Пунктуация при деепричастном обороте

(продолжение темы)

1. Прове рка дома шнего зада ния.

11. Слова рна я диктовка.

Уча щиеся за писыва ют, указы ва ют часть реч и; дела ют вывод о написа нии не с различн ыми частям и реч и.

Не задумыва ясь, не спорьте, невежда; отнюдь не интересный фильм; негодуя по поводу случившегося; ненавидел непра вду; не сгова риваясь н и с кем; не разоча ровавшись в друге; нерешенна я задача; вещи не собра ны; не жалея сил; не прикасаясь к дереву; соба ка не залаяла; не при ми рив друзей; не обнажив головы.

111. Синта ксический разбор предложен ий.

1) Спит река, во сне перебира я мягкую подводную траву.

2) Тра вы гнутся под тяжестью росной, позабыв о вчера шнем тепле.

(Т. Куз о в л е в а.)

(Еще раз уместно обратить внима ние учащихся на то, что дее ­ причастн ый оборот явл яется одним членом предложения - обсто- ятельством.)  ·

- Ка кие средства выразительности использует автор? С какой целью?

IV. Объяснительн ый дикта нт.

Уча щиеся за писы ва ют предложен ия, графически обознача ют причастные и деепричастные обороты, выделя я слова, к которым они относятся.

l) Среди кустов  ол ьхи  изви вается,  поблески ва я  на  солнце,  ручей. 2) Собака бежала стороной, с любопытством обнюхива я следы на снегу.

3) Медведь, разбуженный выстрелами, с неохотой оставил на гретое место и, разгреба я ла па ми снег, остановился. 4) Зверь, поднявшись на задние ла ­ пы, пошел, отмахи вая передние ледяные сучья ельника, преграждавшие до­ рогу, и громко ря вкнул. 5) Шумит, размахива я вершина ми деревьев, ста ­ рый лес, подступ ивший к берега м.

(По А. Ч а п ы г и н у.)

- Выпи шите два деепричасти я, строен ие которых соответству­ ет схеме: ---,     Л Л (на приме р: разг реба я, поблескивая).

д о м а ш н е е з а д а н и е: уп р.  165; ПОДГОТОВИТЬ  связн ый  рас­ сказ о деепричастии.



У р о к  5 1. Деепричастия  совершенного и несовершенного  вида

Ц е л ь у р о к а: ознакомление со способами образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; формирование навыка написа ­ ния гласной  перед -в, -вши.

Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: обучение составлению монологическо­ го высказывания на лингвистическую тему.

П о в т о р е н и е: правописа ние гла голов и причастий прошедшего вре­ мени.

1.. Проверка домашнего задани я.

1. Упр. 165.

2. Рассказ о деепричастии  как части речи.

Прежде чем класс услышит связное высказьiвание на лингвис­ тическую тему, учитель напоминает учащимся требования к устно­ му ответу: он должен быть полным, доказательным, выдвигаемые положен ия необходимо обосновать собственными примерами (а не примерами из учебника). Материал должен быть изложен последо­ вательно и оформлен грамотно с речевой точки зрения. Учитель го­ ворит, что полный ответ по. данной теме должен включать четкое определен ие деепричастия, указание на его гра мматические призна ­ ки и синтаксическую роль в предложении.

Семиклассникам предла гается дать обоснованную оценку отве­ та това рища.

11. Синтаксический разбор предложений.

l) Спутники капита на Кука, уходя на три года в море, считали эту эпо­ пею обычной работой. 2) Они бежали вниз, хватаясь за выступающие кам­ ни, перепрыгивая через трещины.


 

111. Объяснение нового материала.


(К. Б у л ы ч е в.)


При объяснении нового материала целесообразно использовать таблицы в § 29, 30. После рассмотрения таблиц и анализа приме­ ров учащиеся делают самостоятельный вывод об образовании дее­ причастий совершенного и несовершенного вида.

 

IV. Закрепление материала (проводится в процессе выполнения уп ражнений).

1. От глаголов замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться образуйте деепричастия несовер­ шенного вида, обозначьте суффиксы. С двумя-тремя деепричастия­ ми составьте и запишите предложения.

- От чего зависит написан ие гла гольного суффикса (глас­ ной) перед суффи ксом -л- в прошедшем времени? Перед суффик­ сом действительн ых причастий прошедшего времени -вш-? Перед

-нн- (-н-) в страдательных причастиях прошедшего времени? Пе­

ред суффикса ми -в, -вши деепричастий совершен ного вида?

4 Богданова, 7 кл.                                                                                        97


2.  Заполните  таблицу  (вычерчивается  на  доске  и  в тетради).

 

 

Глагол

Причастие  прошедшего времени

 

Деепричастие совершенного вида

неопределенная форма прошедшее время   действительное   страдательное
О б р а з е ц: л ПОСТРО!::!ТЬ выкачлать - (нефть) л выкатить (бочку) посеять заклеить услышать лл ПОСТРО!:!Л выкачаллл - лл выкатил   Л/\ ПОСТРО!:!ВШИ Й Л/\ выкачавший   Л/\ выкативший   А построенный лл выкача нный   А выкаченный выстроиллв выкачалвл ЛА ВЫКаТ!::!ВШИ

Делается  вывод  о  написании  глагол ьного  суффи кса  перед   -л-;

-вш-,  -нн- (-н-);   -в, -вши.

V. Объяснительный дикта нт (с обязательным выделением гла - гольного  суффикса  в  глаголах  и  причасти ях  прошедшего  времени, в дееп ричастиях).

Набросив плащ, громко лаял, накрахмалив воротничок, рассеянный по ветру, не раста яв на солнце, несвяза нный носок, непрочитанный роман, не устроив праздника, сломанная изгородь, не продумав ответ, неза мешен ­ ное тесто, картины не развешаны, дерево не спилено, провеяв зерно, раз­ веянные иллюзии, повесив нос, высушив белье, нахмуривши брови, намас­ лив хлеб, лампа погашена, земли засеян ы, раскаявшись в проступке, про­ маявшись, понадеявшись на друга, выпучив глаза.

- Найдите фразеологизмы. Докажите, что в их состав входят деепричастия. Составьте с каждым фразеологизмом предложен ие, за пишите их; объясните постановку знаков препина ния.

Следует напомн ить, что фразеологический оборот, связа нный по происхождению с дееп ричастием, не обособляется. На пример: Отец у корял  нас  за  то,  что мы работали  спустя  ру кава.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 29,  30; упр.  176,  178.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: