УШ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ, ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
«УРОК ПО ТЕМЕ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ И
СОПРОТИВЛЕНИЯ НЕСВОБОДЕ В СССР»
ТЕМА УРОКА: «СКОЛЬКО СТОИТ СТРАХ?..»
РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД СТРАНИЦАМИ РАССКАЗА
П.С. РОМАНОВА «ХОРОШИЕ ЛЮДИ».
Соколова Елена Альбертовна,
учитель русского языка и
литературы
МОУ «СОШ № 6 с углубленным
изучением иностранных языков»
27 января 2010 года
СЕВЕРОДВИНСК
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ П.С. РОМАНОВА
«ХОРОШИЕ ЛЮДИ».
Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 6 с углубленным изучением иностранных языков» г. Северодвинска Соколова Елена Альбертовна.
Тема: «Сколько стоит страх?..»
Размышления над страницами рассказа П.С. Романова «Хорошие люди».
Цели: 1. Развитие критического мышления через чтение и письмо: анализ рассказа
П. С. Романова.
2. Закрепление навыков работы с текстом.
3. Воспитание души, сострадания и стремления к действию.
Оборудование: 1. Интерактивная доска с подготовленными к уроку слайдами.
2. Тексты рассказа на столах у детей.
3. Рабочие листы для работы детей по ходу урока.
4. Иллюстрации к уроку, выполненные ученицей этого класса.
Ход урока:
1. ОРГМОМЕНТ: тема, цели урока;
2. ВСТУПЛЕНИЕ.
Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о творчестве русского писателя П.С. Романова и поведем речь о его рассказе «Хорошие люди», вы знакомитесь с текстом произведения, письменные задания в ходе урока выполняете на рабочих листах, домашнее задание пишете здесь же. Но прежде мне хотелось бы услышать ваше мнение вот по каким вопросам (далее идет работа со «словом-раздражителем - совесть»):
- Как вы понимаете слово «совесть»?
- Какие ассоциации оно у вас вызывает?
- Почему?
- Нужна ли совесть нам сейчас, в наше такое непростое время?
ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Совесть – понятие вечное, это то, что помогает нам оставаться людьми, это наш внутренний контролер; какие бы ни наступили времена, совесть «никто не отменит». Ассоциации,
- 2 -
которое это слово вызывает, – душа, страдание, боль, радость, счастье, облегчение…
ПРИЕМ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ:
Обратимся к теме урока на доске: «Сколько стоит страх?..» Вопрос философский, очень сложный, вопрос вечный. Мы сегодня попробуем дать на него ответ, знакомясь с произведением П.Романова – рассказом «Хорошие люди». Но сначала сделайте предположения:
О чём пойдёт разговор у автора с читателем?
О чем этот рассказ?
Что вы можете сказать об этом по названию произведения?
Кто такие «хорошие люди»? Где они живут?
Каковы их взаимоотношения?
ЗАДАНИЕ: Запишите свой прогноз в предложенный вам для заданий рабочий лист.
(Дети начинают выполнять задание на выданных рабочих листах, очень коротко записывая ответ).
3. РЕАЛИЗАЦИЯ:
1). А теперь перейдём к конкретному разговору – знакомству с рассказом «Хорошие люди».
. Читаем 1 часть. Работа по отрывку: «В квартире №6 живут хорошие люди...»
- Что это за квартира?
- Докажите, что они «приятные и дружные люди».
- Составим ментальную карту. (Дети на рабочих листах составляют ментальную карту, в центре ее слова «квартира № 6»).
-Какой цвет вы выбрали для обозначения жильцов квартиры? Почему?
ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: В этой квартире живут хорошие люди, автор с самого начала так говорит о них: «Жильцы квартиры № 6 были на редкость приятные и хорошие люди…»Далее о соседях сказано очень немного, но у читателя пока нет сомнений в искренности автора. Дети выбирают для ментальной карты теплые цвета или самые ими любимые: оранжевый, голубой, светло-зеленый.
ОБРАЩЕНИЕ К ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ - СЛАЙД № 1.
- Посмотрите на слайд: я сделала ментальную карту, выбрав только два цвета - черный и красный.
- Как вы думаете: почему?
- 3 –
ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Вы разделили жильцов квартиры на две группы: А.А. Обрезков и его Аринушка противопоставлены всем остальным.
- Итак, в квартире №6 всё хорошо. Сравните то, что вы узнали из 1 отрывка, с вашим прогнозом в тетради. Проанализируйте!
ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Написанное нами соответствует услышанному в 1 части рассказа.
Обращение к рисунку на доске: девочка Аринушка, солнечная, милая, радостная, трогательная в своем взрослом языке… На рисунке счастливый ребенок, не знающий горя, беды и несправедливости…
2). Идём дальше и читаем 2 часть. Работа по следующему отрывку.
- Что изменилось?
- Как показана атмосфера в квартире после ареста Обрезкова? Найдите слова, рассказывающие об этом. (Дети работают с текстом, размышляя над тем, что происходит в квартире № 6).
ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: В квартире испуг, соседи взволнованы, они не понимают, что происходит, за что могли арестовать инженера, сначала Марья Петровна счастлива оказанным доверием и помогает ребенку от всей души, затем в разговоре с комендантом отрекается от родства с Обрезковыми. В квартире постепенно становится очень трудно жить: нет радушия, счастья и радости, все двери закрыты, нет больше стремления помогать, сочувствовать и сострадать.
ОБРАЩЕНИЕ К ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ – СЛАЙД № 2.
- Вернемся к интерактивной доске и посмотрим следующий слайд, на котором в виде плана показано, как нарастает тревожность в душах жильцов:
а). Уничтожьте записки А.А., если они у вас есть.
б). Слова о заботе – ребёнок.
в). «Никогда не думала быть его сестрой..»
г). Тревожное обсуждение ситуации, как бы не оказаться припутанным к этому делу.
д). Напряжённая тишина.
е). «Двери комнат всегда закрыты!»
- Что-нибудь изменилось в вашем отношении к героям рассказа?
- 4 -
Запишите об этом изменении в таблице рабочего листа, прокомментируйте свои записи.
ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Для меня после чтения второго отрывка уже нет тех «приятных и дружных» людей, они очень боятся за себя, поэтому отношение к ним меняется, оно становится настороженным и даже брезгливым после отречения Марьи Петровны.
3). Читаем 3 часть рассказа.
- Что происходит с «на редкость приятными и дружелюбными людьми»?
- Что делают все они?
- Пребывают в бездействии, боясь приблизиться к ребенку и проявить какие-то чувства к нему. Но все они совершают действие по отношению к Аринушке.
- Каким словом можно это действие обозначить, определить?
- Это слово – отстранённость.
ОБРАЩЕНИЕ К ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ – СЛАЙД № 3.
Снова обращаем наше внимание к доске и видим подтверждение тому, что делают
милые и приятные люди.
- Что объединяет жильцов квартиры ещё, кроме отстранённости?
- Страх.
- Чего они так боятся?
- Как изменилось ваше отношение к жильцам?
Запишите это в таблицу рабочего листа и прокомментируйте.
ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: После чтения 3 части рассказа к соседям Обрезковых одно чувство – презрение, от которого недалеко до ненависти, а еще есть чувство жалости: их очень жаль, таких взрослых, таких умных и таких слабых, трусливых и жалких в своей заботе о себе.
4). Идём дальше и читаем 4 часть.
- Хотя во всех предыдущих трёх частях идёт разговор об Аринушке, я считаю, что
4 часть больше посвящена ей. Давайте посмотрим, что происходит с ребёнком, оставшимся один на один на один с миром взрослых.