Особенности древнерусской литературы

  Язык. Введение христианства в 988 году на Руси имело большое значение для дальнейшего развития и распространения письменности по всей территории древнерусского государства. Христианская церковная письменность требовала установления единой орфографии, единых приёмов письма, единого письменного языка. Создание славянской азбуки связывают с именами византийских философов братьев Константином (Кириллом) и Мефодием. Во второй половине IX века Константин и Мефодий создали специальный письменный язык – старославянский – для перевода церковной литературы с греческого языка. В основу разработки алфавита («Глаголицы») легли разговорный общеславянский язык и элементы греческой графики. На старославянском языке никто никогда не говорил в быту, его не употребляли в живой речи, это был язык письменной церковной литературы, большей частью переводной. Переводная христианская литература, появившаяся на Руси после 988 года, знакомила русских людей с новыми нормами морали и нравственности, расширяла их кругозор, сообщало им многие сведения исторического и географического характера. Прежде всего, Древней Русью были освоены Ветхий и Новый завет, а также агиографические произведения. Большая часть древнерусской литературы написана древнерусским языком. Древнерусский язык – непосредственный предшественник современного русского языка, украинского и белорусского. Это язык живой, разговорный. На этом языке разговаривали приблизительно с VI по XIV века н.э. В то время он не назывался древнерусским; это определение уже современных лингвистов, а тогда это был просто «русский язык ».

 Отличительные черты. Понятие «древнерусская литература» включает в себя литературные произведения X-XVII веков. Древнерусская литература, с одной стороны, связана с церковной и деловой письменностью, с другой стороны – устным поэтическим народным творчеством. Книги были рукописными, переписывали их в основном монахи при монастырях. И это во многом объясняет, почему подавляющее большинство дошедших до нас произведений древнерусской литературы носит церковный характер. Однако это не значит, что вся древнерусская литература состоит только из церковных произведений. Подавляющее большинство древнерусских литературных произведений не сохранило имен своих создателей. И в этом отношении она сходна с устным народным творчеством. Произведения чаще всего были анонимными. С другой стороны, это было и следствием религиозно-христианского отношения феодального общества к человеку, и в частности к труду писателя, художника, зодчего. В средневековом обществе не существовало понятия авторского права, индивидуальные особенности личности писателя не получили такого яркого проявления, как в литературе нового времени. Характерной особенностью древнерусской литературы является рукописный характер ее бытования и распространения. При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников. В ходе рукописного бытования произведений в течение столетий тексты не только копировались, но часто перерабатывались в связи с изменениями литературных вкусов, социально-политической ситуации, в связи с личными пристрастиями и литературными способностями переписчиков. Этим объясняется существование в рукописных списках различных редакций и вариантов одного и того же памятника.

Темы. Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, русской народности, проникнута героическим и патриотическим пафосом. Тема красоты и величия Руси, родины – одна из центральных тем древнерусской литературы. Она прославляет труд предков, защищавших Русскую землю от внешних врагов и создавших могучее государство. В основе древнерусской литературы лежат высокие нравственные идеалы; вера в человека, в его возможности безграничного нравственного совершенствования; вера в силу слова, его способности преобразования внутреннего мира человека; патриотический пафос служения Родине; вера в конечное торжество добра над силами зла. Героями древнерусской литературы являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Даже многочисленные рассказы о «чудесах» – явлениях, кажущихся средневековому человеку сверхъестественными, не столько вымысел древнерусского писателя, сколько точные записи рассказов либо очевидцев, либо самих лиц, с которыми произошло «чудо». Так, характерная особенность древнерусской литературы – историзм. По словам академика Д.С. Лихачева, главный сюжет древнерусской словесности – история, а главная ее тема – «смысл человеческой жизни». Жанры. Появлению оригинальных литературных сочинений предшествовали переводы. В XI-XII веках происходила своеобразная «трансплантация» византийской и южнославянской культуры, в результате чего на Руси распространились образцы целого ряда литературных жанров, стилей и сюжетов. Один из первых же оригинальных памятников литературы Древней Руси – «Слово о законе и благодати» Иллариона. К числу литературных памятников Древней Руси относятся летописи, хождения (хожения), повести, поучения, жития, патерики, жанр слова, сочинения ораторского жанра, тексты делового характера. Летопись – это исключительно русское явление. Мировых аналогов в литературе нет. Слово происходит от древнерусского «лето», что означает «год». Другими словами, летопись – это то, что создавалось «из года в год», запись исторических событий. Складывалась она не одним человеком и даже не одним поколением. Хождение (хожение) – форма путевых записок, в которых русские путешественники описывали свои впечатления от посещения иностранных земель. Древнерусская повесть – повествовательный жанр. Вобрал в себя устные рассказы, события, которые лично видел или о которых слышал рассказчик. Поучение – проповедь, речь, содержащая в себе наставления о жизни. Житие – рассказ о жизни людей, причисленных церковью к сонму святых. Патерики – особая разновидность жития, в которых давалось не все жизнеописание того или иного монаха, а лишь наиболее важные, с точки зрения их святости, подвиги или события. Словами назывались в древнерусской литературе как произведения церковного характера, так и сочинения светского характера.

  Языковая особенность. Характерной чертой древнерусской литературы является повторяемость в разных сочинениях разного времени определенных ситуаций, характеристик, сравнений, эпитетов, метафор.

  Периодизация древнерусской литературы. 1. ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ. До X века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Сюжетные и лирические произведения существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение. 2. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА развивалась с X по XVII века. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Вопрос о хронологических границах древнерусской литературы окончательно не решен нашей наукой. Представления об объеме древнерусской литературы до сих пор остаются неполными. Много произведений погибло в огне бесчисленных пожаров, во время опустошительных набегов степных кочевников, нашествия татаро-монгольских захватчиков. Остатки библиотеки московских царей были уничтожены пожаром, вспыхнувшим в Большом Кремлевском дворце. В 1777 г. от огня погибла Киевская библиотека. Во время Отечественной войны 1812 г. в Москве сгорели рукописные собрания Мусина-Пушкина, Бутурлина, Баузе, Демидова, Московского общества любителей русской словесности. Термин «древнерусский» по отношению к государству и по отношению к литературе – не одно и то же. Древнерусское государство или (Киевская Русь) существовало с IX по XIII века. Древнерусской литературой принято считать всю средневековую литературу Руси до XVII века. В основе периодизации древнерусской литературы лежат исторические события.

 1.X век-первая треть XII века – литература Киевской Руси. Возникновение русской литературы относится к концу X века, когда с принятием на Руси христианства как государственной религии должны были появиться служебные и исторически-повествовательные тексты на старославянском языке. Литература была призвана воспитывать чувство патриотизма, утверждать историческое и политическое единство древнерусского народа и единство рода древнерусских князей, обличать княжеские распри. До XI века преобладающее место в литературе этого периода занимали книги религиозно-нравственного содержания. После XI века происходит период расцвета оригинальной древнерусской литературы, представленной жанровыми разновидностями житий («Сказание о Борисе и Глебе» «Житие Феодосия Печерского», «Память и похвала князю Владимиру»), повестями, преданиями, составившими основу летописи, которая в начале XII в. получает название «Повести временных лет». Тогда же появляется первое хожение «Хожение» Игумена Даниила, памятник ораторского красноречия «Слово о законе и благодати» Иллариона и такое самобытное произведение, как «Поучение» Владимира Мономаха.

2. Вторая треть ХII - первая половина ХIII века – Литература феодальной раздробленности. Эта литература периода феодальной раздробленности, когда «лоскутная империя Рюриковичей» распалась на ряд самостоятельных феодальных полугосударств. Развитие литературы приобретает областной характер. На основе литературы Киевской Руси создаются местные литературные школы. В этих областных центрах развиваются местное летописание, агиография, жанры путешествий, исторических повестей, жанры ораторского мастерства. Задачи и темы литературы XII - начала XIII века: вопросы русской истории в ее связи со всемирной историей, история возникновения Руси, борьба с внешними врагами – печенегами и половцами, борьба среди русских князей за киевский престол. Вершиной литературы этого периода стало «Слово о полку Игореве». Оригинальными яркими произведениями являются «Слово» Даниила Заточника. Создана «Повесть о приходе Батыя на Рязань».

 3. Вторая половина ХIII века - XV век – Борьба с монголо-татарами + формирование централизованного государства. Осознание необходимости борьбы с иноземными поработителями привело к сплочению народных сил, и эта борьба идет рядом с политическим объединением Руси вокруг единого центра, которым становится Москва. Важным этапом в политической и культурной жизни Руси стала победа на Куликовом поле в сентябре 1380 г. над войсками Мамая. Она показала, что у Руси есть силы для решительной борьбы с поработителями, и эти силы способна сплотить и объединить централизованная власть великого князя московского. В литературе этого времени главными становятся тема борьбы с иноземными поработителями татаро-монголами и тема укрепления Русского государства, прославления подвигов людей. Монументально-исторический стиль приобретает экспрессивный оттенок: создаваемые в это время произведения несут на себе трагический отпечаток, отличаются лирической приподнятостью. Литература этого периода отразила основные черты характера складывающейся великорусской народности: стойкость, героизм, умение переносить трудности, воля к победе, любовь к родине и ответственность за ее судьбу. Исторические события 1380 г. отразились в устном народном творчестве и в различных произведениях литературы: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Поэтическая картина величия русской земли, русской природы, былого могущества русских князей предстает в «Слове о погибели Русской земли» – в отрывке из не дошедшего полностью произведения, посвященного трагическим событиям татаро-монгольского ига. Большое значение в литературе приобретает идея сильной княжеской власти. Образ идеального князя-воина и государственного деятеля, защитника русской земли наиболее ярко отразился в «Повести о житии Александра Невского». Представлены произведения и другой тематики. «Повесть о путешествии новгородского архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим». Эта повесть посвящена прославлению святости новгородского архиепископа. Основу ее сюжета составляет типичный для средневековой литературы мотив борьбы праведника с бесом.

 4. XV – XVII века – литература единого Русского государства. В развитии литературы этот период отмечен процессом слияния местных областных литератур в единую общерусскую литературу, которая давала идеологическое обоснование централизованной власти государя. В литературе этого времени отчетливо прослеживаются две тенденции: одна – соблюдение строгих правил и канонов письменности, церковного обряда, бытового уклада; другая – нарушение этих правил, разрушение традиционных канонов. В середине XVI века древнерусский писатель и публицист Ермолай-Еразм создает «Повесть о Петре и Февронии» – одно из самых замечательных произведений литературы Древней Руси. Повесть написана в традициях экспрессивно-эмоционального стиля, она построена на легендарном предании о том, как крестьянская девушка благодаря своему уму стала княгиней. Автор широко использовал сказочные приемы, вместе с тем в повести остро звучат социальные мотивы. «Повесть о Петре и Февронии» во многом связана с литературными традициями своего времени и предшествующего периода, но вместе с тем опережает современную литературу, отличается художественным совершенством, яркой индивидуальностью. В XV в. достигает своего расцвета новгородская литература, ярко отразившая острую борьбу классов внутри феодальной городской республики. Новгородское летописание и агиография с ее демократическими тенденциями сыграли важную роль в развитии древнерусской литературы. С демократической городской культурой связано «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. В историческое повествование шире начинают проникать занимательность, художественный вымысел. Появляются вымышленные сказания, принимаемые за исторические («Повесть о мутьянском воеводе Дракуле»). К обобщающим произведениям XVI в. следует отнести «Домострой». «Домострой» регламентировал поведение человека, как в государственной, так и в семейной жизни. В нем четко определялись обязанности человека по отношению к церкви и царю. Важной частью «Домостроя» является раздел «о мирском строении, как жить с женами, детьми и домочадцами».

5. XVII век – Литература формирующейся русской нации. С XVII века начинается процесс преобразования средневековой литературы в литературу нового времени. Возникают новые чисто литературные жанры, идет процесс демократизации литературы, значительно расширяется ее тематика. События смутного времени и крестьянской войны конца изменяют взгляд на историю и роль в ней отдельной личности, что ведет к освобождению литературы от церковного влияния. В литературе возникает представление о формировании, изменении и развитии человеческого характера под влиянием внешних обстоятельств. Литературным трудом начинает заниматься более широкий круг лиц. Изменяется характер житий, которые все в большей степени становятся реальными жизнеописаниями. Наиболее замечательным произведением этого жанра в XVII века является автобиографическое «Житие» протопопа Аввакума, написанное им в 1672-1673 годах. Оно замечательно не только своим живым и ярким рассказом о суровом и мужественном жизненном пути автора, но столь же ярким и изображением социальной и идеологической борьбы своего времени, глубоким психологизмом, проповедническим пафосом, сочетающимся с исповедальностью. И все это написано живым, сочным языком, то высоким книжным, то ярким разговорно-бытовым. Традиционные жанры церковной и деловой письменности становятся объектами литературной пародии: церковная служба пародируется в службе кабаку, житие святого – в житии пьяницы. Широкой волной в литературу устремляется фольклор. Жанры народной сатирической сказки, эпоса, песенной лирики органически включаются в литературные произведения. Происходит сближение литературы с бытом, повествовании появляются любовные интриги, психология героя и элементы сатиры («Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве», Повесть о Карпе Сутулове, Повесть о Шемякином суде, Повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове). Появляются переводные сборники новеллистического характера, с краткими назидательными, но вместе с тем анекдотически-занимательными рассказами, переводные рыцарские романы («Повесть о Бове-королевиче», «Повесть о Еруслане Лазаревиче» и др.).

 

Конспект принести на занятие по русскому языку в пятницу!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: