История психологии творчества

Понятие творчества

Творчество – это деятельность, в результате которой создаётся продукт, отличающийся оригинальностью. Сейчас начинают отходить от этого определения и рассматривают творчество в широком и узком значении этого слова.

В широком смысле творчество определяется как создание человеком активно преобразованной действительности.

Т.е., конкретный человек создает конкретное для себя новое открытие, когда он строит свой мир и в процессе этого строительства использует свои способности, знания и умения. В этом случае новизна, которую создает человек, заключается не в объективно новом конечном результате, а в самостоятельном создании системы взаимоотношений с миром, в преобразовании этого мира. Мир понимается не обязательно как вещный, а, прежде всего, как социальный мир деятельности, мир отношений. Т.о., творчество становится центральным звеном в развитии человека. И каждый человек творит

В узком смысле, творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей.

Чем отличается творчество отпредметной деятельности. Основной признак деятельности – соответствие результата деятельности цели, а творческий акт характеризуется рассогласованием замысла и результата. Творчество может возникнуть в деятельности как побочный продукт. Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя.

Признаки творческого акта:

1) бессознательность;

2) спонтанность, внезапность;

3) неконтролируемость волей и разумом;

4) измененное состояние сознания;

5) возбуждение.

Личностный аспект творчества. У личности имеются способности, мотивы, знания и умения, благодаря которым она создает продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью (неповторимостью). Изучение этих способностей, знаний и мотивов позволило выделить наиболее важные из них для творческого процесса: 1.Воображение. 2.Интуиция. 3.Потребность личности в самоактуализации.

Воображение по своей природе уже творчество.

Интуиция (от лат. Inueri – пристально, внимательно, смотреть) – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат «непосредственного усмотрения». Интуиция трактуется как специфическая способность (например, художественная или научная интуиция); и как «целостное охватывание» условий проблемной ситуации (чувственная, интеллектуальная интуиция); и как механизм творческой деятельности (творческая интуиция). Интуиция предполагает умение выделять на неосознаваемом уровне скрытые от непосредственного наблюдения наиболее существенные свойства изучаемых явлений, предметов.

Потребность личности в самоактуализации. У некоторых авторов она трансформируется в потребность в смысле, и даже потребность в смысле жизни. Она либо вообще не возникает, либо возникает в любом возрасте. Если не возникает – нет толчка для творчества. В широком смысле человек вынужден творить, а в узком не желает. Именно потребность личности в самоактуализации при своем удовлетворении позволяет личности расширять ее созидательные возможности.

Многие творческие личности отмечают как необходимый компонент творчества особое психическое состояние, называемое вдохновением.

Тема 1: Феноменология художественного творчества

1. Предмет и задачи психологии художественного творчества

2. Понятие творчества

Психология искусства – это отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обуславливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей не ее жизнедеятельность.

Психология творчества – область психологических исследований творческой деятельности людей в науке, литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве, в изобретательстве и рационализаторстве.

В психологии художественной деятельности объединяются оба эти предмета. Итак,

Психология художественного творчества изучает закономерности художественной деятельности, особенности художественного мышления, психологические механизмы создания художественного образа и его восприятия, психические состояния в процессе творчества, личность художника и его способности.

Исторически первые дискуссии в науке начались о психологии искусства, но оказалось, что психологические закономерности его исследованы совершенно недостаточно. Единственная отечественная работа в этой области "Психология искусства" Л.С. Выготского – исследование не завершенное. Б.Г. Ананьев: «…нужна психология искусств, а затем психология искусства (конкретного)».

Гипотезы Б.Г. Ананьева, требующие научного решения:

  • Природа искусства и художественной одаренности
  • Наличие биологических предпосылок художественной одаренности
  • Эмоциональная сфера личности художника
  • Динамика формирования и развития творческих способностей

Методы исследования:

  • Методы общей психологии: наблюдение, опрос, тестирование
  • Проективные методики
  • Анализ сопутствующих основной работе материалов
  • Изучение черновиков писателей, писем, дневниковых записей, самоотчетов, эскизов картин
  • Естественный эксперимент (игры)
  • Психофизиологические методы
  • Моделирование

История психологии творчества

Оформлению психологии творчества как науки способствовали:

  • Успехи общей психологии
  • Концепция сознания и познания Э.Маха и Э.Гартмана
  • Философское течение итуитивизма А.Брегстона
  • Учение о бессознательном З. Фрейда (попытка объяснить механизмы творчества неосознанными влечениями человека и их сублимацией)

Первыми направлениями развития психологии художественного творчества стали идеи:

    • Идея Гартмана о приоритете бессознательного в творческом процессе вызывает особый интерес к творчеству во сне, к процессам «озарения».
    • Идея роли наследственности в развитии творческой одаренности. Работа Ф. Гальтона «Наследственность таланта».
    • О связи гениальности и помешательства. Работа Ч.Ломброзо «Гениальность и помешательство», где обосновывается предположение, что талант есть патологическое развитие личности, род маниакального психоза.

Идеи, приоритетные в отечественной науке до 30-х гг.:

  • умственно одаренным людям присуща «экономичность» мыслительной деятельности (И.А. Сикорский)
  • искусство как особого рода «сгущение» мысли (А.А. Потебня)
  • творчество художника по своей природе однородно с процессом восприятия произведения искусства (С.О. Грузенберг)
  • искусство – это, прежде всего сумма средств внушения, а эмоция носит суггестивныйхарактер (С.О. Грузенберг)

В 1930-е годы в России свертываются все исследования художественного творчества.Закрывается основанная в 1923г. Гос. Академия Художественных Наук. В 1940-е годы появляются лишь отдельные работы известных психологов, посвященных творчеству: в 1941 г. – большая статья Б.Г.Ананьева «Опыт психологической трактовки системы К.С.Станиславского. В 1947 г. – классическая монография Б.М.Теплова «Психология музыкальных способностей».

В 1930-е годы исследования психологии творчества на Западе сосредоточиваются или в области изучения интеллектуальной одаренности, или в области прикладных работ по тестированию отдельных способностей.

Возрождение интереса к проблемам творчества в 50-60 гг.:

  • Сборники статей под общим названием «Одаренные и талантливые»
  • Разработка тестов, диагностирующих творческие способности
  • Обучение приемам творческого мышления (Д. Осборн)
  • Идеи осамоценности личности, ееуникальности, овнутренней свободекак обязательном условии гармонии человека и его окружения
  • Комиссия по комплексному изучению художественного творчества при АН СССР под председательством Б.С.Мейлаха (1963-1987)
  • Европейский совет по одаренности (ЕНА), созданный под эгидой ЮНЕСКО в 1989 г.

3. Понятие творчества

Творить – это значит претворять внутренний опыт во внешнюю реальность. Р. Нусбаум

Первичное определение творчества: « Творчество – это деятельность, в результате которой создаётся продукт, отличающийся оригинальностью»

Версии определений творчества:

  • Маккелар: творчество – это сплав восприятий, осуществленный новым способом
  • Кюби: способность находить новые связи
  • Роджерс: возникновение новых отношений
  • Меррей: появление новых сочинений
  • Ласкуэль: предрасположение совершать и узнавать новшества
  • Жерар: деятельность ума, приводящую к новым прозрениям
  • Тейлор: трансформация опыта в новую организацию

Подходы к пониманию творчества:

  • Творчество определяется через продукт. Сторонник - К. Тейлор
  • Сущность творчества раскрывается через процесс.

Р. Арнхейм: «О творчестве нельзя судить по тому объекту, которое оно воспроизводит…Творчество – это полное развертывание знаний, действий и желаний»

  • Акцент в творчестве необходимо делать на качествах творческой личности.

Дж. Гилфорд: «Творческий потенциал может быть определен как совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному творческому мышлению»

Итак, мы имеем фактически три подхода к пониманию творчества: как к продукту, как к процессу и как к личности, ее особенностям.

В широком смысле творчество определяется как создание человеком активно преобразованной действительности

В узком смысле, творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей. (Г.Гиргинов)

Признаки творчества:

· Наличие противоречия: проблемной ситуации или творческой задачи

· Социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности

· Наличие объективных предпосылок, условий для творчества (социальных, материальных)

· Наличие субъективных предпосылок для творчества (личностных качеств – знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности)

· Новизна и оригинальность процесса или результата

Тема 2: Психологические аспекты процесса творчества

1. Признаки и структура творческого акта

2. Состояния сознания в процессе творчества

3. Этапы процесса художественного творчества

Отличия творчества от предметной деятельности

  • Предметная деятельность относится к адаптивным формам поведения, а творческий процесс относится к преобразованию как форме внешней активности;
  • Основной признак деятельности – соответствие результата деятельности ее цели, а творческий акт характеризуется рассогласованием цели и результата;
  • Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя.

Суть творчества как психологического свойства сводится к интеллектуальной активности и чувствительности к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которые являются творением нового, а нетворческий видит только результаты по достижении цели, проходя мимо новизны.

Признаки творческого акта:

1) бессознательность;

2) спонтанность, внезапность;

3) неконтролируемость волей и разумом;

4) измененное состояние сознания;

5) возбуждение.

Приведите пример эффекта «бессилия воли» при вдохновении.

Творчество как процесс успешен в том случае, когда у личности имеет место так называемое «озарение» (без кавычек – это религиозный термин) или «ага-решение», или второе вдохновение, или же инсайт.

Инсайт возможен при свернутости логических операций, при активной игре ассоциаций. Это создает иллюзию легкости, неожиданности и непосредственной уверенности в правильности найденного решения. Как правило, инсайту предшествует длительный, упорный труд, связанный с поиском различных вариантов решения.

Фазы творческого процесса: (Г.Уоллес, Р.Вудворс, Я.А.Пономарев)

1. Фаза постановки проблемы

активно сознание

2. Фаза созревания или инкубации

активно подсознание

Гипотезы: 1) позволяет человеку оправиться от усталости; 2) позволяет забыть несоответствующие подходы к задаче, старые и безуспешные способы решения; 3) продолжаем работать над задачей бессознательно.

3. Фаза озарение (или инсайта)

решение неожиданно и целиком появляется в сознании

4. Фаза контроля

прямая включенность сознания

2. Состояния сознания в процессе творчества

Знание особенностей протекания потоковых состояний сознания помогает:

  • осмыслить психологию и феноменологию пиковых творческих состояний сознания,
  • определить условия продуктивности активного творчества,
  • исследовать то психическое состояние, которое является оптимальным при выполнении человеком самых разных деятельностей.

Существует ряд форм трудовой деятельности, которые ориентированы на процесс, а не на результат: художники, поэты, композиторы, и т.д. нередко проводят дни и ночи напролет за работой, ничего не замечая вокруг себя; но, завершив произведение, могут тотчас потерять всякий интерес к нему. Эта «захваченность», «упоение» самим процессом наблюдается не только в творческих профессиях.

Исследования В.В.Козлова показывают, что притягательная сила творческих (ресурсных, эвристических, потоковых, расширенных) состояний сознания обеспечивается рядом важных признаков:

1)Трансценденция Эго. 2)Трансценденция времени. 3)Трансценденция пространства. 4)Трансперсональность. 5)Апрагматичность.

Трансценденция (от лат. transcendere – переступать; или от лат. transcendens – выходящий за пределы) – философский термин, характеризующий недоступное теоретическому познанию, не основанное на эмпирическом опыте.

Трансценденция Эго. В эвристическом акте сам действующий субъект исчезает, т.е. «чувство себя», «Я-ковость», самосознание и самоидентичность теряется.

  • Эго перестает быть «кожным».
  • Личность становится частью действующей системы, большей, чем его индивидуальное «Я».
  • Возникает интеграция всех языков сознания и чувственного отражения в мышлении человека
  • В творческом акте человек действует как источник своих сущностных сил.
  • Творчество дает возможность проявить ресурс жизненных сил человека, его энергии

Трансценденция времени. Феномен искажение восприятия времени в расширенных состояниях сознания в сторону их сокращения или возникает аутизация такого уровня, когда восприятие времени полностью исчезает и личность «обнаруживает себя» в определенном временном промежутке.

  • Искажение восприятия длительности временных периодов существенно зависит от «поглощенности» деятельностью.
  • В творческом акте нивелируется граница между объектом и субъектом, между тем, что есть (предметная среда, реальная) и тем, что есть для субъекта.
  • Тансценденции времени способствуют особые эмоциональные состояния сознания, которые возникают в ходе творческой деятельности: а) творческий экстаз, б) инстаз

Трансценденция пространства. Это идиферентное отношение к качественным характеристикам пространства, их трансформация или полная отрешенность от этих качеств.

  • Индифферентность по отношению к физическим характеристикам пространства.
  • Трансценденция социальных характеристик.
  • Происходит сужение стимульного поля восприятия пространства до значимых переменных, обеспечивающих деятельность. Возможна антроморфизация вещей, объектов.

Трансперсональность. В результате трансценденции Эго происходит замещение сиюминутного пространства своим высшим Я, надличностной составляющей. У человека возникает состояние Боговдохновенности: «Идеи падают с неба», «Открывается Канал».

Апрагматичность. Непрактичность, бессеребренность творческих состояний сознания, их ориентированность на процесс выполнения деятельности, а не на результат.

3. Этапы процесса художественного творчества н.В.Рождественская

1. Готовность к работе.

Предпосылки творческой деятельности появляются тогда, когда возникает потребность эмоционального отклика на какие-то явления действительности.

2. Появление замысла.

Часто толчком к появлению замысла служит нечто, необычно притягивающее внимание и потому мобилизующее и концентрирующее силы на одной задаче. Рождение замысла субъективно воспринимается как большое событие.

3. Разработка замысла.

«Стратегия творчества» с одной стороны, определяется художественным методом, а с другой — индивидуальным стилем деятельности.

4. Состояние вдохновения.

Вдохновение – это состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники.

В момент достижения вершины вдохновения происходит согласование трех основных базисных сторон психики: образного чувственного отражения; понятийного логического мышления и эмоций.

5. Идентификация.

Отождествление себя с рожденным воображением персонажем — единственный путь постижения иной психологии, и на этом пути художника ждут неожиданные открытия. Сопереживание рождает эмоциональный мир произведения

6. Поиск формы произведения.

Иногда форма возникает непроизвольно, в порыве творческого вдохновения. Если замысел выношен, внутренняя модель произведения создана, она может достаточно легко вылиться в единственно возможную для данного содержания форму. Однако чаще поиск формы произведения достаточно мучителен. Важной психологической особенностью этого периода является раздвоение внимания художника в процессе работы. Воображение рождает художественный образ, который эмоционально переживается, увлекает мастера, а интеллект критикует, выверяет, выстраивает, отвергая находки воображения. Весь этот труд подчинен творческому замыслу.

7. Доработка произведения.

Иногда для завершения работы необходима опора на реальную модель. Реализация замысла, удовлетворяя долго мучившую художника потребность, дает ему особое эстетическое наслаждение. Иногда стремление к совершенству заставляет переделывать уже законченное произведение.

Проверяется воздействие произведения на первых слушателей, читателей, зрителей, и порою их реакция вносит существенные поправки в созданное.

Тема 3: Психофизиологические детерминанты творчества

1. Особенности законов высшей нервной деятельности в творческом процессе.

2. Строение мозга как основа творческих способностей

3. Индивидуальные различия нейрофизиологических задатков в процессе творчества.

Исследования нейродинамических процессов показали, что одни и те же звучания вызывают более сильные реакции у музыкантов, чем у обычного человека. Как известно, все процессы высшей нервной деятельности основываются на механизмахвозбуждения и торможения.

Эти механизмы лежат в основе формирования и завязывания рефлекторных связей, выступающих инструментом профессиональных умений, приемов творческой деятельности. Соотношение сил возбуждения и торможения определяет успешность осуществления творческого акта. Их дисбаланс приводит к тому, что творческий акт осуществляется в разных темпах, с разной интенсивностью…

Если в момент творчества возбуждение будет слишком сильным, то раздражение разольется свободно. В результате реставрация, музыкальных, изобразительных, … следов осуществится хаотично, не приведя к созданию законченного художественного произведения. Обуздание возбуждения, осуществляется с помощью механизма торможения. Поэтому с одной стороны, продуктивность творческого процесса зависит от умения достигать сильного возбуждения, ведущего к быстрому образованию рефлекторных связей; с другой - от упорядоченного действия механизмов торможения, закрепляющих складывающуюся канву. Частая беда холерического темперамента, когда действие механизмов возбуждения превышает механизмы торможения - неструктурированная творческая деятельность, по существу - бесконечная. Холерический темперамент более других присущ графоманам в литературе, музыке и пр.

Оптимальное условие для творчества - когда и возбуждение, и торможение уравновешены. Субъективно такое состояние оценивается как наилучшее для творческой деятельности. Для того, чтобы состоялось рождение произведения, необходима длительная поддержка возбуждения, то есть наличие так называемой творческой доминанты. Доминанта - это специфическое понятие психологии творчества.

Доминанта – (от лат. dominans – господствующий) временно господствующая рефлекторная система, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придающая поведению определенную направленность.

Как явление психического порядка, домиинанта трансформирует воздействие самых различных стимулов в направлении, заданной доминирующей идеей и, в силу этого, постоянно питает и обогащает ее, поддерживает процесс ее вызревания (в том числе и тогда, когда он протекает вне сферы сознания) и в конце концов ведет к ее осуществлению.

Доминанту можно определить как орган творческого поведения.

А.А.Ухтомский: «доминанта связывается и индивидуализируется эмоциональным тоном,…. эмоция как целостное состояние души в особенности перетягивает к себе и в своем направлении толкует различные побочные раздражители – толкует в духе своего настроения». Отсюда:

  • «многозначность чтения» одного и того же художественного произведения зрителями, если оно способствует актуализации наиболее общих и значимых для человека потребностей;
  • индивидуальность автора.

По мере формирования профессионально-художественных доминант, человек начинает замечать такие стороны мира, которые до этого были ему недоступны. Систематическая творческая работа, даже начатая с большим усилием, может привести в деятельное состояние весь творческий аппарат. Самого слабого воздействия иногда бывает достаточно, чтобы пустить в ход весь сложнейший творческий аппарат. И наоборот, в случае, если были большие перерывы, требуется значительный толчок извне, т.к. мешает укрепившееся торможение внутри мозга.

При воздействии слабых, субсенсорных (подпороговых, неосознаваемых) раздражителей процесс возбуждения иррадиирует по коре головнного мозга. Сам раздражитель не входит, как правило, в сознание человека, но вызывает эмоциональную реакцию (эмоциональный тон ощущений). На этом держится «волшебство искусства», когда зритель не может объяснить рациональную силу эстетического воздействия того или иного произведения. Весь язык искусства держится на взаимодействии неуловимых деталей, на знаменитом «чуть-чуть», а красота затмевает смысл.

Исследования Ротенберга В.С. показали:

1. В состоянии покоя у высокотворческих людей альфа-ритм (ритм покоя мозга) занимает меньшее время на ЭЭГ, чем у лиц с низкими или средними творческими способностями. Это значит, что в состоянии относительного покоя мозг творческих людей более активирован. Видимо творческие люди характеризуются большей сенсорной открытостью, большей чувствительностью ко всем раздражителям, поступающим извне.

2. В процессе решения задач творческого характера у творческих личностей альфа-ритм даже возрос (!) по сравнению с фоном, тогда как при решении задач на логическое мышление он снизился. Это значит, что лицам с высокими творческими задатками не только не нужна дополнительная активация мозговых структур при решении творческих задач, но даже целесообразно некоторое снижение этой активности по сравнению с состоянием спокойного расслабленного бодрствования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: