Це л ь. у р о к о в: показать общее значение, морфологические призна ки и синтаксич скую роль наречий; формирование умения находить на речия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, в тексте для «живописания действия».
Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: показать роль наречия ка к одного из средств связи предложений в целом тексте; расширить словарный за пас уча щихся за счет употребления в речи на речий.
П о в т о р е н и е: написание глагола в повелительном наклонении; знаки препинания при причастном обороте, в сложном пред.ложении с союзом и.
1. Сообщен ие результатов контрольного диктанта. Работа над типичными ошибками.
11. Синтаксический разбор предложен ия Шел дождь, бараба ня по крыше, и, нагоняя тоску, назойливо выл ветер в тру бе. (К. Паустовски й.)
Учащиеся определяют синтаксическую роль наречия в предло жении.
111. Объяснен ие нового материала.
На доске за писа ны предложен ия. Уча щиеся вып исывают из них словосочета ния с на речиям и: Скоро мы нашли в парке очень уютный уголок. Здесь мы довольно хорошо отдохнули.
|
|
+ 1 х
Очень уютный
x l t
- зависимое слово - наречие, оно обозна чает призна к признака (прилагательного)
Отдохнули хорошо - за висимое слово - наречие, обозначает признак действи я
+ l x
Довольно хорошо - за висимое слово - наречие, обозначает
призна к другого признака (наречия)
В результате наблюдений учащиеся делают вывод о том, что на речие может относиться к прила гательному, глаголу, другому наре чию и обозначать призна к действия, призна к другого призна ка, ре же - призна к предмета (яйцо всмятку).
Запись на доске:
к а к?л
к а к?л
к а к? л
Пел
красиво поют красиво поешь красиво
к а к? к а к?
x l t 1 t + 1 х
писал, красиво выводя буквы красиво одетая девочка
очень красив! ый 1 ситец очень краси в! ого 1 ситца Анализ словосочетан ий позволит сделать вывод о том, что на -
речие не имеет оконча ний, оно не измен яется и остается неизмен
ным независимо от того, с какими частям и речи употребляется, мо жет относиться к гла голу, деепричасти ю, причасти ю, а также к су ществительному (яйцо всмятку).
- Можно ли только по вопросу к наречию определить, что оно обозначает - призна к действи я или призна к призна ка? (Нет, не обходимо знать, от какого слова (части речи) задается вопрос к на реч ию.)
Учащиеся читают § 32 и отвечают на вопросы. Чем отличается наречие от других частей речи? Что общего у наречия и деепричастия?
|
|
Какова синтаксическа я роль наречия в предложении? Привес ти примеры.
IV. Закрепление материала.
1. Учащиеся выразительно читают текст. Отвеча ют на вопро сы: какова гла вна я мысль текста? Как его можно озаглавить? («Как оказать помощь книге», «Скорая помощь книге» и др.) Вы писывают из текста наречия вместе со словами, к которым они от носятся, и объясняют, что обозначают эти наречия (признак дей ствия, признак признака).
Внимательно перелистайте книгу. Если из нее выпала страница, ее нужно вклеить. Аккуратно смажьте страниuу белым клеем и вложите ее на место. Проследите, чтобы страница точно пришлась по обрезу книги. Затем положи те на книгу какой-нибудь тяжелый предмет и оставьте ее так на час-другой. Если в книге разорвалась страница, сначала ее надо склеить. Возьми
те узкую полоску папиросной бумаги, на мажьте клейстером и, аккуратно соединив края разорванной страницы, склейте ее этой полоской. Для проч ности поля книги можно склеить еще и более плотной бумагой. А можно использовать для этой цели прозрачный скотч.
Если лист книги помялся, положите его между двумя чистыми листа ми не очень плотной белой бумаги и прогладьте негорячим утюгом.
Ремонтируя книгу, никогда не пользуйтесь конторским клеем: он остав ляет пятна и портит бумагу.
Своевременно ремонтируйте книги!
2. Через графоп роектор проецируется текст. Уча щиеся получа ют задание выразительно прочитать его, определить роль наречий («живописует действие», дает более точ ное представление о месте и времени действия).
Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над на ми со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснилась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах - запах русской лет ней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба и прибреж ный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... Одни огоньки тихонько потрескивали.
3. Упр. 202.
(И. Ту р г е н е в.)
Уча щиеся списыва ют предложения, подчеркивают наречия как член ы предложения, определяют роль наречия ка к средства связи предложени й в тексте. Отмечают, что наречие теперь, противопо ставленное на речию ' когда- то, соединяет третье предложение со вторым. Наречие так, замеща я последнюю часть предшествующе го предложения, также связывает его с концом текста.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 32; упр. 197 (составить план - пе речень орфогра мм, над которыми работали уча щиеся, выполняя это упражнение); упр. 201 (устно).