Согласно критерию приемлемости риска для здоровья населения, обусловленного воздействием химических веществ, загрязняющих окружающую среду, всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) /8, стр.109/ принято 4 диапазона значений критерия риска (таблица 6).
Таблица 6 – Значения критерия приемлемости риска для здоровья населения, обусловленного воздействием химических веществ, загрязняющих окружающую среду
Наименование диапазонов значений критерия риска | Значение критерия приемлемости риска - число случаев серьёзного заболевания или смерти | Действия лиц, ответственных за оценку приемлемости риска здоровью населения |
1. Приемлемый риск | Равно или меньше 1 дополнительного случая на 1 000 000 человек | Подобные риски не требуют никаких дополнительных мероприятий по их снижению и их уровни подлежат только периодическому контролю. |
2. Предельно допустимый риск | Больше 1 дополнительного случая на 1 000 000 человек, но меньше 1 случая на 10 000 человек | На этом уровне установлено большинство зарубежных и рекомендуемых международными организациями гигиенических нормативов для населения в целом. Данные уровни подлежат постоянному контролю. В некоторых случаях при таких уровнях риска могут проводиться дополнительные мероприятия по их снижению. |
3. Приемлем для профессиональных групп и неприемлем для населения в целом | Равно или больше 1 дополнительного случая на 10 000 человек, но меньше 1 случая на 1 000 человек | Появление такого риска требует разработки и проведения плановых оздоровительных мероприятий. Планирование мероприятий по снижению рисков в этом случае должно основываться на результатах более углубленной оценки различных аспектов существующих проблем и установлении степени их приоритетности по отношению к другим гигиеническим, экологическим, социальным и экономическим проблемам на данной территории. |
4. Неприемлем ни для населения, ни для профессиональных групп | Равно или больше 1 дополнительного случая на 1 000 человек | При достижении такого риска необходимо давать рекомендации для лиц, принимающих решения о проведении экстренных оздоровительных мероприятий по снижению риска. |
|
|
В таблице 7 на основе информации из таблицы 4 о заболеваемости населения Кемеровской области-Кузбасса злокачественными новообразованиями приведены данные по значениям критерия приемлемости риска здоровью населения Кемеровской области-Кузбасса за период с 2009 года по 2018 год.
Таблица 7 – Значения критерия приемлемости риска здоровью населения Кемеровской области-Кузбасса
Территория
| Количество впервые выявленных злокачественных новообразований по годам
| Рост впервые выявленных злокачественных новообразований с 2009 года по 2018 год на | |||||
2009 | 2018 | 100 000 человек | 10 000 человек | 1 000 человек | |||
1. Кемеровская область | 342,58 | 391,56 | 48,98 | 4,898 | 0,4898 | ||
2. г. Анжеро-Судженск | 329,00 | 394,93 | 65,93 | 6,593 | 0,6593 | ||
3. г. Белово | 290,80 | 287,80 | -3,00 | -0,300 | -0,0300 | ||
4. г. Березовский | 334,50 | 435,03 | 100,53 | 10,053 | 1,0053 | ||
5. г. Калтан | 333,50 | 496,42 | 162,92 | 16,292 | 1,6292 | ||
6. г. Кемерово | 383,00 | 381,41 | -1,59 | -0,159 | -,0159 | ||
7. г. Киселевск | 272,70 | 215,43 | -57,27 | -5,727 | -0,5727 | ||
8. Пгт Краснобродский | 176,00 | 280,07 | 104,07 | 10,407 | 1,0407 | ||
9. г. Ленинск- | 341,60 | 314,49 | -27,11 | -2,711 | -0,02711 | ||
10. Кузнецкий | |||||||
11. г. Мариинск | 273,80 | 379,09 | 105,29 | 10,529 | 1,0529 | ||
12. г. Междуреченск | 323,50 | 415,05 | 91,55 | 9,155 | 0,9155 | ||
13. г. Мыски | 294,20 | 445,78 | 151,58 | 15,158 | 1,5158 | ||
14. г. Новокузнецк | 405,50 | 476,67 | 71,17 | 7,117 | 0,7117 | ||
15. г. Осинники | 367,80 | 448,70 | 80,90 | 8,090 | 0,8090 | ||
16. г. Полысаево | 390,70 | 322,65 | -68,05 | -6,805 | -0,6805 | ||
17. г. Прокопьевск | 366,90 | 426,10 | 59,20 | 5,920 | 0,5920 | ||
18. г. Юрга | 248,00 | 327,79 | 79,79 | 7,979 | 0,7979 | ||
19. Беловский район | 200,20 | 295,39 | 95,19 | 9,519 | 0,9519 | ||
20. Гурьевский район | 273,00 | 302,92 | 29,92 | 2,992 | 0,2992 | ||
21. Ижморский район | 315,40 | 547,18 | 231,78 | 23,178 | 2,3178 | ||
22. Кемеровский район | 262,70 | 464,31 | 201,61 | 20,161 | 2,0161 | ||
23. Крапивинский | 325,20 | 305,65 | -19,55 | -1,955 | -0,1955 | ||
24. район | |||||||
25. Ленинск-Кузнецкий | 310,70 | 365,63 | 54,93 | 5,493 | 0,5493 | ||
26. район | |||||||
27. Новокузнецкий | 339,10 | 284,80 | -54,30 | -5,430 | -0,5430 | ||
28. район | |||||||
29. Прокопьевский | 215,40 | 356,76 | 141,36 | 14,136 | 1,4136 | ||
30. район | |||||||
31. Промышленновский | 367,20 | 522,42 | 155,22 | 15,522 | 1,5522 | ||
32. район | |||||||
33. Таштагольский | 201,30 | 273,47 | 72,17 | 7,217 | 0,7217 | ||
34. район | |||||||
35. Тисульский район | 390,60 | 430,40 | 39,80 | 3,980 | 0,3980 | ||
36. Топкинский район | 329,80 | 402,54 | 72,74 | 7,274 | 0,7274 | ||
37. Тяжинский район | 290,70 | 440,15 | 149,45 | 14,945 | 1,4945 | ||
38. Чебулинский район | 305,40 | 463,35 | 157,95 | 15,795 | 1,5795 | ||
39. Юргинский район | 240,00 | 244,44 | 4,44 | 0,444 | 0,0444 | ||
40. Яйский район | 352,70 | 373,26 | 20,56 | 2,056 | 0,2056 | ||
41. Яшкинский район | 411,60 | 356,47 | -55,13 | -5,513 | -0,5513 |
Из данных таблицы 7 видно, что на 24 территориях Кемеровской области-Кузбасса из 40 значения критерия приемлемости риска для здоровья населения на 10 000 человек превышает значение, равное 1, т.е. неприемлем для населения, но приемлем для профессиональных групп и на 11 территориях области из 40 значения критерия приемлемости риска для здоровья населения на 1000 человек превышает значение, равное 1, т.е. неприемлем ни для населения, ни для профессиональных групп.
При этом эти результаты являются заниженными, т.к. учитывался только рост впервые выявленных злокачественных новообразований среди населения и не учитывались другие заболевания.
В большинстве стран, а также в рекомендациях экспертов ВОЗ величина допустимого целевого риска принимается равной величине приемлемого риска: 1 дополнительный случай заболевания на 1 000 000 человек.
Величина допустимого целевого риска для условий населенных мест в России составляет от 1 дополнительного случая заболевания на 1 000 000 человек до 1 дополнительного случая заболевания на 100 000 человек /8, стр.110/.
Таким образом, в Кемеровской области-Кузбассе наблюдается кризисная ситуация с состоянием окружающей среды и здоровья населения, обусловленная негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения в промышленных центрах, а также в соседних районах области с учётом трансграничного характера этих воздействий. Это требует проведения экстренных комплексных мероприятий, направленных на снижение такого негативного воздействия.
В основу планирования этих мероприятий должен быть положен анализ причин загрязнения окружающей среды и ухудшения здоровья населения Кемеровской области-Кузбасса. Далее такой анализ выполнен в основном применительно к угольной отрасли Кемеровской области-Кузбасса, характеризующейся интенсивным развитием.
АНАЛИЗ ПРИЧИН ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И УХУДШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ-КУЗБАССЕ
|
|