Аттестация/технические моменты

Результаты тестирования фиксируются, каждые 10 дней на гугл диске будут выкладываться результаты

Зачёт будет проставлен по результатам тестирование, будут установлены границы зачёта и оценок

Сроки данных мероприятий устанавливаются учебной частью факультета

Предупреждение: если пропустили тест – ждёте конца семестра и смотрите, что нужно сделать для зачёта

В программе есть список источников, включая базы

Если происходит сбой зума – пытаемся войти в конференцию ещё раз, если всё равно нет – ждём на адреса почт (видимо, почт старост) информацию

В конце лекций будет специальное время под вопросы

Рефератов не будет, формат только лекционный, общаться будем в формате лекций

Автомат – по рез. Работы в семестре. Будет некий результат при хорошей успеваемости

У кого-то по итогам будет зачёт, у кого-то незачёт. Они будут сдавать зачёт в той форме, которую организуем

Очень важно, чтобы мы руководствовались собственным опытом. Будут сложности, но мы должны со всем справиться

 

 

ЛЕКЦИЯ #1.2
04.09.20
+
ЛЕКЦИЯ #2
11.09.20





Наука как форма духовного освоения действительности

Все формы освоения действительности имеют отношение к процессу познания

Лучшее начало познания – это практическая вовлечённость. Люди выделяют практические закономерности и из них рождаются законы. Из практики рождаются теории, с практики начинается наука. Хотя важно помнить, что теория тоже очень важна, но всё же познание лучше начинать не с теории, а с практики

(Более подробная информация содержится в скинутом материале)

Характеристика Проявление в науке
Предмет Мир объективный и мир субъективный
Результат Знание, стиль научной рациональности

 

Как различать предмет и объект исследование

· Предмет – объект реальности. Например, человеческий организм. И у каждой из наук будет свой предмет, фрагмент реальности, изучающей Эту науку

· Объект – реальность, её фрагмент

 

Важно отметить, что предмет науки в целом совпадает с объектом

 

Что характеризует науку

На самом деле, науку очень сложно отделить от ненауки. Но всё же эта задача не является возможной, ведь у науки есть несколько характеризующих её признаков:

 

Наука – это:

· Знание систематизированное

· Знание обоснование (т.е. у неё нет противоречий с уже имеющимися знаниями. При этом знания подтверждены на практике)

· Знание интерсубъективное (может без искажений передаваться от человека к человеку, всё, что относится к автору знания, т.е. «субъективщина», максимально из него исключены)

Для того, чтобы чётко зафиксировать, наука это или нет, нужно посмотреть на её проявление в нашей жизни. Кстати, ни одна нормальная наука не может отбрасывать факты и ищет объяснение вообще всему

 

Науку характеризует:

 

Стиль научной рациональности

Это термин, порождённый наукой. Он обозначает логически обоснованные суждения без эмоций, превращённые в стиль. Он важен для современного человека, мы воспринимаем его как данность. И потому всем студентам важно овладеть им на достаточном уровне

Мы не можем ни всегда быть эмоциональными, ни рациональными. Мы существа и первые и вторые. Потому стараться овладеть стилем научной рациональности, ведь в науке часто не находится места для эмоции, только для знаний.

 

Использование специфического языка

Язык науки имеет следующие признаки:

· Специфическая лексика

· Особая стилистика

· Определённость используемых понятий

· Стремление к чёткости и однозначности утверждений

· Стремление к строгой логичности в изложении материала

Важно отметить, что при этом в науке всё равно используется художественная лексика, хоть и в очень малых количествах. Она стремится к чёткости и однозначности, но не на всех этапах и не во всех науках это стремление пока полностью реализовалось

 

Использование специальных методов

Научный метод – совокупность регулятивных принципов и процедур, функция которых состоит в том, чтобы направлять научный поиск по пути достижения объективной истины

 

Свойства используемых методов:

· Ясность, общепонятность

· Детерминированность или отс-е произвола в применении соответствующих регулятивных принципов, что в частности обеспечивает обучаемость методам

· Направленность или способность давать кроме намеченных результатов ещё и другие побочные

· Надёжность и способность с большой вероятность обеспечивать получение искомого результата

· Экономность или способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени

· Чем более разработан метод – чем больше он подходит к этим свойствам

· Метод научен, правилен, когда он опирается на корректные законы мира - в его основе лежит правильная теория, корректный перевод теории в принципы, соответствие действий учёных методу

 

Методы научного исследования

Эмпирические:
Наблюдение
Эксперимент

Теоретические:
Гипотеза
Теория

 

Эмпирические методы:





Научное наблюдение

характеризуется как изучением предметов, опирающееся в основном на чувственные способности (ощущение, восприятие, представление), имеющее итогом фиксацию средствами языка исходных сведений об изучаемом объекте

Выполняется, когда нужно исключить влияние исследователя, изучить всё в естественной среде

Недостатки наблюдения:

· Влияние на результаты личных особенностей человека (включая учёного)

· Для достижения объективности необходимо соблюдение ряда нормативных требований

 

Научный эксперимент

Это активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут создаваться и контролироваться самим исследователем. Эксперимент может осуществляться на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов

 

Преимущества:

· Воспроизводится по желанию субъекта

· Возможно наблюдение свойств, отсутствующих в естественных условиях

· Позволяет изолировать изучаемое явление от усложняющих обстав через вариацию условий

· Расшиярет арсенал приборов и инструментов

 

Без теории нет эксперимента. Он – не самоцель и без теории не имеет смысла

 

Теоретические методы:

Научная гипотеза

Это форма существования знания, характеризующаяся недостаточностью, недостоверностью, проблематичностью, в широком смысле – любое предположение, догадка или предсказание, основывающееся на предшествующем знании, либо на новых фактах (иногда и на том, и на другом одновременно)

Также это метод формирования объяснительных предположений, ведущий к установлению законов и принципов

 

В научном познании используется для:

А) объяснения существования фактов

Б) Предсказания новых фактов

Научной гипотезой делает её выдвижение в рамках науки

 

Гипотеза становится теорией, если она соответствует следующим требованиям:

· Осмысленность – операциональная определяемость входящих в теорию понятий

· Непротиворечивость – логическая согласованность принимаемых в теории высказываний теории с опытом

· Подтверждаемость – соответсвие теории фактам с заданной степенью точности

· Экстраполируемость – способность к обобщению за пределы того опыта, на основе которого она первоначально основывалась

· Адаптивность – способность путём каких-либо модификаций объяснять новые факты

· Потенциальная фальсифицируемость – существование таких метаопределений, которые однозначно указывают, в каких случаях теория расходится с опытом

 

Теория

Это развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях определённой области действительности

 

Выполнение функций

Означает, что наука выполняет функции описания, объяснения, предсказания

Описание – фиксация данных эксперимента или наблюдение с помощью принятых в науке определённых систем обозначения

Объяснение – выявление, раскрытие связей между объектами объяснения (явлениями, событиями) и другими объектами, считающимися понятными и известными

Предсказание – определение, описание тех или иных явлений природы, общественной жизни, психических состояний, которые отсутствуют или не известны в настоящий момент, но могут возникнуть или быть изучены и открыты в будущем

 

Итого. Наука:

· Имеет предметом исследования – мир объективный и субъективный

· Результатом научной деятельности является получение знания, выработка стиля научной рациональности

· Использует специальные методы и приёмы деятельности

· Функционирует как социальный институт

· Формирует и использует научный язык

· Выполняет функции описания, объяснения, предсказания

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: