У р о к 5. Лексика и фразеологи я

Ц е л ь у р о к а: вспомнить основные понятия раздела; закрепить навы­ ки работы с различны ми слова рями.

1. Прове рка дома шнего зада ния.

11. Воп рос уч ителя: слово  изучает  и лекси ка, и  морфологи я.

В чем же разн ица? Докажите на 2-3 при мерах.

111. За пись слов.

Гора, гореть; травить, тра ва; подросла, росистый;. жаль, жало; частич ­ ный, часто; рядовой, рядом.

- Я вляются ли данные слова однокоренн ыми? (Нет, это сло­ ва с омон имичными корням и.)

- Какое действие надо выполнить, прежде чем подобрать од­ нокорен ное сЛово для  п рове рки  написа н ия  безуда рной  гласной в корне? (Определить его лексическое значение.)

IV. Запись предложен ий, в которых учащиеся к словам с орфо­ гра ммой - гласной в корне подби ра ют прове рочн ые, учитывая значе ­ ние слова (или корня).

1) Далеко-далеко колокол ьчик звенит. 2) Туристы к вече ру должн ы были спуститься в долину. 3) По пути им пришлось преодолеть м ного пре-

 

 

1 См.: Р о г о ж н и к о в а Р. П.. К а р с к а я Т. С. Школьный слова рь уста ревших слов  русского  языка.- М.,  1996.


пятствий. 4) Растение развивалось плохо в здешнем климате. 5) Закрепи полозья саней, чтобы они не скрипели. 6) Ребята умоляли отпустить их на всю ночь на рыбалку, и мать скрепя сердце согласилась.

- Приведите синонимы  к слову умолять.

- Как называется выражение скрепя сердце? Какое толкова - ние его дает «Школьный фразеологический словарь русского язы­ ка» В. П. Жукова (М.,  1980 или последующие издания).

- В указанном словаре при объяснении значения данного фразеологизма («неохотно, вопреки желанию») дается  помета·- разг.   Что  это значит?

- Приведите примеры других фразеологических оборотов, объясните их значение.

V. Работа со словарем.

- Если  значение  слова  неизвестно,  где  его  можно  узнать? (В толковом  словаре.)

- Найдите в толковом словаре учебника значения слов амфи ­ театр, марафонец. Что рассказал вам толковый словарь об этих словах? (Закрепление умения «читать» слова рную статью.)

- Какие признаки указывают на то, что это слова за имство­ ванные? (Слово начинается с буквы а1  наличие буквы ф.) Устно составьте с данными словами предложения.

- Расскажите о словах рыца рь, шарманка, используя сло­ варь учебника.

- Какие из данных слов многозначные? однозначные? На что указывают пометы в словаре к данным словам?

- Какие слова ри, кроме толковых, вам известны? Ккую ин ­ форма цию о слове вы можете из них извлечь? (Желательно, что­ бы ответы школьников были подкреплены примерами из разных лингвистических словарей.)

VI. Найдите ошибки в словоупотреблении.

Па мятный подарок, памятная встреча, памятная запись, памятный су­ венир; на первых порах, первые ша ги, первое боевое крещение, в первых строках.

Д о м а ш н е е з а д а н и е: запомнить написание слов, записанных в «Словаре корней»; упр.  13.

Индивидуальные задания: подобрать из разных лингвистических словарей статьи об одном и том же слове и рассказать, что об­ щего в этих статьях и чем они отлича ются (слова могут быть даны учителем).

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: