Работа над пословицами

План – конспект урока литературного чтения (1 класс)

Тема: М.Пляцковский «Помощник»

Цель: познакомить с произведением М.Пляцковского «Помощник».

Задачи: развивать умение прогнозировать текст; обучать правильному, выразительному, осознанному чтению, чтению по ролям; формировать умение выделять главную мысль произведения; давать правильную характеристику героев на основе их поступков;

учить понимать юмор; расширять словарный запас; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.

Планируемые результаты:

предметные -учащиеся научатся выразительно читать юмористические произведения, читать по ролям;отвечать на вопросы учителя; давать правильную характеристику героев на основе их поступков; пересказывать текст;

метапредметные – под руководством учителя сформулировать задачи и этапы урока; работать в паре, выполняя правила совместной работы; находить в толковом словаре значение непонятного слова, осмыслять его, толковать своими словами;

личностные – выражать разные чувства к героям произведения; понимать, что нужно помогать тем, кто рядом с нами.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. 1 класс», Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, часть 2; карточки для оценивания результатов деятельности, карточки с заданиями для работы в парах, проектор, экран, ПК.

Форма проведения: урок с мультимедийной презентацией

Ход урока

I. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- На ваших партах лежат карточки со смайликами. Подумайте, каким вы хотите видеть наш урок? Поднимите карточку. А для того, чтобы урок был интересным, активным, что требуется от вас? (Внимательно слушать, работать на уроке)

II. Актуализация знаний. Постановка темы урока

- Как называется раздел, который мы читаем? (И в шутку и всерьёз)

- С какими произведениями познакомились?

- Только ли для удовольствия поэты сочиняют весёлые рассказы, стихи? (Их произведения помогают посмотреть на себя со стороны, увидеть недостатки)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением и его героями. Узнаем их характер, как они ведут себя.

- Кто изображен на картинке?

- Это герои из какого мультфильма?

- Вспомните, какую песню поёт Крошка Енот? Давайте послушаем (Звучит первый куплет и припев из песни «Улыбка»)

- А вы знаете, кто написал эту песню?

- Михаил Пляцковский. Но писал он не только песни. Откройте учебник на стр. 22.

прочитайте, кто автор произведения и название.

- Назовите тему урока (М.Пляцковский «Помощник»)

- Посмотрите на произведение и скажите, что мы будем делать на уроке, чему учиться?

III. Работа по теме урока

Краткое знакомство с жизнью и творчеством М. Пляцковского

 

Михаил Спартакович Пляцковский родился 2 ноября 1935 года. Окончил Московский Литературный институт им.Горького (в 1961). Ещё в студенческие годы начал сочинять песни,стихи и мелодии. В 60-70 годы Пляцковский становится одним из ведущих поэтов-песенников. Как правило, работу с композитором поэт начинал, имея уже готовые стихи. Много песен поэт написал для детей "Улыбка", "Вместе весело шагать", "Детства последний звонок", "Конопатая девчонка", "Девчонка из квартиры 45".... Автор музыкальных комедий, нескольких сборников стихотворений и более десятка книг для детей.

 

- Прочитайте ещё раз название произведения.

- Кого мы называем помощником? (Того, кто помогает кому-н. в чём-н.)

- Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, кто герои произведения?

- Попробуйте догадаться, о чём это произведение?

 

Чтение произведения учителем.

- Понравилось ли вам это произведение?

- Что особенно запомнилось?

- Подтвердились ли ваши предположения о содержании произведения?

- К какому жанру относится это произведение? Докажите, что это сказка.

 

Словарная работа.

- Как называется словарь, в котором можно найти значение слов? (Чтение слов, работа со словарёму – чу - ял – учуял (почувствовал, уловил чутьём)

при - твор – но – притворно(обманно)

у – пра – вим – ся – кончить какое-нибудь дело, дела

Ко – че – рыж – ка - Кочерыжка (Почему написано с заглавной буквы?)

пе – ред – ник – передник (Каким словом можно заменить?)

ап – пе–тит – но-го – аппетитного (Как вы понимаете выражение аппетитный суп? (Вызывает желание съесть)

 

Чтение сказки уч-ся самостоятельно.

- Прочитайте сказку, обращая внимание на знаки препинания и внимательно вчитываясь в каждое слово.

 

Беседа по содержанию, выборочное чтение

- Кто главные герои сказки?

- Как их зовут?

- Почему автор дал им такие имена?

- О чём попросил ослика кролик?

- Как он пояснил свою просьбу? Найдите и прочитайте

- Что ответил ослик? Найдите и прочитайте.

- Что стал делать кролик после отказа?

- Почему ослик вернулся к кролику? Как он объяснил причину своего прихода?

- Что ответил кролик? Найдите и прочитайте.

- Прочитайте слова: трудолюбивый, хитрый, ленивый, справедливый, обманщик

- Выберите из них те, которые характеризуют кролика (ослика).

- Кого же автор назвал помощником?

- Заглавие этого рассказа серьёзное или насмешливое? Почему?

- Как можно назвать произведение по-другому?

- Рассмотрите рисунок. К какому эпизоду сказки относится. Прочитайте.

 

Чтение по ролям второго диалога

Распределение ролей (слова автора исключить)

- Прочитайте диалог в парах.

- Поменяйтесь ролями.

Чтение вслух (1- 2 пары)

 

Восстановление последовательности событий в сказке.

- У вас на партах лежат карточки. Ваше задание: восстановить последовательность событий в сказке. Работаем в парах.

Вот я и пришёл, чтобы помочь тебе суп есть.

У меня болит голова.

Помоги мне, ослик, дом построить.

Я сейчас и без тебя обойдусь!

А на обед ему крольчиха супу наварила.

Кролик принялся за дело.

 

- Проверка.

- Перескажите сказку по получившемуся плану (или дать задание на дом)

 

Работа над пословицами

- Прочитайте пословицы.

Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.

У ленивого Емели семь воскресений на недели.

Объясните их смысл. Выберите ту, которая отражает главную мысль этого рассказа.

 

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Какое произведение мы прочитали на уроке?

- Чему учит нас эта сказка?

- Что на сегодняшнем уроке вам особенно понравилось?

- Оцените свою работу на уроке. Выберите тот смайлик, который отражает ваши достижения на уроке.

- Молодцы, вы хорошо потрудились.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: