Результаты тестирования фиксируются, каждые 10 дней на гугл диске будут выкладываться результаты
Зачёт будет проставлен по результатам тестирование, будут установлены границы зачёта и оценок
Сроки данных мероприятий устанавливаются учебной частью факультета
Предупреждение: если пропустили тест – ждёте конца семестра и смотрите, что нужно сделать для зачёта
В программе есть список источников, включая базы
Если происходит сбой зума – пытаемся войти в конференцию ещё раз, если всё равно нет – ждём на адреса почт (видимо, почт старост) информацию
В конце лекций будет специальное время под вопросы
Рефератов не будет, формат только лекционный, общаться будем в формате лекций
Автомат – по рез. Работы в семестре. Будет некий результат при хорошей успеваемости
У кого-то по итогам будет зачёт, у кого-то незачёт. Они будут сдавать зачёт в той форме, которую организуем
Очень важно, чтобы мы руководствовались собственным опытом. Будут сложности, но мы должны со всем справиться
|
|
ЛЕКЦИЯ #1.2
04.09.20
+
ЛЕКЦИЯ #2
11.09.20
Наука как форма духовного освоения действительности
Все формы освоения действительности имеют отношение к процессу познания
Лучшее начало познания – это практическая вовлечённость. Люди выделяют практические закономерности и из них рождаются законы. Из практики рождаются теории, с практики начинается наука. Хотя важно помнить, что теория тоже очень важна, но всё же познание лучше начинать не с теории, а с практики
(Более подробная информация содержится в скинутом материале)
Характеристика | Проявление в науке |
Предмет | Мир объективный и мир субъективный |
Результат | Знание, стиль научной рациональности |
Как различать предмет и объект исследование
· Предмет – объект реальности. Например, человеческий организм. И у каждой из наук будет свой предмет, фрагмент реальности, изучающей Эту науку
· Объект – реальность, её фрагмент
Важно отметить, что предмет науки в целом совпадает с объектом
Что характеризует науку
На самом деле, науку очень сложно отделить от ненауки. Но всё же эта задача не является возможной, ведь у науки есть несколько характеризующих её признаков:
Наука – это:
· Знание систематизированное
· Знание обоснование (т.е. у неё нет противоречий с уже имеющимися знаниями. При этом знания подтверждены на практике)
· Знание интерсубъективное (может без искажений передаваться от человека к человеку, всё, что относится к автору знания, т.е. «субъективщина», максимально из него исключены)
Для того, чтобы чётко зафиксировать, наука это или нет, нужно посмотреть на её проявление в нашей жизни. Кстати, ни одна нормальная наука не может отбрасывать факты и ищет объяснение вообще всему
|
|
Науку характеризует:
Стиль научной рациональности
Это термин, порождённый наукой. Он обозначает логически обоснованные суждения без эмоций, превращённые в стиль. Он важен для современного человека, мы воспринимаем его как данность. И потому всем студентам важно овладеть им на достаточном уровне
Мы не можем ни всегда быть эмоциональными, ни рациональными. Мы существа и первые и вторые. Потому стараться овладеть стилем научной рациональности, ведь в науке часто не находится места для эмоции, только для знаний.
Использование специфического языка
Язык науки имеет следующие признаки:
· Специфическая лексика
· Особая стилистика
· Определённость используемых понятий
· Стремление к чёткости и однозначности утверждений
· Стремление к строгой логичности в изложении материала
Важно отметить, что при этом в науке всё равно используется художественная лексика, хоть и в очень малых количествах. Она стремится к чёткости и однозначности, но не на всех этапах и не во всех науках это стремление пока полностью реализовалось
Использование специальных методов
Научный метод – совокупность регулятивных принципов и процедур, функция которых состоит в том, чтобы направлять научный поиск по пути достижения объективной истины
Свойства используемых методов:
· Ясность, общепонятность
· Детерминированность или отс-е произвола в применении соответствующих регулятивных принципов, что в частности обеспечивает обучаемость методам
· Направленность или способность давать кроме намеченных результатов ещё и другие побочные
· Надёжность и способность с большой вероятность обеспечивать получение искомого результата
· Экономность или способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени
· Чем более разработан метод – чем больше он подходит к этим свойствам
· Метод научен, правилен, когда он опирается на корректные законы мира - в его основе лежит правильная теория, корректный перевод теории в принципы, соответствие действий учёных методу
Методы научного исследования
Эмпирические:
Наблюдение
Эксперимент
Теоретические:
Гипотеза
Теория
Эмпирические методы:
Научное наблюдение
характеризуется как изучением предметов, опирающееся в основном на чувственные способности (ощущение, восприятие, представление), имеющее итогом фиксацию средствами языка исходных сведений об изучаемом объекте
Выполняется, когда нужно исключить влияние исследователя, изучить всё в естественной среде
Недостатки наблюдения:
· Влияние на результаты личных особенностей человека (включая учёного)
· Для достижения объективности необходимо соблюдение ряда нормативных требований
Научный эксперимент
Это активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут создаваться и контролироваться самим исследователем. Эксперимент может осуществляться на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов
Преимущества:
· Воспроизводится по желанию субъекта
· Возможно наблюдение свойств, отсутствующих в естественных условиях
· Позволяет изолировать изучаемое явление от усложняющих обстав через вариацию условий
· Расшиярет арсенал приборов и инструментов
Без теории нет эксперимента. Он – не самоцель и без теории не имеет смысла
Теоретические методы:
Научная гипотеза
Это форма существования знания, характеризующаяся недостаточностью, недостоверностью, проблематичностью, в широком смысле – любое предположение, догадка или предсказание, основывающееся на предшествующем знании, либо на новых фактах (иногда и на том, и на другом одновременно)
|
|
Также это метод формирования объяснительных предположений, ведущий к установлению законов и принципов
В научном познании используется для:
А) объяснения существования фактов
Б) Предсказания новых фактов
Научной гипотезой делает её выдвижение в рамках науки
Гипотеза становится теорией, если она соответствует следующим требованиям:
· Осмысленность – операциональная определяемость входящих в теорию понятий
· Непротиворечивость – логическая согласованность принимаемых в теории высказываний теории с опытом
· Подтверждаемость – соответсвие теории фактам с заданной степенью точности
· Экстраполируемость – способность к обобщению за пределы того опыта, на основе которого она первоначально основывалась
· Адаптивность – способность путём каких-либо модификаций объяснять новые факты
· Потенциальная фальсифицируемость – существование таких метаопределений, которые однозначно указывают, в каких случаях теория расходится с опытом
Теория
Это развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях определённой области действительности
Выполнение функций
Означает, что наука выполняет функции описания, объяснения, предсказания
Описание – фиксация данных эксперимента или наблюдение с помощью принятых в науке определённых систем обозначения
Объяснение – выявление, раскрытие связей между объектами объяснения (явлениями, событиями) и другими объектами, считающимися понятными и известными
Предсказание – определение, описание тех или иных явлений природы, общественной жизни, психических состояний, которые отсутствуют или не известны в настоящий момент, но могут возникнуть или быть изучены и открыты в будущем
Итого. Наука:
· Имеет предметом исследования – мир объективный и субъективный
· Результатом научной деятельности является получение знания, выработка стиля научной рациональности
|
|
· Использует специальные методы и приёмы деятельности
· Функционирует как социальный институт
· Формирует и использует научный язык
· Выполняет функции описания, объяснения, предсказания