Гравитационные силы края изобразительного поля (листа)

Гравитация – это сила притяжения.

Аналогично с линиями скрытой структуры пространства, край изобразительного поля обладает силой притяжения. При приближении объекта композиции к каждой из ограничивающих изобразительное поле сторон (края листа) ощущаются некие силы притяжения. Поэтому, приближаясь к границе, объекты подвергаются особому воздействию, что для композиции имеет большое значение.

Силы притяжения сторон изобразительного поля отличны друг от друга.

· Наиболее сильной гравитацией обладает нижняя сторона, наименьшей ­ верхняя. Левая сильнее верхней, но слабее правой.

· Нижняя сторона листа имеет гравитационную силу больше, чем верхняя

· Верхняя сторона листа имеет гравитационную силу меньше, чем нижняя

· Левая сторона листа имеет гравитационную силу меньше, чем верхняя

· Правая сторона листа имеет гравитационную силу больше, чем левая.

В. Кандинский искривление плоскости

 

Коэффициент гравитации сторон:. рис.

· верхняя сторона 1

· левая сторона 2

· правая сторона 3

· нижняя сторона 4


 


ЭЛЕМЕНТ КОМПОЗИЦИИ

Вес: легкое – тяжелое

Два фактора, обусловливают момент равновесия: вес и направление того или иного элемента художественной композиции.

Композиционный вес нельзя смешивать с «важностью». Объект, расположенный в центре, предполагает большую важность, чем предметы, находящиеся по бокам.

При анализе изобразительной композиции также может оказаться полезным и принцип рычага, заимствованный из физики. Согласно этому принципу, вес изображаемого элемента возрастает пропорционально его расстоянию от центра равновесия. Вес изображения не существуют в пустом пространстве (в сравнении с физическим весом тела) и обычно на восприятие веса оказывают сильное воздействие другие мощные факторы расположения изображаемого объекта, которые в известной степени нарушают принцип рычага. клее рис.

 

· Вес объекта зависит от его месторасположения в композиционном пространстве. Элемент, находящийся в центре композиции или близко к нему либо расположенный на вертикальной оси, проходящей по центру композиции, композиционно весит меньше, чем элемент, находящийся вне основных линий, указанных на структурном плане. Например, в группе из трёх симметрично расположенных арок центральная из них должна быть более широкой. Если её размеры соответствовали бы двум другим аркам, то она выглядела бы слишком хрупкой и слабой. Предмет верхней части композиции тяжелее того, что помещён внизу, а предмет, расположенный с правой стороны, имеет больший вес, чем предмет, расположенный с левой.

· В изображаемом пространстве, чем дальше от зрителя расположены предметы, тем больший вес они несут. Этот фактор не поддаётся какой-либо количественной оценке, так как предмет, расположенный на некотором расстоянии от зрителя, благодаря перспективе кажется относительно большим. В результате этого данный предмет может выглядеть более тяжёлым, чем это допускает площадь его изображения на художественном полотне. рис. оп илл

 

· Вес зависит также от размеров объекта. При прочих равных условиях предмет больших размеров будет и выглядеть тяжелее.

 

· Что касается цвета, то оранжевый цвет тяжелее голубого, жёлто зелёный тяжелее изумрудного, при условии равной сетлотности. А яркие цвета тяжелее, чем тёмные. Красный значимый символичный сигнальный тяжёлый. Чтобы взаимно уравновесить друг друга, площадь чёрного пространства должна быть большей, чем площадь белого пространства. Частично это является результатом эффекта иррадиации, который заставляет яркую поверхность выглядеть относительно большей.

· В качестве одного из факторов композиционного веса Пуффер обнаружил «внутренний интерес». Внимание зрителя может быть привлечено к пространству картины либо ещё содержанием, либо сложностью ещё формы, либо другими особенностями. (Крошечный объект может придать картине очарование и прелесть, способные возместить лёгкий вес, обусловленный его маленькими размерами). Кроме того на восприятие могут оказывать влияние желания или опасения зрителя. Как будет меняться равновесие в картине, если изобразить в ней какой-либо предмет, вызывающий симпатию или неприязнь воспринимающего субъекта?

· Чувству веса содействует изоляция объекта от его окружения. Луна и солнце в безоблачном небе будут казаться намного тяжелее, чем подобные предметы, находящиеся в окружении других объектов.

· на примерах с простыми геометрическими фигурами видно, что на вес оказывают влияние форма и направление воспринимаемых объектов. правильная форма выглядит тяжелее, чем неправильная. Кроме того, компактность, то есть степень, с которой масса концентрируется вокруг своего центра, также влияет на ощущение веса.

 

рис. рис.

рис. рис.

рис. рис.

рис. рис.

рис. рис.

рис. рис.

рис. рис.

рис. рис.

рис. рис.


 

Все выше сказанное о весе объекта композиции можно представить в сводной таблице.

 


ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЕС ОБЪЕКТА КОМПОЗИЦИИ

«Лёгкий» элемент   «Тяжёлый» элемент  

Размер

 

Маленький Большой

Форма

 

Неправильная, аморфная Правильная, определённая
Не компактная Собранная, компактная
Без основания Основательная  

Цвет

 

Чёрный на белом Белый на чёрном
Тусклый Яркий
Разделённый Затемнение
Холодный Тёплый  

Расположение на изобразительном поле

 

На вертикальной оси Смещён от вертикальной оси
В активной зоне В пассивной зоне
Вверху Внизу
Слева Справа
В центре У края поля
На первом плане (ближе к зрителю) В глубине (дальше от зрителя)  

Смысловой фактор

 

Не несёт смысловой нагрузки Несёт смысловую нагрузку o Информативен o Выражает эмоцию o Демонстрирует функциональный узел  
Второстепенный, не значительный Главный, важный  

Изолированность

 

Находится рядом с другими Находится на пустом поле



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: