Соловьева С. Л. Психологическое консультирование

Цели, задачи и формы психологического консультирования.

ЗАДАНИЕ 1.

ЦЕЛЬ: разобрать и определить цели, задачи и формы психологического консультирования.

 

Опишите ваши личные цели, дифференцируя их на три типа.

 

Три группы целей психологической помощи:

1. Цели и задачи адаптации преследуют те психологи, которые полагают, что основные резуль­таты связаны с областью социальной активности личности. Конечной целью их усилий является удачное приспособление к другим людям, жизненным ситуациям, своим особенностям и выработ­ка умения адаптироваться. Адаптированность можно рассматривать широко как полную целесо­образность любой активности, которую реализует субъект.

Ю. Алешина рассматривает психологическую помощь как цель консультирования. Разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании отношений с окру­жающими.

Соответственно задачами консультанта будут: выслушивание клиента, облегчение эмоциональ­ного состояния, принятие им ответственности за происходящее в его жизни, помощь в определе­нии точек приложения усилий (Алешина Ю., 2000).

В. Меновщиков цель консультирования определяет, как адаптацию к жизни за счет активации жизненных ресурсов. Ибо затруднения рассматриваются как проблемные задачи, требующие ре­шения. А задачи консультанта ориентированы на организацию и активацию мышления клиента (Меновщиков В., 2004).

Эти психологические задачи шире всего представлены в следующих практических направлени­ях: психоанализ, рационально-эмотивная терапия, терапия поведения.

2. Цели и задачи развития или изменения ставят перед собой специалисты, считающие до­стижением личностные изменения в виде изменения «Я-концепции», самооценки, самопринятия, способности к рефлексии или свободному выражению чувств и т. д. Целью этих изменений яв­ляется приведение личностных особенностей клиента к некоторой идеальной модели личности, провозглашаемой в конкретной теоретической концепции.

3. Цели и задачи становления жизненного пути личности принимают консультанты, допуска­ющие большие вариации способности к адаптации и выраженности зрелости личности, не прида­ющие им ключевого значения, оценивающие их как относительные ценности. При этом контекст, включающийся в консультирование, расширяется максимально, и в центр профессиональных уси­лий ставится судьба, жизненный путь личности или индивидуализация, которые включают не только от­ношение к себе (в виде принятия или непринятия), но и позицию по отношению к своей личности.

 

ЗАДАНИ 2.

ЦЕЛЬ: разобрать и определить цели, задачи и формы психологического консультирования.

 

Напишите план действий для консультанта, ведущего встречу с клиентом и желающего ре­ализовать семь принципов в своей работе.

Семь основных принципов консультирования:

1) доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту;

2) безоценочное принятие;

3) ориентация на нормы и ценности клиента;

4) осторожное отношение к советам;

5) включенность клиента в процесс консультирования;

6) позиция психолога: равноправие «клиент – консультант»;

7) разделение ответственности за результат.

 

ЗАДАНИ 3.

ЦЕЛЬ: разобрать и определить цели, задачи и формы психологического консультирования.

 

Составьте список жизненных затруднений, конфликтов, вопросов, которые могут быть ре­шены в рамках индивидуального и группового консультирования.

ЗАДАНИ 4.

ЦЕЛЬ: разобрать и определить цели, задачи и формы психологического консультирования.

 

Просмотрите тексты газетных объявлений. Назовите причины, по которым современный отечественный «потребитель психологических услуг» обращается не к консультанту и психоте­рапевту, а к «целителю», «знахарю», «колдуну», «ведуну».

1. «Наследница великого сибирского шамана Ойгуна колдунья Зафира окажет любую помощь в избавлении от сглаза и порчи, снимет венец безбрачия; поможет вернуть близкого человека, вы­лечит сердечные недуги, поможет в карьере, в достижении финансового благополучия».

2. «Академик Вселенской Парапсихологической Академии, ведущий сотрудник Института па­ранормальных явлений, обладатель третьего тана китайской школы «Нефилим», мастер фэн-шуй, сертифицированный тренер И. И. Иванов проводит мастер-классы по обучению восточному ва­рианту гипноза, поиску людей по фотографии, управлению паранормальными состояниями и экс­трасенсорные техники».

3. «Потомственный маг в седьмом поколении поможет вам привлечь деньги, найти и удержать спутника жизни, сделать быструю карьеру, излечиться от хронических заболеваний».

4. «Предсказываю судьбу, гадаю на картах Таро и рунах, рассчитываю гороскопы».

5. «Чищу карму, открываю чакры, вывожу в астрал».

6. «Внимание! Если вы серьезно больны, от вас отказались все врачи, ваша последняя надеж­да – народная целительница-травница Глафира. С помощью уникальных травяных сборов вернет вам здоровье, поставит на ноги, даст надежду на долгую жизнь».

7. «Закрытый клуб «Терра-Психо» только три дня в Москве проводит публичные тренинги с при­глашением потомка североамериканских индейцев шамана У. Дофи (США). Медитативные практи­ки, техника самопогружения, новейшие, неизвестные в России телесные дыхательные технологии, игровые практики самолечения с помощью мачете и мадунга, уникальные формы взаимовоздей­ствия на психику – это далеко не все, что ожидает участников. Число участников ограничено».



Дистантное консультирование

ЗАДАНИЕ 1.

ЦЕЛИ: отработать умение проводить дистантное консультирование; осознать зна­чимые события своей жизни.

 

«Письмо психолога»

Для обозначения этой работы существует много терминов – «психотерапевтическое письмо», «психотерапевтическая переписка», «письменная психологическая помощь», «терапия письмом». В.Ю. Меновщиков предлагает ввести новое наименование – СКРИБИОТЕРАПИЯ (от лат. skribio – «писать» и therapia – «лечение»).

Напишите письмо на выбор одному из следующих клиентов (выбрать):

1. подростку 15 лет, который ненавидит людей;

2. женщине 40 лет, которая панически боится приближения старости и возможного одиночества;

3. папе девочки 7 лет, который не живет с ней;

4. девушке (25 лет), которая очень беспокоится за своего брата (17 лет), употребляющего наркотики;

5. девушке 16 лет, которая боится, что не переживет разрыв отношений со своим молодым человеком, который ее бросил;

6. женщине 36 лет, которая устала от семейной жизни, постоянных обязанностей и необходимости все делать самой и которая хочет найти «внутреннюю свободу»;

7. маме мальчика 7 лет, которая не знает, как сказать сыну о смерти его отца, с которым она в разводе, но которого мальчик очень любит;

8. женщине 38 лет, у которой сын (13 лет) около года постоянно играет на компьютере, из-за чего в школе у него одни двойки и его оставляют из-за этого на второй год;

9. девушке (18 лет), которая живет с молодым человеком (25 лет) и яростно ненавидит его мать, хотя та живет на Украине и «ничего плохого им не сделала»;

10. бездетной женщине (46 лет), которая практически парализована. Врачи по состоянию здоровья сделали ей прогноз еще на 1 год жизни; она этого не знает, но догадывается. Думает о смерти, но говорить об этом боится.

11. маме мальчика 9 лет, который не хочет быть мальчиком;

12. бабушке (63 года), которая одна воспитывает 8-ми летнюю внучку, и терпение ее «уже на пределе»;

13. молодому директору школы (32 года), который не знает, как завоевать авторитет у педагогов;

14. отцу семейства (39 лет), который потерял работу и мучительно переживает свою вынужденную безработицу.

Опорные пункты для написания письма:

1. Обратите внимание на важность установления контакта и эмпатического отношения к клиенту.

2. Сообщите безоценочную психологическую информацию.

3. Обозначьте распределение ответственности.

4. Уточните возможности психолога и адресата.

5. Обозначьте свою позицию через обратную связь.

6. Постарайтесь выразить клиенту вашу поддержку.

7. Наметьте перспективы адресата.

 

Конкретные приемы, которые использует консультант, давая клиенту обратную связь:

· Пересказ – цитирование того, что было написано клиентом

· Уточнение (обращение к клиенту с просьбой что-то дополнить и разъяснить),

· Дальнейшее развитие мысли собеседника (письменное изложение подтекста, выдвижение гипотез относительно причин произошедшего или дальнейшего хода событий)

· Сообщение о восприятии консультантом состояния клиента, зеркальное отражение его чувств

· Сообщение о восприятии консультантом самого себя и своих чувств в данной ситуации

· Замечания о ходе письменного диалога (при получении повторных писем)

 

Примечания:

1. Эту работу можно написать, как в виде письма, так и в виде алгоритма проведения сессии. В этом случае к «опорным пунктам» добавляются следующие:

· возможные пути и направления;

· гипотезы и их проверка;

· первичный и предполагаемый истинный запрос;

· возможный контракт и его изменение в связи с обнаружением истинного запроса.

2. После написания письма опишите свои чувства, мысли, телесные ощущения, впечатления, трудности, сложности, озарения и т.п. - т.е. все, что сопровождало вас в процессе написания этой работы.

3. Объем работы - не менее 2 страниц.

 

ЗАДАНИЕ 2.

ЦЕЛИ: отработать у студентов умение проводить дистантное консультирование; осознать зна­чимые события своей жизни.

 

Найдите в высказывании другого человека основания для парадоксальной инструкции, сфор­мулируйте ее. Постарайтесь обосновать необходимость именно этого метода воздействия.

 

Парадоксальные инструкции относятся к виду непрямых предписаний. Смысл их заключается в том, чтобы клиенты им сопротивлялись и, сопротивляясь, изменялись.

1. «К кому я уже не обращалась. Вы – моя последняя надежда. Я уже все перепробовала: и, знаете, признаюсь, била его и ругала всеми словами, какие знаю и могу ребенку сказать. Ничего не помогает, он только хуже становится. Только хуже, все на него жалуются».

2. «Мы уже расходились три раза, но потом всякие квартирные обстоятельства снова толкали нас друг к другу. Я его видеть не могу, мы с ним неделями не разговариваем, нам не скучно друг без друга. Иногда мы даже забываем, что сегодня не виделись. Так все трудно».

3. «Мы все перепробовали, больше ничего придумать не можем. Надоело уже все это – плохое поведение, плохая успеваемость. В школу бы не ходила больше вообще».

4. «Я привыкла к порядку, а он все делает кое-как. Я исправлю, а он не замечает моих трудов, снова все портит, словно нарочно».

 

 


Ознакомиться со следующими материалами:

Олифирович Н.И. Индивидуальное психологическое консультирование: Те­ория и практика / Н.И. Олифирович.— Мн.: Тесей, 2005.— 264 с

Глава 2. КОНСУЛЬТАНТ (3 человека)

· Профессия психолог-консультант

· Личность психолога-консультанта

· Цели и задачи консультанта

· Система профессиональных ценностей консультанта

· Профессиональная этика психолога-консультанта

· Общие правила и установки консультанта


Соловьева С. Л. Психологическое консультирование

Глава 3. Практика консультирования

3.1. Принципы психологического консультирования (2 человека)

Олифирович Н.И. Индивидуальное психологическое консультирование: Те­ория и практика / Н.И. Олифирович.— Мн.: Тесей, 2005.— 264 с

Глава 3. ПОДГОТОВКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА (4 человека)

· Подготовка психологов-консультантов

· Супервизорство в профессиональном становлении психолога-консультанта

· Развитие профессиональной идентичности психолога-консуль­танта

· Влияние профессиональной деятельности на личность психолога

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: