Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям
(упр. 240)
Ц е л ь у р о к а: ознакомить учащихся с особенностями жанра публи цистического стиля - репортаж или интервью, их языковыми особен ностями, композицией; формирова ние умения создавать репортаж или
5 Богданова, 7 к.п. 129
интервью с описанием действий по личны м впечатлениям. (См.: Ко - т е л ь н и к о в а С. А. Сочинения нетрадиционных жа нров: интервью и репортаж//Рус. яз. в школе.- 1995.- № 5.)
У ро к 78. Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-
ц е л ь у р о к а: формирование навыка написания букв а и о на конце наречий с приста вками из-, до-, с-.
Р а з в и т и е р е ч и: работа над орфоэпическими нормами.
П о в т о р е н и е: орфограммы в корне; не с глаголами; не - ни с на речиями; написание приста вок на э-, с-.
1. Самопроверка домашних упражнений с использованием гра - фопроектора.
|
|
11. Словарно-орфографическая диктовка.
Запись слов с объяснением правописания приставок.
Рассч итать, расчет, расформи ровать, безвредный, бесформенный, сузить, сэкономить, расче ртить, бесполезный, сжечь, сделать.
111. К данным словам учащиеся подбирают такие, в которых час
ти слова противоположны по написанию, например:
А
и - |
серебр ый, видl шь 1 - стелl =шь j, щf..кем - H IJ:..Keм.
Нигде (негде), предположил (предполагал), участвовать (чувствовать), местность (чудесный), никуда (некуда), ненавидишь (не присутствовал), не был (негодовал).
IV. Синтаксическая пятиминутка.
Учащиеся составляют и записывают предложение с причастным оборотом, стоящим в середине предложения; разби рают его по чле нам предложени я.
V. Объяснен ие нового материала.
Наблюдения над составом наречий и способом их образования (с. 112). Обращается внимание на то, что в подобных наречиях од новременно присоединяются приставки и суффиксы.
Наречия с приста вка ми в-, на-, за- и из-, до-, с- по своему происхождению - застывшие формы винительного и родительного
падежей кратких прилагательных, которые в древнерусском языке склонялись. Они склонялись так же, как до сих пор склоняется, например, слово окно: винительный - в окно, на окно, за окно, но родительный - с окна, из окна, до окна.
Чтение пра вила § 41.
VI. Трени ровочные упражнения.
1. Замените словосочета ния наречиями с о или а на конце.
Идти в правую сторону (впра во), беседовать без стеснения (запросто), раскалить до красного цвета (докрасна), расстаться на долгое время (на долго), переписать окончательно (набело).
Обращаем внимание школьников на правильность произноше ния наречий надолго, набело, но: добела. Учащиеся записывают эти слова в· раздел «Говори правильно» ученического словарика.
|
|
2. Выборочный диктант.
Уча щиеся выписывают в один столбик словосочета ния с наре чиями на -о, в другой - с наречиями на -а. Обознача ют главные и зависимые слова.
1)) Окна вагона часто бывали наглухо залеплены снегом. (А. Гайда р.)
2) Небо было раскалено почти добела. (М. Горький.) 3) Ветер снова уси лился. 4) Серое небо предвещало дождь надолго. 5) Посмотри- ка вправо.
6) Начни все сначала. 7) Издалека послышался шум.
3. Упр. 245.
4. Предупредительный диктант.
1) Изредка дорогу преграждал сломанный сна рядом ствол столетней сосны. (В. Катаев.) 2) Справа и слева низина клубилась туманом. 3) Из редка из тумана возникало одинокое дерево или столб и вновь исчезало. (Ю. Нагибин.) 4) Мать тотчас отняла у них Гека, испугавшись, как бы сгоряча его не стукнули о деревянный потолок. (А. Гайдар.) (Слово испу гавшись разобрать по составу, затем фонетически.) 5) Корабль раскачи вало направо и налево. (В. Короленко.)
Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 40; упр. 247.
У р о к 79. Подробное изложение с элементами сочинения
(упр. 248)
Ц е л ь у р о к а: формирование умения письменно пересказывать текст с элементами сочинения.