У р о к 13 1. Понятие о частице

Ц е л ь у р о к а: показать отличие частиц от знаменательных частей ре­ чи, сходство частиц с другими служебными частями  речи  и отличие  от них, роль частиц в предложении и в образовании форм глагольных на­ клонений; выработка умения отличать частицы от других неизменяемых частей  речи,  в частности  от  союзов  и  наречий.

Работа  п о  р а з в и т и ю  р е ч и:  знакомство  с  использованием  частиц в различных стилях речи, с возможностью обогащения речи за счет их употребления;  выразительное  чтение  предложений  с  частицами.

П о в т о р е н и е: синтаксическая роль в предложении союзов, наречий.

 

1. Запись в словарик слова чемпион. Объясняется его лекси­ ческое значение - «спортсмен (или спортивный коллектив), побе-

 

 

1  С о к о л о в а  Г. П.  Правописание   не и   ни.- М.,  1981.- С. 3.


дитель в соревновании по какому- нибудь виду спорта на первенство города, страны и т. д.». Уча щиеся приводят словосочета ния или предложени я с да нным словом.

11. Объяснение нового мате риала.

В ходе объяснения материала школьникам дается понятие о части­ це как служебной части речи, не имеющей своего лексического значе­ ния. В процессе наблюдения учащиеся должны сделать вывод о том, что частицы не являются членами предложения и служат для выраже­ ния смысловых оттенков отдельного слова или целого предложения, для образования новых форм слов (например, наклонений глагола).

Знакомство с частицей как частью речи начинаем с анализа приведенных в учебнике предложений (§ 62). Определяется роль частиц в предложении и образова нии форм наклонений гла гола.

111. Закрепл яется материал выполнением упр. 357 (устно). Предложение Именно он в  прошлом  году был  чемпионом  обла­ сти записы вается и разби рается по членам предложения. Делает­ ся вывод о том, что частица именно   не обозначает  ни  предмета, ни призна ка, ни действия, то есть не имеет своего лексического значения, не является членом предложения, а вносит дополнитель­ ный оттенок: уточ няет, подчеркивает смысл  подлежа щего - кто же был чемпионом.

IV. Учитель сообщает школьникам, что частицы - сравнитель­ но молодая часть речи, в русском языке их немного, употребляют­ ся они в различных стилях речи. Но в языке часто встречаются омонимичн ые (одина ково  звуча щие) частицы  и  союзы,  частицы и наречия.

Предла гается сравнить предложения, выяснив синтаксическую роль омонимичных частиц, союзов, наречий.

1)) Мал золотник, да дорог. -Да здравствует мир на пла нете!

В первом предложении союз да связывает сочинительной свя­ зью однородные члены предложения; во втором - частица да средством связи не является, она придает высказыва нию торжест­ венность, возвышенность.

2) Кома нди р говорил просто и  убедительно.-  Я  просто  ослеп  от  яр­ кой  вспышки  света.

В  первом  предложении  слово   просто   зависит  от  сказуемого (говорил к а к?), в предложении является обстоятельством образа действия, то есть наречием; во втором предложении слово просто не является членом предложения, к нему нельзя поставить вопрос, слово усиливает значение сказуемого. Это частица.

V. Трени ровочные упражнения (устные или письменные - по усмотрению учителя).

1. Уча щиеся определяют  оттенки  значения  частиц,  разни цу в употреблении омонимичных части ц, союзов.


1) В тесноте, да не в обиде. 2) И, полно, что за счеты! 3) Дождичек вымочит, а солн ышко высушит. 4) И надобно ж беде случиться! 5) А по­ года великолепна я!

(В 1 - м и 3-м предложен иях - союзы, в остальных - части цы.)

2. Подче рки ваем, что частицы особенно широко используются в разговорной реч и. Предла гается проанализи ровать текст, опреде­ лить, к какому стилю речи он относится, указать признаки этого стиля.

Вот пошел он по грибы и заблудился. Вот и присел он под дерево. Да ва й, мол, дождусь утра. Присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотрит - никого. Он опять глядит, а перед ним на ветке русалочка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со смеху.

(И. Ту р г е н е в.)

(Повторяюща яся частица вот, котора я содержит эмоциональ­ ный оттенок и не теряет своего указател ьного значения, является как бы средством приближен ия к читателю, слушателю того, о чем повествует рассказч ик; а, и - усилительн ые частицы; части ца мол, подтве рждающа я достове рность высказыва ния, - все это указыва ­ ет на яркую при надлежность текста к разговорному стилю. Кроме того, употреблен ие глагола помирает та кже ха ракте рно для дан ­ ного стиля.)

Учащиеся делают вывод о том, что использован ие частиц в ре ­ чи делает ее я рче, эмоциональнее,  точнее, конкретнее.

3. Учитель выразительно читает да нны й ниже текст. Выбороч­ но записыва ются и анализи руются предложени я текста. Учащиеся подче рки вают частицы, выясняют их роль в предложен ии.

А знаешь ли ты, что литературные герои, за удивительными приклю­ чен иями которых ты с та ким увлечением всегда следишь, вовсе не явля ­ ются выдумкой писател я? Знаешь ли ты, что многие из н их существовали в действительности, п или, ели, путешествовали, бились на шпа гах, искали сокровища? И необитаемый остров Робинзона существует! И ядро, на ко­ тором летал Мюнхгаузен, лежит в.витрине его дома - музея!

(По Р. Б е л о у с о в у.)

Уча щимся полезно знать, что частицы (разве, ли и др.) обыч ­ но используются в риторических вопросах (вопросах, не требующих ответа), которые часто употребл яются в публицистической речи, чтобы привлеч ь внимание слушателей, вызвать их сочувствие, со­ гласие и пр.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 62; упр. 359.

Выполняя уп ражнен ие, учащиеся должн ы произвести классифи ­ кацию встреча ющихся в тексте упражнени я орфогра мм и зна ков преп ина ния (упражне н ие не списывается). Результаты работы оформляются в п исьмен ной форме в  виде  перечня  повторенных пра вил.


РА З Р ЯД Ы  Ч АС Т ИЦ

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: