Выбор темы курсовой работы

П. Н. Демченко

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СТИЛИСТИКА И

ЛИТЕРАТУРНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ»

Методические рекомендации

 

 

         

Авторский оригинал проверен. Электронная версия совпадает с распечаткой.

Общее число страниц в рукописи ____, таблиц ___, рисунков ___.

____________ Демченко Полина Николаевна  

e-mail: polina-alex@mail.ru

 

 

Санкт-Петербург

2018

Предисловие

Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности.

Целью внеаудиторной самостоятельной работы является обеспечение эффективного формирования у студентов интереса к самообразованию, самопознанию и самореализации его как будущего специалиста.

Основой любой самостоятельной работы является поиск информации. Очень важно приобщить будущих высококвалифицированных специалистов к самостоятельному творческому процессу, привить им умения и навыки поиска, сбора, анализа и обобщения полезной информации. Одной из форм внеаудиторной самостоятельной работы студентов является курсовая работа, которая по содержанию может носить реферативный или исследовательский характер.

В методических рекомендациях изложены требования по подготовке, написанию и оформлению курсовой работы. В них содержатся алгоритм написания курсовой работы, образцы титульного листа, содержания, списка литературы. Данные рекомендации могут быть полезны преподавателям и студентам.

 

Содержание

Общие положения…………………………………………………… 5

Этапы выполнения работы…………………………………………. 6

Выбор темы…………………………………………………………...6

Стиль изложения …………………………….………………………7

Цитирование…………………………………………………………  8

Структура курсовой работы………………………………………... 12

Форматирование……………………………………………………..22

Защита курсовой работы…………………………………………….24

Приложение 1 ………………………………………………………... 25

Приложение 2………………………………………………………... 26

Приложение 3………………………………………………………... 29

Приложение 4……………………………………………………....... 30

Приложение 5………………………………………………………... 17

Приложение 6………………………………………………………....31

Заключение…………………………………………………………………..34

Литература…………………………………………………………….35

 

Общие положения

Курсовая работа– одна из форм научной деятельности студентов, самостоятельное творческое ис­следование научно-практического характера, посвященное изучению строго определённого вопроса (темы).

В процессе её выполнения студенты приобретают и совершенствуют навыки научно-исследовательской работы. Они осваивают методы и приёмы подбора, систематизации и правильного использования литературного, статистического материалов, приобретают умение правильно их анализировать, делать соответствующие выводы и обобщения. результатов научно-исследовательской работы.

В ходе написания курсовой работы у студентов развивается способность к научному творчеству и умение кратко, последовательно докладывать результаты проделанной работы. Навыки, полученные при выполнении курсовых работ, помогут студенту при выполнении дипломной работы.

В курсовой работе по дисциплине «Стилистика и литературное редактирование» студенты должны показать, что курс полностью освоен как в плане её теоретического содержания, так и в отношении работы с эмпирическим материалом. В качестве последнего в данном случае выступают медиатексты (речевые произведения, функционирующие в сфере массовой коммуникации). Кроме того, текст курсовой работы покажет, каково представление студента о феномене стиля, продемонстрирует его языковой вкус, чувство языка.

Этапы выполнения работы

Работа над курсовым сочинением включает в себя несколько этапов:

1) выбор темы курсовой работы;

2) разработка плана курсовой работы;

3) библиографический поиск и исследование истории и теории вопроса;

4) сбор и анализ эмпирического материала исследования;

5) написание и оформление курсовой работы;

6) представление готовой курсовой работы научному руководителю для проверки и рецензирования;

7) защита курсовой работы.

Последовательность этих этапов имеет логична: нельзя приступать к сбору эмпирического материала, не сформулировав принципов его отбора; невозможно анализировать этот материал, не уяснив для себя теоретических позиций, с которых этот анализ будет проводиться.

 

Выбор темы курсовой работы

Тематика курсового проектирования определяется программой дисциплины.

Конкретная тематика курсовых работ должна отвечать следующим требованиям:

1) соответствовать задачам подготовки специалистов;

2) учитывать направления и проблематику современных научных исследований;

3) приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры в целом;

4) учитывать разнообразие интересов студентов в области теории и практики по избранной специальности.

Темы курсовых работ могут определяться разными способами:

1) Преподаватель определяет тему курсовой работы (проекта) студента.

2) Студент сам выбирает тему, соответствующую его интересам. При этом тема должна быть согласована с руководителем курсовой работы.

При выборе темы необходимо учитывать, в какой мере разрабатываемые вопросы актуальны для работодателя, обеспечены исходными данными, литературными источниками, соответствуют индивидуальным способностям и интересам студента.

Не допускаются односложные формулировки тем, соответствующие названию дисциплины или темы дисциплины, констатирующего типа, носящие откровенно реферативный характер, дублирующие в какой-то степени темы курсовых работ по другим дисциплинам.

После того как тема курсовой работы выбрана и согласована с руководителем (преподавателем), оформляется бланк задания (Приложение 1) в котором определяются сроки выполнения этапов курсовой работы. План облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознано выполнять курсовую работу.

Направления указываются преподавателем, ведущим лекционные занятия, в учебно-методических материалах в начале семестра.

Примерный список направлений исследований для курсовых работ по дисциплине «Стилистика и литературное редактирование» в Приложении 2.

 

Стиль изложения

Стиль изложения материала в работе должен быть научным, характеризующимся использованием специальной терминологии, точностью и однозначностью выражений. Важной чертой научного стиля является последовательное отстаивание принятой теоретической позиции, логичность изложения, объективность всех суждений и оценок, аргументированность выводов и положений. Эти отличительные признаки научного стиля реализуются с помощью следую­щих языковых средств:

1) Использование терминологии, понятной автору курсовой работы и всем, кто знакомится с ее содержанием.

2) Повышенное употребление имен существительных, при­лагательных и причастий; в том числе широкое использо­вание «цепочки» родительных падежей.

3) Глагол в научной речи редко выражает конкретное дей­ствие, обычно употребляются такие глагольные формы, ко­торые передают значения длительности, постоянства и мно­гократности действия. Часто используется инфинитив гла­гола в безличных конструкциях (следует отметить, необ­ходимо подчеркнуть; можно сделать вывод и др.).

4) Для научной речи характерен логический синтаксис: ши­роко используются сложные предложения. Логическая по­следовательность достигается с помощью подчинительных союзов (так как, в связи с тем, что, в то время как и др.), а также вводных слов (безусловно, следовательно, таким образом и др.) и специальных средств связи (остановимся на, перейдем к, отметим также и др.) – Приложение 6.

5) Не используется местоимение «я», которое заменяется авторским «мы», также часто опускаемым (рассмотрим во­прос, проанализируем данную информацию, сделаем соот­ветствующие выводы и др.).

6) Отсутствуют образно-эмоциональные выразительные средства.

Как правило, эмоциональные моменты, личные пристрастия в тексте научного произведения не отражаются. В работе рекомендуется избегать штампов, повторений (тавтологии), растянутых фраз с нагромождением прида­точных предложений и вводных слов. Писать желательно небольшими и ясными для понимания предложениями.

Курсовая работа должна быть написана в соответствии с правилами грамматики и стилистики. Не допускается произвольное сокращение слов, за исключением общепринятых аббревиатур и сокращений.

 

Цитирование

Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. Не допускается механическое списывание текста, цитирование без ссылок на автора и источник. Вместе с тем не рекомендуется перегружать работу цитатами. К цитированию обычно прибегают тогда, когда заимствуется чужая мысль или свои суждения подкрепляются ссылкой на мнение других авторов, либо высказывается несогласие с их точкой зрения.

Изложение должно включать критическую оценку точек зрения, высказанных в литературе по рассматриваемому вопросу, собственные оценки, выводы, аргументы и предложения. Теоретические положения и выводы рекомендуется проиллюстрировать материалами опубликованной и неопубликованной практики. При этом необходимо сделать ссылку на источники, откуда они взяты. При воспроизведении чужого текста ссылка является необходимой. Это способ защиты интеллектуальной собственности. Использование в работе чужого материала, чужих мыслей без ссылок на авторство и источник недопустимо.

Ссылаться можно на монографии, публикации в прессе, архивные документы, другие издания, законодательные и другие нормативные правовые акты. Ссылка производится, когда упоминается произведение или автор, а также, когда необходимо передать чужой текст, либо сведения в виде цитаты. При воспроизведении фактических и статистических сведений общеизвестного характера (даты рождения выдающихся деятелей, исторические даты) ссылки необязательны. Цитирование должно быть точным. Нельзя произвольно искажать или сокращать слова цитаты так, чтобы извращался смысл сказанного. При необходимости пропуски внутри цитаты отмечаются отточием. Цитировать целесообразно значимые научные тезисы, важные выводы, определения научных терминов и т.п., заключая их в кавычки. Ссылки на источник оформляются двумя способами: внутритекстовым и подстрочным. Можно на свой выбор использовать одну из трех систем оформления:

1) Внутритекстовые –после цитаты или в месте расположения ссылки ставится в квадратных скобках номер цитируемой книги по списку источников и литературы, данному в конце диплома (этот список должен обладать в таком случае единой сквозной нумерацией) и страницы. Например: [15, с. 135], где 15 – это номер книги по списку источников и литературы, а 135 – номер страницы.

2) Постраничные –после цитаты или в месте расположения ссылки в виде верхнего индекса располагается номер сноски 1, а внизу страницы под небольшой горизонтальной чертой даются все сноски, приведенные на данной странице (в компьютере данная функция автоматизирована – называется «обычная сноска»). При использовании компьютерной автоматизированной системы оформления постраничных сносок следует обратить внимание, что возможна ее некорректная работа в тех случаях, когда набранный в разных файлах текст затем объединяется в одном файле.

Предпочтителен второй способ оформления ссылок.

Пример 1. Прямое цитирование.

Границы рассматриваемых коммуникативных единиц, не всегда чет- кие, определяются переходом автора от одной оспариваемой им смысло- вой позиции политических противников к другой, тесно связанной с пре- дыдущей. По мнению Н. С. Болотновой, форма таких «субвысказываний» соответствует «языковым знакам и знаковым последовательностям, пере- дающим разные по объему кванты знания и прагматический заряд». [1]

Пример 2. Косвенное цитирование.

В соответствии с концепцией М. М. Бахтина[2] под высказыванием следует понимать единицу коммуникации, реализующую замысел гово- рящего и отграниченную от других коммуникативных единиц сменой субъектов речи. Диалог – это процесс речевого общения.

Пример 3. Косвенное цитирование.

Членение рассматриваемого речевого произведения ветеранами, к которым обращается автор, детерминировано их дискурсным полем, со- относимым с дискурсным полем оппонентов. Так, в выступлении вете- рана Виктора Семенова[3], обратившегося с гражданским иском в суд...

Пример 4. Косвенное и прямое цитирование.

Как отмечал ученый, предваряя развитие современной теории интер- текстуальности[4], во всяком высказывании обнаруживается целый ряд полускрытых и скрытых чужих слов разной степени чуждости[5]; высказы- вание «изборождено как бы далекими и еле слышными отзвуками смен речевых субъектов...»[6].

Пример 5. Косвенное и прямое цитирование.

Вполне очевидно, что если автор высказывания в процессе продуцирования последнего многократно отвечает на чужие высказывания – опровергает их, подтверждает, до- полняет и пр. – то и его собственная речь распадается на ряд частных высказываний. Эту особенность единицы общения подчеркивал другой классик отечественного речеведения Л. П. Якубинский, приводя наблюдения за речевым поведением «нескольких знакомых... собиравшихся иногда для беседы на научные темы, для заслушивания небольших докладов»[7].

2 Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста. Словарь-тезаурус. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2008. С. 31.
3 Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 237–280.

4 Семенов В. http://www.interfax.ru/society/txt.asp?id=102921. Дата обраще- ния 17.11.2009.

5 См. об этом: Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1995. No1. С. 97–124.
6 Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., Искусство, 1979. С. 273.

7 Там же. Якубинский Л. П. Язык и его функционирование. М.: Наука, 1986. С. 32–33.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: