в а р и а н т
ОСЕНЬ
Осень - причудл и ва я вол шебница. Приходит она и расстилает желтые покры вала на поля, разбрасы вает разноцветные листья по дорожка м, при носит за пах свежести и легкого морозца.
Хорошо побродить в городском па рке в та кие удивительные дни. Де ревья объяты пламенем. Теперь никому не оста новить осеннего пожа ра. Вот за горелась осинка ярко- красными огонька ми, и от нее пошел полыхать
клен. х
Он прикоснулся к березке, и вспыхнула она желтым костром. хх Но
обнажа тся деревья, и погаснет это разноцветье.
Осен ь не хочет расста ваться с л юдьми и часто плачет. Печальный дождь капает из туч на земл ю. Люди смотрят на небо и грустно говорят:
«Вот и осен ь, тепе рь жди зим ы». Если бы осень умела говорить, она ска зала бы: «Я не хочу уходить от вас, люди, я хочу остаться».
Но мч ится бессердечное время, и осень уходит. (122 слова.)
(По А. И л л ю м и н а т о р с к о й.)
Гр а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е
в а р и а н т 1 11 в а р и а н т Сделать морфологический разбор
|
|
загорелась 1 приходит
Разоб рать по соста ву
расстилает 1 обнажатся
прикоснулся побродить
Соста вить схему отмеченного предложения х хх
11 в а р и а н т
Все время держится прекрасная погода. Дни стоят солнечные, а по но чам подмораживает. Звезды усеива ют темное небо и блестят чисто и нежно.
Наступает пора листопада, и л истья пада ют дни и ночи.х Они то косо летят по ветру, то отвесно ложатся на сырую тра ву.
Из леса веет прохладой. По утрам серебряные капли росы покрыва ют осеннюю листву и низкий куста рник около речки. Леса обнажаются, и среди деревьев светло и просторно. Это время совпадает с отлетом пернатых в да -
28
лекие края. Они собираются в большие стаи. Когда на небе догорает послед ний луч, из прибрежных зарослей раздаются какие-то таинственные шорохи.хх Черными облаками перелетают по полям и лугам стаи скворцов. Вы
соко в небе тянутся жура влиные косяки.
«До свидания, осень»,- говорим мы и приветствуем приход зимы. (119 слов.)
Гр а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е
в а р и а н т 1 11 в а р и а н т Составить схему отмеченного предложения
х 1 х х
Выписать три гла гола с безударными гласными в корне. Объяснить графически выбор орфограмм.
У р о к 14. Развитие речи. Текст
Ц е л ь у р о к а: повторить, что такое текст, каковы средства связи предложений в нем; определение абзаца; типы высказывания и их при знаки.
|
|
Из курса V-VI классов уча щиеся знают, что текст - ряд предложений, связанных по смыслу и расположенных в определен ной последовательности. Средства связи предложений в тексте мо гут быть различ ными: повторение одного и того же слова, замена существительного местоимением, использова ние однокорен ных слов, синонимов или близких по значению слов. Часть предложе ний текста, соединенных одной общей темой, составляет абзац. Каждый абзац на письме выделяется красной строкой - неболь шим отступом.
1. Упр. 46 (устно).
Учащиеся должны составить из предложений текст, озаглавить его, разделить на абзацы.
11. Упр. 48 (устно).
111. Вопрос кла су: какие типы высказываний вам известны?
Назовите их признаки.
(В зависимости от содержания высказывания есть три типа: описание, повествование, рассуждение. В описании говорится об одновременных призна ках, в повествовании - о последовательных действиях, в рассуждении - о причинах свойств или явлений.)
IV. Упр. 47.
(Ответить на вопросы устно; затем списать, озаглавить текст, разделив его на абзацы. Вста вить пропущенные буквы, раскрыть скобки.)
Д о м а ш н е е з а д а н и е: уп р. 45; § 7.
У р о к 15. Стили литературного языка
Ц е л ь у р о к а: формирование умения определ ять принадлежность тек ста к тому или иному стилю по их характерным призна кам.
Повторение сведени й о тексте, видах связи в нем, стилях речи.
1. Беседа.
- Что такое текст? Чем он отличается от предложения? С по мощью каких языковых средств связыва ются предложения в тексте? Анализи руя текст упр. 45, уча щиеся за крепл яют сведения о тек
сте, определ яют тип ы связи в нем.
- Какие стили речи вы знаете? В какой речевой ситуа ции ис пользуется разговорный стиль? (В неофициальной обстановке.) на учный? деловой? (В официальной обстановке.)
- Каким стилем речи пользуетесь вы, отвечая на поставлен- ные перед вами вопросы о стилях речи? Назовите их призна ки.
11. Объяснение нового материала.
1. Чтение материала § 8, выполнение зада ний к пара графу.
2. Упр. 49, 51.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: упр. 50.
МОРФОЛОГИ Я. ОРФОГРАФИ Я. КУЛ ЬТУРА РЕЧИ
ПРИЧАСТИ Е
(25 часов + 6 часов развития речи)
Трудности в изучени и причастий определ яются рядом причин. Одна из н их за ключается в том, что эта часть речи употребляется в основном в книжной речи, у детей она почти не встречается. Кро ме того, уча щиеся далеко не всегда умеют пра вильно квалифи ци ровать причасти я, смешива я их с прила гател ьными, дееп ричастия ми, а краткую форму - с гла голами. Отсюда целый ряд весьма ус тойчивых ошибок. Предуп редить их можно, если в работу на уро ке вводить элемент сопоста вления, систематически подчеркивать специфику причастия по сравнен ию с други ми частями речи, похо жим и на него. При зна комстве с причастием следует сопоста влять его с прилагательн ыми, разби рать по соста ву, находить слово, от которого оно образова но.
Неумением уча щихся устана вливать связь причастия с опреде ляемыми и зависимым и словами объясн яется большой процент не только пун ктуа ционн ых и синтаксических ошибок, но и ошибочных написа ний не с причасти ям и; отработка этого умения играет боль шую роль в форм ировании навыков правописани я.
Рекомендуем уже на первых уроках по изучению причастия ска зать уча щимся, что оно может иметь суффи ксы -ущ- (-ющ-), -ащ (-ящ-), -вш- и др" не указывая на их принадлежность к залогу, времени. Предла гается пропедевтически (то есть это требование на
первых уроках не является для учащихся обязательным) выделять суффиксы в записанных причастиях. Этот прием также помогает различать прилагательные и причастия.
|
|
При изучении причастий следует уделить внимание работе по усложнению синтаксического строя речи школьников. Важно пока - зать уча щимся, что причастие - книжная форма; оно явл яется экономным способом выражения мысли, и употребление его обо гащает речь, делает ее более яркой, образной.
В результате изучения темы семиклассники должны з н а т ь:
• признаки глагола и прилагательного в причастии, способ оп ределени я его оконча ния, пра вила написания суффиксов -ущ (-ющ-), -ащ- (-ящ), -им- (-ем-); -енн-, -н-, -нн-;
• условия слитно- раздельного написания не с причастиями;
• правило выделения причастного оборота, стоящего после оп ределяемого слова.
Семиклассники должны у м е т ь:
• безошибочно определять окончания причастий с помощью во проса, различать полные и краткие формы страдательных причас тий и их роль в предложении;
• опознавать суффиксы действительных и страдательных прича стий настоящего и прошедшего времени;
• определять написание н и нн в суффиксах прилагательных и причастий полных и кратких форм;
• определять слитное и раздельное написание не с причастиями;
• выделять запятыми причастные обороты, стоящие после оп ределяемого слова;
• пользоваться причастиями и причастными оборотами для оп ределен ия предметов в разных стилях речи.