Важной операцией является перевод матричной формы представления коэффициентов в векторную. Матрица коэффициентов просматривается в определенном порядке с целью получения длинных последовательностей нулей и формирования вектора таким образом, чтобы с увеличением порядкового номера коэффициента возрастала и соответствующая ему частота. Это необходимо для правильного квантования.
Наиболее распространенный порядок просмотра матрицы – сканирование зигзагом[5]. В стандарте MPEG предусмотрен еще один вид сканирования–альтернативное сканирование (рис.13). Оно применяется в случаях, когда видеосигнал подается с чересстрочной разверткой – метод развертки, при котором в первом полукадре (поле) воспроизводятся четные строки видеоизображения, а во втором – не четные, образуя в результате полное изображение[1].
Рис.1.20 Способы формирования вектора коэффициентов.
Большинство из существующих стандартных алгоритмов видеосжатия,напримертаких, как MPEG-1, MPEG-2, MPEG-4, H.261, H.263, divX, основаны на разбиении изображения на блоки (обычно размером 8 х 8 пикселей) ииспользовании ДКП внутри каждого блока. Подобные алгоритмы имеютследующие недостатки[5]:
|
|
а) эффективно используется корреляция между пикселями внутри одного
блока, а корреляция между пикселями соседних блоков практически не
учитывается;
б) при больших степенях сжатия на изображении становится видна
блочная структура, этот эффект называется "блокинг-эффектом";
в) энтропийное кодирование спектральных коэффициентов из различных
блоков не зависит от информации в соседних блоках.
Оценка восстановленного изображения.
Субъективные оценки качества.
Международный союз электросвязи (ITU) разработал стандарт на формальное субъективное тестирование качества изображения - Рекомендацию ITU-R BT.500 "Методика субъективной оценки качества телевизионного изображения
Метод измерения под названием Double Stimulus Impairment Scale ("Шкала деградации с двумя стимулами") заключается в следующем. Участники просматривают эталонную сцену (часто в форме видео стандарта 601), а затем - ту же сцену после ее обработки в тестируемой системе. Каждый участник оценивает деградацию изображения сцены после обработки одним числом по пятибалльной шкале: 1 - очень раздражает; 2 - раздражает; 3 - слегка раздражает; 4 - заметно, но не раздражает; и 5 - незаметно. Баллы выставляются для некоторого количества различных сцен.