У р о к 1 62. Лексика и фразеологи я

1. Контрольный словарный дикта нт.

1 в а р и а н т                              11 в а р и а н т

1. телегра мма                            точь- в-точь

2. трибуна                                территория

3. терраса                                 трансляция

4. присутствовать                       предва рительн ый

5. поразительный                       преодолеть

6. препятствие                           преобразовать

7. преодолевать                          подражать

8. програ мма                            профессия

9. не раз говорил                    ни разу не ответил

1О. орна мент                               ориенти р

1 1. образова ние                       одиннадцать

12. подоконник                          подлинный

13. коллекция                             комбина ция

14. жела нный                            жева н ый

15. за границей                        за гра ницу

16. искусство                              искусный

17. изобразить                            иллюстрация

18. давным-давно                        галерея

19. дисциплина                           дистанция

20. гарнизон                              гирл янда

21. на па мять                           на совесть

22. движимый                            все-та ки

23. впоследствии                         волей- неволей

24. ка к будто вспомнил            сделать ка к-нибудь

25. акварель                               аккуратный

26. багряный                              бирюзовый

27. биография                             бок о бок

28. вежливый                             в насмешку

29. видимо- невидимо                  неча янный

30. подлинный                           возражать

11. Запись с комменти рова нием.

Рассчитывать,  расчет,  расформи ровать,  безвредный,  бесформенный, сэконом ить, расчертить, бесполезный, обточить, обкатать.


111. Запись слов с разделением их для переноса.

Безынициативный,  пресмыкаться, сузить (не переносится), приуныл, небезынтересно.

IV. 1. Вопросы для повторения. Что изучает лексика?

Что изучает фразеология?

Расскажите о синонимах, антонимах, многозначных словах.

2. Приведите  приме ры  синон имов  к слову Родина. (Россия, Русь,  Отечество,  Отчизна.)

- Есть ли разница в значении приведенных вами слов? Всегда ли эти слова взаимозаменяемы?  Почему?

Соста вьте с двумя-тремя словами предложения, запишите их.

3. Сопоставьте слова глаза, очи, глазищи. Какие из них мож­ но употребить в деловой справке, научной статье, разговоре, худо­ жественной литературе?

4.   Подберите  к словам нейтрального стиля синонимы, относя- щиеся к разговорному стилю.                                                                                               ·

Думать (надумать), смешной (потешный), сегодня (нынче), приехать (прикатить).

Почему слова первого ряда относятся к нейтральному  стилю?. (Могут употребл яться во всех стилях.)

5. Составьте с данными словами предложения. Определите, как меняется ха ра ктер стилистической окраски фразы.

Ропщет (книжн.), жалуется (нейтр.), плачется (разг.); ребенок (нейтр.), ди­

тя (книжн.), малыш (разг.); напрасно (книжн.), понапрасну (разг.), зря (разг.).

6. Подберите синонимы (одно слово или фразеологический  оборот).

Куры не клюют (много, тьма -тьмущая), капля в море (мало, с гулькин нос, кот наплакал), из рук вон плохо (плохо, ни в какие ворота не лезет).

7. Найдите в толковом словаре учебника (с. 214 -218) значе­ ния слов засека, пращ ур, запишите, объяснив постановку тире в предложении.  сущ. и. п. сущ. и. п.

О б р а з е ц: Треуголка - форменна я ш ляпа треугольного фасона.

Приведите примеры слов- неологизмов. Объясните их значение, с двумя -тремя составьте предложения, запишите их.

Д о м а ш н е е з а д а н и е: составить  и записать (или  выписать) 5  предложений  с  фразеологическими  оборотами  (или  упр.  434 по выбору учащихся).

 


У р о к  1 63.  Морфемика.  Словообразование

1. Проверка домашнего задания.

11. Вопросы для повторения. Что изучает словообразование?


Назовите знач имые части слова. Какова их функция?


1. Докажите,  что


/\

-ящ-,


\ -ешь 1, \ -ого 1 - знач имые части сло-


ва, придума йте с ними слова, поясн ив, на что указыва ют эти зна ­ чимые  части.  На пример:   красивого   (платья).  Окончание   \ -ого 1

указывает, что прила гательное согласуется с существительным (пла­ тья) в единственном числе, среднем роде, родительном падеже.

2. Придума йте  и запи шите  слова  с дан ным и  частями  слова:

Л А  Л /\          /\  ЛЛ  А  Л/\

-евши-, -евш   ; -ан-, -ан-; -енн-, -енн-.

3. С данной значи мой частью слова       придумайте и за пи­ шите слова различных частей речи (на приме р: вод@], красив@], написал@],  прочитан@]).   Укажите  части  реч и.

4. С данн ым и знач имыми частями слова - корням и - обра ­ зуйте  однокоренные  слова: свет-, див-, вид-.

5. Сгруппируйте слова в два столби ка:

разные формы одного и того же слова: 1   однокорен ные слова

Делать, делец, деловой, деловитый, дельцов.

Носатый,  носик,  носика,  переносица,  носовой,  носового.

Укажите части речи.

6. Укажите, есть ли орфограммы в значимых частях слова, с по­ мощью которых образова ны слова кумачовый, несущий, видящий, сделать, кожаный, серебряный, сдвинуть, расстелить, при ­ коснуться.

На пример: прила гательное кумачовый образовано от сущест­ вительного кумач с помощью суффикса -ов-, в котором есть ор­ фограмма о: после шипящих под уда рен ием в суффиксах сущест­ вительных и прила гательн ых пишется о; причастие несущий обра ­ зова но с помощью суффи кса -ущ- от гла гола несут. Здесь нет ор­ фограммы, та к ка к суффикс стоит под уда рен ием.

7. Вы пишите данные ниже слова в три столби ка с орфогра м ­ мами: 1) в корне, 2) в оконча нии, 3) в суффиксе. Объясните их написание.

Свежего ветра, ка мышовые за росли, вещевой мешок, грошовая цена, шепот,  шорох,  пальцев,  огурцов, одежонка,  жесткий.

Сдела йте  вывод о. пра вописа нии   о   и   ё   после  шипящих  и   ц

в разн ых значимых частях слова.

8. Игра  «Составь слово».

Соста вьте слово, взяв от указа нных слов значи мые части:

1)) от гла гола проехать - приста вку, от гла гола дать - ко­ рень, от гла гола двигают - окончан ие, от гла гола создаются   - суффикс возвратности (продаются). К полученному слову подбе­ рите однокоренные слова различ ных частей речи;

2)) от гла гола написать - приста вку, от существительного   пе­ реход - корен ь, от гла гола клеить - глагольн ый суффи кс,  от гла гола кормить - оконча ние, от гла гола веселиться - суффикс


возвратности (находиться). От полученного глагола находиться образуйте возможные причастия. С одним из причастий составьте словосочетание, а затем предложение. Предложение запишите, объяснив графически знаки препинания.

Д о м а ш н е е з а д а н и е: упр.  439;  разобрать  по  составу  два любых глагола.

 

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: