Обращение к интерактивной доске – слайд № 3

УШ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И

ЛИТЕРАТУРЫ, ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

«УРОК ПО ТЕМЕ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ И

СОПРОТИВЛЕНИЯ НЕСВОБОДЕ В СССР»

ТЕМА УРОКА: «СКОЛЬКО СТОИТ СТРАХ?..»

                        РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД СТРАНИЦАМИ РАССКАЗА

                        П.С. РОМАНОВА «ХОРОШИЕ ЛЮДИ».

                                                                   Соколова Елена Альбертовна,

                                                                   учитель русского языка и

                                                                   литературы

                                                                   МОУ «СОШ № 6 с углубленным

                                                                   изучением иностранных языков»

                                                                   27 января 2010 года

    

 СЕВЕРОДВИНСК

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ П.С. РОМАНОВА

«ХОРОШИЕ ЛЮДИ».

Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 6 с углубленным изучением иностранных языков» г. Северодвинска Соколова Елена Альбертовна.

Тема: «Сколько стоит страх?..»

       Размышления над страницами рассказа П.С. Романова «Хорошие люди».

 

Цели: 1. Развитие критического мышления через чтение и письмо: анализ рассказа 

          П. С. Романова.

2. Закрепление навыков работы с текстом.

3. Воспитание души, сострадания и стремления к действию.

 

Оборудование: 1. Интерактивная доска с подготовленными к уроку слайдами.

                       2. Тексты рассказа на столах у детей.

                       3. Рабочие листы для работы детей по ходу урока.

                       4. Иллюстрации к уроку, выполненные ученицей этого класса.

 

                                                             Ход урока:

1. ОРГМОМЕНТ: тема, цели урока;

2. ВСТУПЛЕНИЕ.

            Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о творчестве русского писателя П.С. Романова и поведем речь о его рассказе «Хорошие люди», вы знакомитесь с текстом произведения, письменные задания в ходе урока выполняете на рабочих листах, домашнее задание пишете здесь же. Но прежде мне хотелось бы услышать ваше мнение вот по каким вопросам (далее идет работа со «словом-раздражителем - совесть»):

          - Как вы понимаете слово «совесть»?

         - Какие ассоциации оно у вас вызывает?

           - Почему?

                   - Нужна ли совесть нам сейчас, в наше такое непростое время?

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Совесть – понятие вечное, это то, что помогает нам оставаться людьми, это наш внутренний контролер; какие бы ни наступили времена, совесть «никто не отменит». Ассоциации,

                                                             - 2 -

которое это слово вызывает, – душа, страдание, боль, радость, счастье, облегчение…

ПРИЕМ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ:

 Обратимся к теме урока на доске: «Сколько стоит страх?..» Вопрос философский, очень сложный, вопрос вечный. Мы сегодня попробуем дать на него ответ, знакомясь с произведением П.Романова – рассказом «Хорошие люди». Но сначала сделайте предположения:

 О чём пойдёт разговор у автора с читателем?

 О чем этот рассказ?

 Что вы можете сказать об этом по названию произведения?

 Кто такие «хорошие люди»? Где они живут?

  Каковы их взаимоотношения?

ЗАДАНИЕ: Запишите свой прогноз в предложенный вам для заданий рабочий лист.

(Дети начинают выполнять задание на выданных рабочих листах, очень коротко записывая ответ).

3. РЕАЛИЗАЦИЯ:

1). А теперь перейдём к конкретному разговору – знакомству с рассказом «Хорошие люди».

. Читаем 1 часть. Работа по отрывку: «В квартире №6 живут хорошие люди...»

- Что это за квартира?

- Докажите, что они «приятные и дружные люди».

- Составим ментальную карту. (Дети на рабочих листах составляют ментальную карту, в центре ее слова «квартира № 6»).

-Какой цвет вы выбрали для обозначения жильцов квартиры? Почему?

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: В этой квартире живут хорошие люди, автор с самого начала так говорит о них: «Жильцы квартиры № 6 были на редкость приятные и хорошие люди…»Далее о соседях сказано очень немного, но у читателя пока нет сомнений в искренности автора. Дети выбирают для ментальной карты теплые цвета или самые ими любимые: оранжевый, голубой, светло-зеленый.

ОБРАЩЕНИЕ К ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ - СЛАЙД № 1.

 

- Посмотрите на слайд: я сделала ментальную карту, выбрав только два цвета - черный и красный.

- Как вы думаете: почему?

                                                               - 3 –

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Вы разделили жильцов квартиры на две группы: А.А. Обрезков и его Аринушка противопоставлены всем остальным.

 

- Итак, в квартире №6 всё хорошо. Сравните то, что вы узнали из 1 отрывка, с вашим прогнозом в тетради. Проанализируйте!

 

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Написанное нами соответствует услышанному в 1 части рассказа.

Обращение к рисунку на доске: девочка Аринушка, солнечная, милая, радостная, трогательная в своем взрослом языке… На рисунке счастливый ребенок, не знающий горя, беды и несправедливости…

 

2). Идём дальше и читаем 2 часть. Работа по следующему отрывку.

- Что изменилось?

- Как показана атмосфера в квартире после ареста Обрезкова? Найдите слова, рассказывающие об этом. (Дети работают с текстом, размышляя над тем, что происходит в квартире № 6).

 

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: В квартире испуг, соседи взволнованы, они не понимают, что происходит, за что могли арестовать инженера, сначала Марья Петровна счастлива оказанным доверием и помогает ребенку от всей души, затем в разговоре с комендантом отрекается от родства с Обрезковыми. В квартире постепенно становится очень трудно жить: нет радушия, счастья и радости, все двери закрыты, нет больше стремления помогать, сочувствовать и сострадать.

ОБРАЩЕНИЕ К ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ – СЛАЙД № 2.

- Вернемся к интерактивной доске и посмотрим следующий слайд, на котором в виде плана показано, как нарастает тревожность в душах жильцов:

а). Уничтожьте записки А.А., если они у вас есть.

б). Слова о заботе – ребёнок.

в). «Никогда не думала быть его сестрой..»

г). Тревожное обсуждение ситуации, как бы не оказаться припутанным к этому делу.

д). Напряжённая тишина.

е). «Двери комнат всегда закрыты!»

- Что-нибудь изменилось в вашем отношении к героям рассказа?

 

                                                          - 4 -

 

Запишите об этом изменении в таблице рабочего листа, прокомментируйте свои записи.

 

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Для меня после чтения второго отрывка уже нет тех «приятных и дружных» людей, они очень боятся за себя, поэтому отношение к ним меняется, оно становится настороженным и даже брезгливым после отречения Марьи Петровны.

 

3). Читаем 3 часть рассказа.

- Что происходит с «на редкость приятными и дружелюбными людьми»?

- Что делают все они?

- Пребывают в бездействии, боясь приблизиться к ребенку и проявить какие-то чувства к нему. Но все они совершают действие по отношению к Аринушке.

- Каким словом можно это действие обозначить, определить?

    - Это слово – отстранённость.

 

ОБРАЩЕНИЕ К ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ – СЛАЙД № 3.

   Снова обращаем наше внимание к доске и видим подтверждение тому, что делают

  милые и приятные люди.

- Что объединяет жильцов квартиры ещё, кроме отстранённости?

- Страх.

- Чего они так боятся?

- Как изменилось ваше отношение к жильцам?

Запишите это в таблицу рабочего листа и прокомментируйте.

 

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: После чтения 3 части рассказа к соседям Обрезковых одно чувство – презрение, от которого недалеко до ненависти, а еще есть чувство жалости: их очень жаль, таких взрослых, таких умных и таких слабых, трусливых и жалких в своей заботе о себе.

 

4).  Идём дальше и читаем 4 часть.

- Хотя во всех предыдущих трёх частях идёт разговор об Аринушке, я считаю, что

4 часть больше посвящена ей. Давайте посмотрим, что происходит с ребёнком, оставшимся один на один на один с миром взрослых.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: