У р о к и 59-60. Наречие как часть речи

Це л ь. у р о к о в: показать  общее  значение,  морфологические  призна ­ ки и синтаксич скую роль наречий; формирование умения находить на­ речия  в  тексте,  определять  их  синтаксическую  роль  в  предложении, в  тексте  для  «живописания  действия».


Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: показать роль наречия ка к одного из средств связи предложений в целом тексте; расширить словарный за ­ пас уча щихся за счет употребления в речи на речий.

П о в т о р е н и е: написание глагола в повелительном наклонении; знаки препинания при причастном обороте, в сложном пред.ложении с союзом и.

1. Сообщен ие результатов контрольного диктанта. Работа над типичными  ошибками.

11. Синтаксический разбор предложен ия Шел дождь, бараба ­ ня по крыше, и,  нагоняя  тоску,  назойливо  выл  ветер  в  тру ­ бе. (К. Паустовски й.)

Учащиеся определяют синтаксическую роль наречия в предло­ жении.

111. Объяснен ие нового материала.

На доске за писа ны предложен ия. Уча щиеся вып исывают из них словосочета ния с на речиям и: Скоро мы нашли в парке очень уютный  уголок.  Здесь  мы  довольно  хорошо  отдохнули.

+       1  х


Очень уютный

x l                 t


- зависимое слово - наречие, оно обозна­ чает призна к признака (прилагательного)


Отдохнули хорошо - за висимое слово - наречие, обозначает признак действи я

+ l x

Довольно  хорошо - за висимое слово - наречие, обозначает

призна к другого признака (наречия)

В результате наблюдений учащиеся делают вывод о том, что на­ речие может относиться к прила гательному, глаголу, другому наре­ чию и обозначать призна к действия, призна к другого призна ка, ре­ же - призна к предмета   (яйцо  всмятку).

Запись на доске:


к а к?л


к а к?л


к а к? л


Пел


красиво      поют красиво     поешь красиво

к а к?                                    к а к?


x l    t        1  t                   +        1  х

писал, красиво выводя буквы     красиво одетая девочка

очень красив! ый 1  ситец             очень краси в! ого 1 ситца Анализ словосочетан ий позволит сделать вывод о том, что на -

речие не имеет оконча ний, оно не измен яется и остается неизмен ­

ным независимо от того, с какими частям и речи употребляется, мо­ жет относиться к гла голу, деепричасти ю, причасти ю, а также к су­ ществительному   (яйцо  всмятку).

- Можно ли только по вопросу к наречию определить, что оно обозначает - призна к действи я или призна к призна ка? (Нет, не ­ обходимо знать, от какого слова (части речи) задается вопрос к на ­ реч ию.)


Учащиеся читают § 32 и отвечают на вопросы. Чем отличается наречие от других частей речи? Что общего у наречия и деепричастия?

Какова синтаксическа я роль наречия в предложении? Привес­ ти примеры.

IV. Закрепление материала.

1. Учащиеся выразительно читают текст. Отвеча ют на вопро­ сы:  какова  гла вна я  мысль  текста?  Как  его  можно  озаглавить? («Как оказать помощь книге», «Скорая помощь книге» и др.) Вы ­ писывают из текста наречия вместе со словами, к которым они от­ носятся, и объясняют, что обозначают эти наречия (признак дей ­ ствия, признак признака).

Внимательно перелистайте книгу. Если из нее выпала страница, ее нужно вклеить. Аккуратно смажьте страниuу белым клеем и вложите ее на место. Проследите, чтобы страница точно пришлась по обрезу книги. Затем положи­ те на книгу какой-нибудь тяжелый предмет и оставьте ее так на час-другой. Если в книге разорвалась страница, сначала ее надо склеить. Возьми­

те узкую полоску папиросной бумаги, на мажьте клейстером и, аккуратно соединив края разорванной страницы, склейте ее этой полоской. Для проч­ ности поля книги можно склеить еще и более плотной бумагой. А можно использовать для этой цели прозрачный скотч.

Если лист книги помялся, положите его между двумя чистыми листа­ ми не очень плотной белой бумаги и прогладьте негорячим утюгом.

Ремонтируя книгу, никогда не пользуйтесь конторским клеем: он остав­ ляет пятна и портит бумагу.

Своевременно  ремонтируйте  книги!

2. Через графоп роектор проецируется текст. Уча щиеся получа ­ ют задание выразительно прочитать его, определить роль наречий («живописует действие», дает более точ ное представление о месте и времени действия).

Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над на ­ ми со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснилась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах - запах русской лет­ ней  ночи.  Кругом  не  слышалось  почти  никакого  шума.  Лишь  изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба и прибреж­ ный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... Одни огоньки тихонько потрескивали.


 

3. Упр. 202.


(И. Ту р г е н е в.)


Уча щиеся списыва ют предложения, подчеркивают наречия как член ы предложения, определяют роль наречия ка к средства связи предложени й в тексте. Отмечают, что наречие теперь, противопо­ ставленное на речию ' когда- то, соединяет третье предложение со вторым. Наречие так, замеща я последнюю часть предшествующе ­ го предложения, также связывает его с концом текста.

Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 32; упр. 197 (составить план - пе ­ речень орфогра мм, над которыми работали уча щиеся, выполняя это упражнение); упр. 201 (устно).


















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: