Ц е л ь у р о к а: показать отличие частиц от знаменательных частей ре чи, сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, роль частиц в предложении и в образовании форм глагольных на клонений; выработка умения отличать частицы от других неизменяемых частей речи, в частности от союзов и наречий.
Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: знакомство с использованием частиц в различных стилях речи, с возможностью обогащения речи за счет их употребления; выразительное чтение предложений с частицами.
П о в т о р е н и е: синтаксическая роль в предложении союзов, наречий.
1. Запись в словарик слова чемпион. Объясняется его лекси ческое значение - «спортсмен (или спортивный коллектив), побе-
1 С о к о л о в а Г. П. Правописание не и ни.- М., 1981.- С. 3.
дитель в соревновании по какому- нибудь виду спорта на первенство города, страны и т. д.». Уча щиеся приводят словосочета ния или предложени я с да нным словом.
11. Объяснение нового мате риала.
|
|
В ходе объяснения материала школьникам дается понятие о части це как служебной части речи, не имеющей своего лексического значе ния. В процессе наблюдения учащиеся должны сделать вывод о том, что частицы не являются членами предложения и служат для выраже ния смысловых оттенков отдельного слова или целого предложения, для образования новых форм слов (например, наклонений глагола).
Знакомство с частицей как частью речи начинаем с анализа приведенных в учебнике предложений (§ 62). Определяется роль частиц в предложении и образова нии форм наклонений гла гола.
111. Закрепл яется материал выполнением упр. 357 (устно). Предложение Именно он в прошлом году был чемпионом обла сти записы вается и разби рается по членам предложения. Делает ся вывод о том, что частица именно не обозначает ни предмета, ни призна ка, ни действия, то есть не имеет своего лексического значения, не является членом предложения, а вносит дополнитель ный оттенок: уточ няет, подчеркивает смысл подлежа щего - кто же был чемпионом.
IV. Учитель сообщает школьникам, что частицы - сравнитель но молодая часть речи, в русском языке их немного, употребляют ся они в различных стилях речи. Но в языке часто встречаются омонимичн ые (одина ково звуча щие) частицы и союзы, частицы и наречия.
Предла гается сравнить предложения, выяснив синтаксическую роль омонимичных частиц, союзов, наречий.
1)) Мал золотник, да дорог. -Да здравствует мир на пла нете!
В первом предложении союз да связывает сочинительной свя зью однородные члены предложения; во втором - частица да средством связи не является, она придает высказыва нию торжест венность, возвышенность.
|
|
2) Кома нди р говорил просто и убедительно.- Я просто ослеп от яр кой вспышки света.
В первом предложении слово просто зависит от сказуемого (говорил к а к?), в предложении является обстоятельством образа действия, то есть наречием; во втором предложении слово просто не является членом предложения, к нему нельзя поставить вопрос, слово усиливает значение сказуемого. Это частица.
V. Трени ровочные упражнения (устные или письменные - по усмотрению учителя).
1. Уча щиеся определяют оттенки значения частиц, разни цу в употреблении омонимичных части ц, союзов.
1) В тесноте, да не в обиде. 2) И, полно, что за счеты! 3) Дождичек вымочит, а солн ышко высушит. 4) И надобно ж беде случиться! 5) А по года великолепна я!
(В 1 - м и 3-м предложен иях - союзы, в остальных - части цы.)
2. Подче рки ваем, что частицы особенно широко используются в разговорной реч и. Предла гается проанализи ровать текст, опреде лить, к какому стилю речи он относится, указать признаки этого стиля.
Вот пошел он по грибы и заблудился. Вот и присел он под дерево. Да ва й, мол, дождусь утра. Присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотрит - никого. Он опять глядит, а перед ним на ветке русалочка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со смеху.
(И. Ту р г е н е в.)
(Повторяюща яся частица вот, котора я содержит эмоциональ ный оттенок и не теряет своего указател ьного значения, является как бы средством приближен ия к читателю, слушателю того, о чем повествует рассказч ик; а, и - усилительн ые частицы; части ца мол, подтве рждающа я достове рность высказыва ния, - все это указыва ет на яркую при надлежность текста к разговорному стилю. Кроме того, употреблен ие глагола помирает та кже ха ракте рно для дан ного стиля.)
Учащиеся делают вывод о том, что использован ие частиц в ре чи делает ее я рче, эмоциональнее, точнее, конкретнее.
3. Учитель выразительно читает да нны й ниже текст. Выбороч но записыва ются и анализи руются предложени я текста. Учащиеся подче рки вают частицы, выясняют их роль в предложен ии.
А знаешь ли ты, что литературные герои, за удивительными приклю чен иями которых ты с та ким увлечением всегда следишь, вовсе не явля ются выдумкой писател я? Знаешь ли ты, что многие из н их существовали в действительности, п или, ели, путешествовали, бились на шпа гах, искали сокровища? И необитаемый остров Робинзона существует! И ядро, на ко тором летал Мюнхгаузен, лежит в.витрине его дома - музея!
(По Р. Б е л о у с о в у.)
Уча щимся полезно знать, что частицы (разве, ли и др.) обыч но используются в риторических вопросах (вопросах, не требующих ответа), которые часто употребл яются в публицистической речи, чтобы привлеч ь внимание слушателей, вызвать их сочувствие, со гласие и пр.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 62; упр. 359.
Выполняя уп ражнен ие, учащиеся должн ы произвести классифи кацию встреча ющихся в тексте упражнени я орфогра мм и зна ков преп ина ния (упражне н ие не списывается). Результаты работы оформляются в п исьмен ной форме в виде перечня повторенных пра вил.
РА З Р ЯД Ы Ч АС Т ИЦ