприятиям относятся:

 -оперативные совещания, на которых происходит обсуждение вопросов, связанных с проблемами прокурорской деятельности, качеством и эффективностью работы оперативных работников прокуратуры, составляются конкретные рекомендации направленные на повышение эффективности и качества работы;

-распространение положительного опыта работы прокурорских работников;       

-стажировка прокуроров вышестоящих органах прокуратуры и учеба в специальных учебных заведениях (институт повышения квалификации руководящих кадров прокурорских Генеральной прокуратуры РФ, Иркутский институт повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры РФ).

Организация работы в органах прокуратуры обусловлена определенными объективными факторами, позитивно, либо негативно влияющими на нее. К ним относятся:

-местонахождение прокуратуры относительно места нахождения следственного комитета, полиции, администрации района, города, федерального суда и мировых судей и т.д.;

-рациональное размещение и оборудование рабочих мест работников прокуратуры (их расположение, оснащение средствами связи, интернетом, предметами труда, техническими приспособлениями и т.д.);

-обеспечение средствами и материалами, необходимыми для бесперебойной работы (канцелярскими товарами, бумагой, соответствующими бланками);

-обеспечение сотрудников юридической, справочной и методической литературой.

Организация работы в органах прокуратуры РФ должна соответствовать научной организации труда, поскольку ее внедрение дает возможность избежать неорганизованности, свести к минимуму непроизводительные затраты сил и времени, столь необходимые в следственно-прокурорской деятельности.

Внедрение научной организации труда в организацию работы прокуратуры обуславливает создания в коллективах положительной социально-психологической атмосферы. Возникновения благожелательных, товарищеских отношений, между сотрудниками, готовность дать полезный совет по работе, оказать коллегам другую помощь, оказывают позитивное влияние на работоспособность всего коллектива прокуратуры в целом и содействуют мобилизации «человеческого фактора». Значение социально-психологического климата в коллективе прокуратуры имеет важное значение и обусловлено большими психологическими перегрузками, связанными с профессиональной деятельность прокуроров. 

 

7.2. Распределение обязанностей в органах прокуратуры РФ.

                                   

Важным направлением организации работы в органах прокуратуры является распределение служебных обязанностей между работниками аппарата прокуратуры. Надлежащее распределение служебных обязанностей обуславливает непрерывную, слаженную и четкую работу прокуроров. Понятия «распределение поручений» или «распределение обязанностей» используются как в теории, так и на практике. В литературе, нередко распределение поручений формулируют как «четкое определение служебных обязанностей каждого должностного лица, входящего в состав прокурорского органа»[10]. Представляется, что подобная формулировка не полностью отражает сущность данного понятия, поскольку в нем не учитываются технические работники прокуратур (не являющихся должностными лицами), но также выполнявшие определенные функции. В связи с этим в определении следует указывать как о прокурорских работниках (должностных лицах), так и иных работниках органов прокуратуры - технических.

С учетом изложенных аргументов, распределение служебных обязанностей в органах прокуратуры представляет собой определение служебных обязанностей каждого работника, входящего в состав прокурорского органа.

Распределение служебных обязанностей в органах прокуратуры РФ проводится с учетом функций и направлений прокурорской деятельности, в строгом соответствии с Законом о прокуратуре РФ, приказами и указаниями Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов федерации. Распределяя служебные обязанности руководитель прокуратуры должен учитывать специфику деятельности конкретной прокуратуры, штатную численность сотрудников, характеристику территории субъекта федерации, города, района (уровень, структуру и динамику преступности, состояние законности, социально-экономические, демографические факторы и др.

Немаловажное значение имеют уровень деловой квалификации и опыт работы прокурора - руководителя прокуратуры, его заместителей, иных прокурорских и технических работников. При распределении служебных обязанностей необходимо обращать внимание на квалификацию, полученный опыт и склонности работников к их выполнению.

Распределение обязанностей в органах прокуратуры Российской Федерации проводится с учетом следующих принципов организации и деятельности прокуратуры:

- предметного, в соответствии с которым в распоряжении соответствующего руководителя прокуратуры распределение служебных обязанностей происходит с учетом функций и направлений прокурорской деятельности, а также группы законов и ведомственных актов Генерального прокурора РФ регулирующих конкретную деятельность прокуратуры по обеспечению исполнения законов. Например, в соответствии с проявлением данного принципа за каждым структурным подразделением и отдельным прокурорским работником в зависимости от вида и штатной численности прокурорского органа закрепляется часть направления, направление либо несколько направлений прокурорской деятельности.

- зонального принципа согласно которому вся обслуживаемая конкретной прокуратурой территория разделяется на отдельные зоны с последующим их закреплением в распоряжении о распределении служебных обязанностей за конкретными прокурорскими работниками. Наглядным примером проявления зонального принципа служит такое структурное подразделение прокуратуры субъекта РФ как отдел, где, в соответствии с приказом о распределении обязанностей за каждым прокурором отдела закреплена зона (как правило 3-4 района, города);

-объектного принципа распределения служебных обязанностей, суть которого заключается в том, что распоряжением о распределении обязанностей в обязанности определенного прокурорского работника вменяется осуществления надзора за исполнением законов на одном либо нескольких объектах, расположенных на обслуживаемой данной прокуратурой территории.   

Распределение обязанностей осуществляется также в соответствии с общими принципами разделения труда, к которым относятся;

 -принцип определенности, согласно которому что каждый работник несет ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей в полном объеме;

- принцип самостоятельности, в соответствии с которым каждый прокурорский работник самостоятельно выполняет свои функции в строгом соответствии с порученным ему участком работы, закрепленным в распоряжении прокурора (руководителя прокуратуры) о распределении служебных обязанностей.

- принцип стабильности выполняемых функций, исходя из требований которого каждый прокурорский работник и работник прокуратуры должен специализироваться на конкретном участке работы достаточно продолжительное время. Применительно к прокурорским работникам, данный принцип проявляется в специализации каждого из них по отдельным направлениям прокурорской деятельности в течение продолжительного времени. В настоящее время, при ограниченности государственного бюджета и сокращением (в связи с этим) численности штата прокуратуры, повышении объема текущей работы, необходимо организовать деятельность прокуратуры таким образом, чтобы за прокурорским работником был постоянно закреплен конкретное направление прокурорской деятельности, в связи с чем конкретный работник специализировался на определенном участке работы. Реализация в органах прокуратуры РФ указанного принципа, позволяет повысить производительность труда не только конкретного работника, но и всей прокуратуры в целом.

Распределение служебных обязанностей между работниками прокуратуры закрепляется в виде распоряжения. В нем весь объем оперативной и технической работы делится между наличным штатом технических и оперативных сотрудников прокуратуры. Объем работы находится в прямой зависимости от количества населения проживающего на обслуживаемой территории. Для рационального распределения служебных обязанностей между конкретными сотрудниками, необходимо, во-первых, произвести его полный учет, во-вторых, выделить группы определенных видов работы. При группировке следует учитывать однотипность, самостоятельность, комплексность и повторяемость видов работы.[11]Вся работа, прокурорских работников обусловлена функциями, и направлениями прокурорской деятельности, направленными на обеспечение исполнения закона. В связи с чем, соответственно все служебные обязанности прокурорских работников также обусловлены ими.

 Распределение служебных обязанностей в органах прокуратуры происходит с учетом двух видов полномочий прокурора:

- передаваемых, которые прокурор вправе делегировать своим подчиненным. К ним относятся полномочия на проведение конкретных проверок, разрешение жалоб, материалов, обжалование судебных решений в случаях, если прокурорский работник принимал участие в рассмотрении конкретного дела судом.

- непередаваемых, относящихся к наиболее существенным полномочиям, прокуроров, требующих повышенной квалификации. Непередаваемые полномочия вправе исполнять непосредственно прокурор (руководитель соответствующей прокуратуры), либо – в его отсутствие – исполняющий обязанности прокурора. К непередаваемым полномочиям относятся одобрение важнейших следственных актов, согласие на определенные следственные действия, внесение актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Указанные полномочия как правило, прямо регламентированы действующим законодательством. Так, согласно ч. 2 ст. 106 УПК РФ залог может быть избран прокурором либо следователем-дознавателем с согласия прокурора. Важнейшим непередаваемым полномочием прокурора ранее было санкционирование ареста. В настоящее время, согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству, данное полномочие передано суду.

Наделяя прокурорских работников служебными обязанностями, прокурор - руководитель прокуратуры не должен освобождать себя от общего руководства подчиненной прокуратурой. Понятие общее руководство охватывает: осуществления контроля и проверки исполнения, планирование работы прокуратуры, подбор и расстановку кадров, осуществление координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, материально-техническое оснащение и некоторые другие. Осуществляя руководство работой подчиненных сотрудников прокурор, возглавляющий прокуратуру, обладает всей полнотой полномочий присущих данному органу. Распределяя служебные обязанности между прокурорскими работниками он должен, организовать и контролировать их труд, осуществлять надзор за состоянием законности на обслуживаемой территории, а в случае выявления нарушений закона, принимать соответствующие средства прокурорского реагирования, направленные на их устранение и восстановление законности.

Все служебные обязанности прокурорских работников подразделяются на основные и дополнительные.

Основные обязанности – это закрепление в распоряжении о распределении обязанностей за конкретным прокурорским работником определенной функции, направления деятельности прокуратуры, либо части направления. Например, осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствия.

Дополнительные обязанности – представляют собой всю текущую работу, которую должен выполнять прокурорский работник в ходе своей повседневной деятельности. К ним относятся, составление отчетов, ведение кодификации прием граждан в прокуратуре, разрешение обращений, дежурства, и т.д.

Как уже отмечалось, весь штат сотрудников прокуратуры разделяется на прокурорских работников и работников прокуратуры. К прокурорским работникам прокуратуры относятся все аттестованные работники прокуратуры, имеющие классные чины, а также работники, не имеющие классных чинов, но назначенные на оперативные должности приказом прокурора субъекта федерации. Это оперативным специалисты, помощники прокурора, старшие помощники прокурора, начальники отделов и управлений и их заместители, заместители прокурора и прокуроры руководители прокуратур.

К работникам прокуратуры относится технический персонал – секретари, курьеры, водители, уборщица, охрана и др. Распределение обязанностей техническим работникам закрепляется в отдельном распоряжении прокурора.

Формулировки в распоряжениях о распределении обязанностей необходимо излагать юридически грамотно, конкретно, с тем чтобы каждый работник представлял предмет своих функциональных обязанностей, пределы компетенции и ответственности в строгом соответствии с требованиями Закона о прокуратуре Российской Федерации, приказов Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов федерации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: