У р о к 1. Придумывание обрамлений к рассказу

Работа над обра млен иями к сочинени ю даст возможность уч и ­ тел ю узнать, какие из тем кажутся семи классника м более интерес­ ными, доступным и.

Школьникам предла гается на писать обра млен ия к сочи нен ию. Сообщается, что уча щиеся могут создавать разнообразные по со­ держа нию обрамлени я, которые дадут возможность на п исать рас­ сказ.

Рассказывать могут ровесни ки ребят, бабушки, дедуш ки, друзья семьи, бывшие воины и т. д. Указывается, что в обра млен ие мож­ но внести элементы описания внеш ности рассказч ика, описа ние при роды, указать место, где услы ша н рассказ (дом бабушки, де ­ душ ки, во дворе дома, в ква рти ре у соседа, в туристском ла гере, у костра, в вагоне поезда, на ули це и т. д.).

Необходи мо подче ркнуть, что эле менты обра млен ия должн ы быть достаточ но моти вирова нными. На приме р, вряд ли вдруг могут за интересовать вещи хорошо зна комые, те, с которы ми встреча ­ ешься часто (фотографи я на стене, часы деда, которые ты види шь каждый день, и т. д.).

 

У р о к и 2-3. Составление  «рассказа в рассказе» по данному началу и концу

1. Анализ обра млен ий к рассказу, соста влен ных семи классн и ­ ка ми.

Анализ уче нических работ можно проводить по следующи м во­ п роса м: каковы обра млен ия по содержа нию; кто в них ведет рас­ сказ; есть л и в обра млении элементы описания внешности, при ро­ ды; где и когда услы ша н рассказ; обстоятельства, мотиви рующие рассказ (то есть чем вызва на потребность рассказать).

Образцы наиболее интересн ых ра бот ш кольни ков следует про­ читать в классе.


11. Созда ние рассказов с использова нием обрамлений.

Это могут быть различные по сюжету обрамления, написанные уча щимися данного класса или предложенные учителем. Можно выбрать другие вариа нты обрамлений.

1. Начало.

Шел нудный осенний дождь, ветер стучал листьями в окно. Каждый его резкий  порыв  заставлял  меня  вздра гивать.

Мы сидели с бабушкой дома. Она вязала. Я подсела к ней и попроси ­ ла ее рассказать какую- нибудь смешную историю. Тогда бабушка  улыбну­ лась  и  начала  свой  рассказ...

Конец рассказа.

Мы долго  смеялись  вместе  с  бабушкой.

Дождь затих. Он тоже, наверное, слушал вместе со мной рассказ ба ­ бушки. А ветер  стал  еще  сильнее  бить  в окно.  Это  он,  возможно,  смеял­ ся вместе со мной, вспоминая смешную историю, которая произошла с ба ­ бушкой.  Но теперь  он  не  пугал  меня.

2. Начало.

У моей бабушки я много раз видела альбом. В нем хранились пожел ­ тевшие от времени  фотографии.  Одна  из  них давно  привлекала  мое  вни­ ма ние. На ней был изображен паренек с большими добрыми глаза ми и от­ крытой улыбкой. «Кто это?» - спрашивала я бабушку. И каждый раз она молча за крывала альбом и выходила из комнаты. Но сегодня она долго смотрела  на  меня, а  потом,  посадив  рядом  с собой,  начала  свой  рассказ...

Конец  рассказа.

Закончив рассказ, бабушка вздохнула и замолчала. В глазах ее была грусть.

3. Начало.

По улице шел милиционер с собакой. Она немного прихрамывала. Ког­ да она остановилась, я подошла к ним. Милиционер заметил, что я заин­ тересовалась собакой, И разрешил ее погладить. «Почему она хромает?» - спросила я. И лейтенант милиции рассказал мне удивительную историю из жизни этой соба ки.

Конец рассказа.

Лейтена нт закончил свой рассказ. Он с собакой направился к дому, а я еще долго  смотрела  им  вслед и думала  о верном  четвероногом  друге.

4. Начало.

Мой сосед был ничем не примечательным человеком. Я его  встречал почти каждый день, когда  он  возвращался  из магазина  с сумкой,  или ког­ да спускался вниз за газетой, или возвращался с прогулки. Но вчера я его увидел  во дворе  и... раскрыл  рот  от удивления.  Он шел  в военной  форме, а на груди у него было столько орденов, медалей, что их трудно было со­ считать.

Вечером я пришел к нему  и  попросил  его  рассказать,  за  что  он  полу­ чил  награды.

8 Богданова,  7 КJJ.                                                                                     209


Конец рассказа.

Я никогда не думал, что этот простой и скромный  человек  мог  про­ явить  столько  мужества,  стойкости,  героизма.

Созда вая «рассказ в рассказе» по да нному началу и концу, уча ­ щиеся могут придум ывать рассказы не только из своей жизни или жизни своих сверстников. Они могут использовать и те темы и сю­ жеты, с которы м и знаком ятся, читая лите ратуру, просматрива я фильмы, соверша я походы.

Возможен и другой вариа нт работы над сочинен ием по обрам ­ лению - упр. 364 учебн ика. Работа над н им рассчита на на один час, второй может быть использова н для анализа сочинени я.

 



У р о к 4.  Написание  рассказа  по данному  сюжету

1. Подготовительна я работа к сочинению 1 •

11. Работа по вопроса м упр. 402.

Говоря о за гла вии рассказа, школьн ики могут предложить та ­ кие: «Благородн ый поступок», «Доброе дело» и др.

Отмеча я части сюжета, которые следует разве рнуть, школьни­ ки говорят, что необходимо дать подробное описание ножичка, что­ бы показать, ка к Вите трудно было от него отказаться, снеги ря, которого мучил Петька. Все это поможет уча щимся ярче расска ­ зать о случае, его героях.

Семиклассники отмеча ют, что охара ктеризовать мальчиков мо­ жет их речь, поэтому целесообразно ввести диалог - разговор мальчи ков при обмене.

 

МЕЖДОМЕТИЕ

(4 часа)

У р о к и  1 53-154.  Междометие  как  часть  речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: