Полномочия прокурора, реализуемые в данном направлении прокурорского надзора, представляют собой совокупность прав, предоставленных государством органам прокуратуры для осуществления надзора за исполнением законов органами осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Статья 30 Закона о прокуратуре РФ не содержит перечень полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В п. 1 данной статьи говориться лишь о том, что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством России и другими федеральными законами.
Основные полномочия и правовые средства прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, указаны в ст. 21 Закона об ОРД. Однако в ней не изложены все полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением закона в данном направлении прокурорской деятельности. В связи с этим перечень указанных полномочий прокурора закрепляется приказами Генерального прокурора РФ, основанных на положениях Закона о прокуратуре РФ. Кроме того, УПК РФ определяет полномочия прокурора по надзору за законностью процессуальных органов дознания и предварительного следствия. Данные полномочия также могут быть использованы при осуществлении прокурорского надзора в данном направлении деятельности. При этом Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения (п. 2 ст. 30 Закона о прокуратуре).
|
|
Основываясь на изложенном можно выделить следующие основные полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением закона, органами, осуществляющими ОРД подразделяющиеся на следующие группы:
- полномочия по выявлению нарушений закона;
- полномочия по реагированию на выявленные нарушения закона;
К первой группе полномочий относятся:
- право проводить проверки исполнения законов данными органами;
- право знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами;
- право получать письменные объяснения с должностных лиц и иных сотрудников, осуществляющих, оперативно-розыскную деятельность по поводу выявленных нарушений закона.
Ко второй группе относятся:
- предъявлять письменные требования и давать поручения по делам оперативного учета и другим оперативно-служебным делами об устранении выявленных нарушений закона;
- решать вопрос об опротестовании незаконных постановлений руководителя органов осуществляющих ОРД;
|
|
- ставить вопрос об отмене незаконных и необоснованных постановлений следователя, органа дознания о возбуждении уголовного дела, вынесенных в порядке реализации результатов оперативно-розыскной деятельности;
- решать вопрос об опротестовании противоречащих закону правовых актов руководителей органов, осуществляющих ОРД;
- решать вопрос о внесении представлений об устранении нарушений закона, в некоторых ставить вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности;
- в случае установления оснований для возбуждения уголовного дела направлять материалы компетентным органам для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам нарушения уголовного законодательства.