У р о к 86. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Ц е л ь  у р о к а: формирование  навыка  написания  мягкого  знака  после шипящих на конце на речий.

Работа  п о  р а з в и т и ю  р е ч и: составление  устного  рассказа  на линг­ вистическую тему.

П о в т о р е н и е: написа ние мягкого знака после шипящих в различных частях речи; падежные окончания прила гательных, причастий (индиви­ дуальная  работа).

1. Опрос.

1. Проверка выполнен ия заданных на дом упражнений.

2. Составление связного рассказа о на писа нии на реч ий (по схеме). Уча щиеся должны быть готовы дать аргументи рованную оценку ответа това рища.

11. Контрольный орфоэпический дикта нт.

На доске записаны слова без уда рения. Учащиеся  списывают их, расставляя уда рение.

Заржавевший, начавший, отнявший,  понявший, поднявший,  из  берес­ ты, добрались, взята, привезена, ржавея, черпа я, балуясь,  удобнее,  краси ­ вее, мельком, досыта, досуха, добела, сослепу, подолгу, сделать по своему методу,  сделать по-своему.

 

111. Объяснение нового материала. Чтение  и анализ примеров § 44.

IV. Словарная диктовка.

Учащиеся должны записать словосочета ния, проанализировать их, сдела в вывод о написании мягкого зна ка после шипящих в раз­ личных частях речи.

Встречаешь  рассвет,  золотая  рожь,  шалаш  сторожа,  интересная  вещь, до­ стичь  цели,  лес дремуч,  куста рник  колюч,  зажечь  костер, назначь дежурного.

Делается вывод о написан ии мягкого знака после шипящих на конце слов.

V. За креплен ие материала.

1. Упр.  263, 265.

2. Выборочный  диктант.

1)  Матушка - рожь  кормит  всех  сплошь.  2)  Землю  вскачь  не  пашут.

3) Для дорогого гостя и ворота настежь. 4) Сплеча да сгоряча ничего не де­ лай. 5) Вся пристань была сплошь уставлена подводами. (В. Катаев.) 6) Че­ рез открытое настежь окно на только что вымытый пол  падает солнечный луч. 7) По дорога м гремят тачанки, эскадроны проходят вскачь.  (А. Сур­ ков.) 8) Рысь стремительно и бесшумно метнулась прочь. 9) Как долга эта зимняя  ночь,  ждать  урочного  часа  невмочь.  (А. Сурков.)

3. Запись  предложен ий  с  объяснением написа ния нареч ий.

2-3 наречи я разби ра ются по соста ву.


С начала сентября воздух начинает понемногу холодеть. Утром вы заме­ чаете, что трава чуть-чуть побелела. Свежо. Лужи сплошь засыпаны листь­ ями. По-осеннему мелкие дожди совсем не похожи на летние: они идут бес­ престанно, и земля не просыхает скоро. Ветер дует без устали, разнося да­ леко-далеко созревшие семена деревьев. Листья на деревьях начинают кое­ rде желтеть. Поля мало-помалу пустеют, лишь по-прежнему зеленеет озимь.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: упр. 266.

 

У р о к 87. Повторение темы  «Наречие»

Ц е л ь  у р о к а: систематизация и обобщение знаний о наречии.

1. Опрос.

1. Проверка домашнего зада ния.

У доски четыре человека выписывают в столбики из упражне­ ния слова с мягким знаком на конце после шипящих: а) в суще­ ствительных, б) в прилагательных, в) в глаголах, г) в наречиях.

Делается вывод о написании мягкого зна ка на конце слов по­ сле шипящих.

В это время фронтально проверяется подготовка к ответу на контрольные вопросы о наречии.

2. Индивидуальная работа по карточкам.

К а р т о ч к а №  1 Вста вить пропущенные буквы.

Упасть навзнич.., ринуться проч.., уда рить наотма ш.., вернуться заполноч.., ждать невтерпеж.., сплош.. покрыться тучами, медленно теч..; теч.., образовавшаяся в лодке; копченый лещ.., спряч..тесь от дождя, день хорош.., сделать шалаш...

К а р т о ч к а № 2 Вставить пропущенные буквы.

Показаться из-за туч.., жареная дич.., увлеч..ся интересной работой, решить много задач.., исполнить точ..-в-точ.., раскрытое настеж.. окно, невмоч.. продолжать путь, день хорош.., разжеч.. костер, сплош.. увешанна я сережками береза.

11. Синтаксический разбор предложения Пробилась зелень по­ левая навстречу солнцу и теплу, и, настеж ь окна раскрывая, весна проходит по селу. (М.  Исаковский.)

111. Зада ние составить слово.

От глагола поговорить взять приставку, от прилагательного добрый - корень, от прилагательного новому - окончание. (По­ доброму.) Придумать два предложения, употребить в одном - нареч ие по-доброму, в другом - прилагательное с предлогом по доброму.

IV. Запись в три столбика словосочетаний недалеко от дома, говорил  небреж но,  вовсе  не  далеко.


Чем в данных словосочетани ях является не?

Придума йте и за пишите под кажды м словосочета нием по три аналогич ных при мера.

Приведите приме ры других частей речи, где не - приставка, частица, часть корня. Приме ры запишите.

Сделайте вывод о написа нии не с наречи ями на -о.

V. Запишите, доба вив по 4 -5 при меров данной части реч и, с шипящими на конце.

Чувствуешь - Ландыш - Прочь -

Шипу ч -

- Сдела йте вывод о на писании мягкого зна ка на конце слов после ШИ П ЯЩИХ.

Вместо п. Ш, IV, V может быть проведена работа с использо­ ванием лингвистической миниатюры Ф. Кривина.

Учитель читает сначала текст целиком, затем по предложени­ ям. Уча щиеся выписывают наречия, объясняя их на писан ие.

Живут два наречия, крепко-накрепко соединенные между собой так, что их в грамматике считают одним наречием. Тихо-мирно живут, со стороны смо­ треть любо-дорого (кому-то смотреть любо, но им, возможно, это обходит­ ся дорого, потому что не так-то просто двум наречиям соединиться в одно). Живут два наречия в одном - то ли волей живут, то ли неволей, а ес ­

ли одним словом сказать, то живут они волей-неволей. Слов-то в тексте полным-полно, мало-мальски что не так - и пойдет все шиворот- навыво­ рот. Лучше уж своей черточки держаться.

Живут два наречия... И вдруг нежданно-негаданно  появляется между ни­ ми еще одно слово.  Всего-навсего одно слово, и маленькое такое, а все же свое, из песни  его  не  выбросишь,  даже  если  песня давным-давно  надоела. Ну, теперь-то  можно идти по жизни  бок о бок, рука об руку, душа  в ду­

шу жить, чтоб все было честь по чести. Хоть жить час от часу не легче, но н.адо жить. Ради этого, маленького, надо жить, потому что из песни его не выбросишь.

И тут-то они замечают: нет черточки. Той самой черточки, которая их прежде соединяла.

Раньше-то у них все было любо-дорого, хоть кое в чем, возможно, шиворот-навыворот, но зато крепко-накрепко, потому что было чему их скреплять и им было за что держаться. А теперь они хоть душа в душу, но без черточки, хоть и честь по чести, но без черточки. И наречия, ко­ торое у них было одно на двоих, теперь нет, потому что душа в душу - это уже не наречие...

Вот оно как бывает!.. А мы-то думаем! Мы-то думаем, что нас соединяет это словечко, которое из песни не выбросишь, даже если сама песня никуда не годится. А на самом деле нас соединяет не оно. На самом деле нас соединяет черточка. Совсем незаметная черточка, которая нас двоих соединяет  в одно и без которой нам жить и не дорого и не любо.

VI. Дикта нт «Прове рь себя».

Вскоре туман сомкнулся плотной стеной вокруг судна. В молочной мгле двигались  медленно,  осторожно.  В  полдень  небольшая  парусная  барка


только-только успела вывернуться из-под носа у парохода. В другой раз откуда -то справа, вверху,  вдруг появилось облако со сверкающими  кра ями, а в воздухе повеяло холодом. Пароход двигался еле-еле, потом отошел на ­ зад, будто украдкой стал сползать в глубь тумана налево. Это было не об­ ла ко, а ледяна я гора. На пароходе все притихло,  а  огромная  гора  плыла, тихо  покачиваясь,  и  вдруг  исчезла, будто  раста яла.

(В. К о р о л е н к о.)

Д о м а ш н е е з а д а н и е: упр. 269. Желающие могут (не выпол ­ няя упражнения) составить перечень орфограмм, над которым и необходимо работать при выполнении данного упражнения.

 

У р о к 88. Повторение темы «Наречие»

(продолжение темы)

1. Опрос.

1.. Прове рка домашнего упр. 269.

2. Записать перечень встретившихся в упражнении орфограмм. Уча щиеся приводят свои приме ры, объясняют написание слов.

3. Прочитываются предложени я, в которых надо было вставить недоста ющие знаки препина ния. Составляются схемы предложений, объясняется постановка знаков препинани я в них.

4. В указа нных в задании к упражнению предложениях опреде ­ ляется синта ксическа я роль наречий, к какому стилю речи относит­ ся текст. Называются его призна ки.

Дополнительные вопросы о наречии зада ют това рищам сами школьники.

5. Индивидуальна я работа по карточка м.

К а р т о ч к а  № 1

Выделенные слова и сочетания слов заменить близкими по смыслу на ­ речиями.

Говорить еле слышно; бежать подпрыгивая; встать на рассвете; сло­ жить в три раза; танцевать приседая; шить платье руками; прийти точно в назначенное время; бежать, обгоняя друг друга; бежать очень быстро; разделить  на две равные части.

 


 

Раскрыть скобки.


К а р т о ч к а  №  2


Помогать  (по)дружески;  опаздывать  (по) прежнему;  не  тратить  время (по) напрасну; работать (по)сменно; заботиться (по) матерински; получать деньги  (по) месячно;  читать  (по)французски;  надеяться  (по) пусту;  сказать (по) просту; ссориться (по) пустому; работать (по) разному;  (по) видимому, это  правильно;  работать  (по) боевому;  сделать (по) больше.

11. Составьте таблицу «Виды орфограмм» (по теме «Наречие»). Учащиеся составляют перечень орфограмм по теме, записывают по 4-5 приме ров наречий, в которых есть соответствующие орфо­ гра ммы.


111. Объясн ительный диктант.

Направо от города, тихо пошептыва я и изредка вздра гива я от невзна ­ чай налетевшего ветра, темнела ольхова я роща, налево тянулось необозри ­ мое поле. Та м, где глаз не мог уже отличить в потемках поле от неба, яр­ ко мерцал огонек. Поодаль от меня сидел Савка. Поджа в под себя по- ту­ рецки ноги и свесив голову, он задумч иво глядел на Кутьку. На ши крючки с живца ми да вно уже стояли в реке, и на м ничего не оста валось делать, как только предаваться отдыху, который та к любил никогда не утомляв­ шийся и вечно отдыха вший Савка. Заря еще не совсем погасла, а летняя ночь уже охватывала своей нежа щей, усыпляющей лаской природу.

(А. Ч е х о в.)

IV. Диктант «Прове рь себя».

За кулиса ми теат ра было холодно и неуютно. Молодой человек, впер­ вые попавший сюда, осторожно ступал по доска м пола, боясь провалить­ ся в люк на сцене. Юноша растерянно смотрел на канаты, уходившие ку­ да -то вверх, на торча щие повсюду деревянные рамы. Из боковых помеще­ ний постоянно выбегали люди с необычайно озабоченными лицами. Где-то рядом шла напряженна я подготовительная работа. Вскоре стали появлять­ ся зрители, приглашенные на последнюю репетицию.

(По М. А л д а н о в у.)

- Укажите средства связи предложений  в тексте.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: уп р.  271 или 273 (по выбору учащих­ ся); контрольные вопросы на с.  121.

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: