• проблемные;
• сопоставительные;
• обзорные;
• темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя;
• анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений);
• анализ эпизода;
• сочинение по цитате;
• смешанные;
• свободные.
Проблемные темы — те, основным содержанием которых становится постановка вопросов (проблем) научного, эстетического или этического характера.
Если формулировка такой темы начинается со слова «проблема», то саму работу над темой начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательное соответствие с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем.
Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.
Сопоставительные темы — то есть предполагающие сравнение (сопоставление) двух и более объектов по признакам, определённым формулировкой.
В формулировку таких тем обычно включают несколько объектов, соединённых союзом и. В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам исследования, заявленным в формулировке.
|
|
Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.
Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (грубо говоря, пересказ). Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох). В этом случае в тему включают сопоставительные элементы.
Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект «сверху», разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять.
Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя, предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки «обращения» с ними: вы должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т. п. Главное, вы должны уметь видеть эстетическую и идейную ценность этих элементов художественного произведения, составляющих его творческую уникальность; ваша задача — показать своеобразие авторского художественного видения путём анализа тех его аспектов, по которым сформулирована тема.
|
|
Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, спрятанный в цитате, и назвать те его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать цитаты согласно теме и проблеме), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа.
Безусловно, бoльшая часть тем сочетает элементы различных видов — и описательность (обзорность), и проблемность, и литературный анализ текста, и сопоставительность, поэтому предполагает разносторонний подход.
Темы, в которых сочетаются разные подходы к произведению, являются смешанными. И здесь вам нужно самостоятельно определить, какой подход — обзорный, проблемный, аналитический или другой — вы изберёте как ведущий.
Сочинение должно иметь строго продуманную трёхчастную структуру: вступление, основную часть, заключение.
Учтите некоторые рекомендации:
• вступление: чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные вопросы, на которые можно ответить в рамках вашей темы, и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы, и их определения, свидетельствующие о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуют эпоху создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта;
• основная часть: главное её содержание — это развёрнутый и доказательный ответ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объёму эта часть самая большая;
• заключение: задача этой части — подведение итогов в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму — от вопросительной к утвердительной.