У р о к 13. Контрольный диктант

в а р и а н т

ОСЕНЬ

Осень - причудл и ва я вол шебница. Приходит она и расстилает желтые покры вала на поля, разбрасы вает разноцветные листья по дорожка м, при ­ носит за пах свежести и легкого морозца.

Хорошо побродить в городском па рке в та кие удивительные дни. Де­ ревья объяты пламенем. Теперь никому не оста новить осеннего пожа ра. Вот за горелась осинка ярко- красными огонька ми, и от нее пошел полыхать


клен. х


Он прикоснулся к березке, и вспыхнула она желтым костром. хх Но


обнажа тся деревья, и погаснет это разноцветье.

Осен ь не хочет расста ваться с л юдьми и часто плачет. Печальный дождь капает из туч на земл ю. Люди смотрят на небо и грустно говорят:

«Вот и осен ь, тепе рь жди зим ы». Если бы осень умела говорить, она ска ­ зала бы: «Я не хочу уходить от вас, люди, я хочу остаться».

Но мч ится бессердечное время, и осень уходит. (122 слова.)

(По А. И л л ю м и н а т о р с к о й.)

Гр а м м а т и ч е с к о е  з а д а н и е

в а р и а н т               1                                11 в а р и а н т Сделать  морфологический  разбор

загорелась                1                                   приходит

Разоб рать по соста ву

расстилает               1                                обнажатся

прикоснулся                                  побродить

Соста вить схему отмеченного предложения х   хх

11 в а р и а н т

Все время держится прекрасная погода. Дни стоят солнечные, а по но­ чам подмораживает. Звезды усеива ют темное небо и блестят чисто и нежно.

Наступает пора листопада, и л истья пада ют дни и ночи.х Они то косо летят по ветру, то отвесно ложатся на сырую тра ву.

Из леса веет прохладой. По утрам серебряные капли росы покрыва ют осеннюю листву и низкий куста рник около речки. Леса обнажаются, и среди деревьев светло и просторно. Это время совпадает с отлетом пернатых в да -

28


лекие края. Они собираются в большие стаи. Когда на небе догорает послед­ ний луч, из прибрежных зарослей раздаются какие-то таинственные шорохи.хх Черными облаками перелетают по полям и лугам стаи скворцов. Вы ­

соко в небе тянутся жура влиные косяки.

«До  свидания,  осень»,- говорим  мы  и  приветствуем  приход  зимы. (119 слов.)

 

Гр а м м а т и ч е с к о е  з а д а н и е

в а р и а н т             1                    11 в а р и а н т Составить  схему  отмеченного  предложения

х                       1                                                  х х

Выписать  три  гла гола  с безударными  гласными  в  корне. Объяснить  графически  выбор  орфограмм.

 





У р о к 14. Развитие речи. Текст

Ц е л ь у р о к а: повторить, что такое текст, каковы средства связи предложений в нем; определение абзаца; типы высказывания и их при­ знаки.

Из курса V-VI классов уча щиеся знают, что текст - ряд предложений, связанных по смыслу и расположенных в определен ­ ной последовательности. Средства связи предложений в тексте мо­ гут быть различ ными: повторение одного и того же слова, замена существительного местоимением, использова ние однокорен ных слов, синонимов или близких по значению слов. Часть предложе ­ ний текста, соединенных одной общей темой, составляет абзац. Каждый абзац на письме выделяется красной строкой - неболь­ шим отступом.

1.   Упр.  46 (устно).

Учащиеся должны составить из предложений текст,  озаглавить его,  разделить  на  абзацы.

11.   Упр.  48 (устно).

111.   Вопрос  кла  су:  какие  типы  высказываний  вам  известны?

Назовите  их  признаки.

(В зависимости от содержания высказывания есть три типа: описание, повествование, рассуждение. В описании говорится об одновременных призна ках, в повествовании - о последовательных действиях, в рассуждении - о причинах свойств или явлений.)

IV. Упр. 47.

(Ответить на вопросы устно; затем списать, озаглавить текст, разделив его на абзацы. Вста вить пропущенные буквы, раскрыть скобки.)

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: уп р.  45;  § 7.



У р о к  15. Стили литературного  языка

Ц е л ь у р о к а: формирование умения определ ять принадлежность тек­ ста к тому или иному стилю по их характерным призна кам.

Повторение сведени й о тексте, видах связи в нем, стилях речи.

1. Беседа.

- Что такое текст? Чем он отличается от предложения? С по­ мощью каких языковых средств связыва ются предложения в тексте? Анализи руя текст упр. 45, уча щиеся за крепл яют сведения о тек­

сте, определ яют тип ы связи в нем.

- Какие стили речи вы знаете? В какой речевой ситуа ции ис­ пользуется разговорный стиль? (В неофициальной обстановке.) на ­ учный? деловой? (В официальной обстановке.)

- Каким стилем речи пользуетесь вы, отвечая на поставлен- ные перед вами вопросы о стилях речи? Назовите их призна ки.

11. Объяснение нового материала.

1. Чтение материала § 8, выполнение зада ний к пара графу.

2. Упр. 49, 51.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: упр. 50.

 

МОРФОЛОГИ Я. ОРФОГРАФИ Я. КУЛ ЬТУРА РЕЧИ

ПРИЧАСТИ Е

(25 часов + 6 часов развития  речи)

Трудности в изучени и причастий определ яются рядом причин. Одна из н их за ключается в том, что эта часть речи употребляется в основном в книжной речи, у детей она почти не встречается. Кро­ ме того, уча щиеся далеко не всегда умеют пра вильно квалифи ци ­ ровать причасти я, смешива я их с прила гател ьными, дееп ричастия­ ми, а краткую форму - с гла голами. Отсюда целый ряд весьма ус­ тойчивых ошибок. Предуп редить их можно, если в работу на уро­ ке вводить элемент сопоста вления, систематически подчеркивать специфику причастия по сравнен ию с други ми частями речи, похо­ жим и на него. При зна комстве с причастием следует сопоста влять его с прилагательн ыми, разби рать по соста ву, находить слово, от которого оно образова но.

Неумением уча щихся устана вливать связь причастия с опреде­ ляемыми и зависимым и словами объясн яется большой процент не только пун ктуа ционн ых и синтаксических ошибок, но и ошибочных написа ний не с причасти ям и; отработка этого умения играет боль­ шую роль в форм ировании навыков правописани я.

Рекомендуем уже на первых уроках по изучению причастия ска ­ зать уча щимся, что оно может иметь суффи ксы -ущ- (-ющ-), -ащ­ (-ящ-), -вш- и др" не указывая на их принадлежность к залогу, времени. Предла гается пропедевтически (то есть это требование на


первых уроках не является для учащихся обязательным) выделять суффиксы в записанных причастиях. Этот прием также помогает различать прилагательные  и причастия.

При изучении причастий следует уделить внимание работе по усложнению синтаксического строя речи школьников. Важно пока - зать уча щимся, что причастие - книжная форма; оно явл яется экономным способом выражения мысли, и употребление его обо­ гащает речь, делает ее более яркой, образной.

В результате изучения темы семиклассники должны з н а т ь:

• признаки глагола и прилагательного в причастии, способ оп­ ределени я его оконча ния, пра вила написания суффиксов -ущ­ (-ющ-),  -ащ- (-ящ),  -им- (-ем-);   -енн-, -н-, -нн-;

• условия слитно- раздельного написания не с причастиями;

• правило выделения причастного оборота, стоящего после оп­ ределяемого слова.

Семиклассники должны у м е т ь:

• безошибочно определять окончания причастий с помощью во­ проса, различать полные и краткие формы страдательных причас­ тий и их роль в предложении;

• опознавать суффиксы действительных и страдательных прича ­ стий настоящего и прошедшего времени;

• определять написание н и нн в суффиксах прилагательных и причастий полных и кратких форм;

• определять слитное и раздельное написание не с причастиями;

• выделять запятыми причастные обороты, стоящие после оп­ ределяемого слова;

• пользоваться причастиями и причастными оборотами для оп ­ ределен ия предметов в разных стилях речи.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: