Социальная миссия университета

Университет в глобализирующемся мире. Основные тенденции развития высшего образования в Республике Беларусь

Социальная миссия университета

В широком смысле слова «миссия» воплощает «философию» и «предназначение» организации, в нашем случае университета. Философия определяется через ценности, убеждения, принципы, которыми руководствуется университетское сообщество; а предназначение ‒ это действия, которые необходимо осуществить, чтобы обрести желаемое. В более узкой трактовке миссия связана с представлением о том, для чего или в силу какой причины существует организация ‒ университет как социальный институт и в чем его отличие от других аналогичных социальных институтов. Нередко миссию определяют через стратегическую цель, выражающую смысл и назначение организации [37, С. 13].

Поэтому, под миссией университета можно понимать совокупность представлений об основополагающих ценностях, целях и пространстве развития образовательного учреждения, о том, что он несет, производит вовне, зачем он нужен обществу, государству, людям. В данном контексте миссия представляет собой смыслообразующее ядро университетской идеи.

Согласно классической теории организации миссия трактуется как роль, которую организация отводит себе в обществе. В общем понимании миссия вузов формулируется государством, как подготовка специалистов соответствующего уровня и удовлетворение личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Миссия университета выполняет функции как внешнего, так и внутреннего назначения. К внешним функциям относится идентификационная, информационная, маркетинговая, рекламная. К числу внутренних функций можно отнести культуротворческую, интеграционно-мотивационную, менеджерскую [38, С. 120].

Социальное предназначение или миссия университета безусловно изменялась в соответствии с теми изменениями, которые происходили как внутри университета, так и за его пределами.

Рассматривая особенность современного этапа в развитии социальной миссии университета необходимо рассмотреть, как философия и предназначение университета менялись во времени и пространстве.

В эпоху средневековья в корпоративном университетском сообществе образовательная задача совпадала с самой идеей университета, здесь главным университетским предназначением стало научное объяснение мира и передача знаний новым поколениям. Средневековые университеты фактически представляли единое образовательное и культурное пространство, в первую очередь потому что для всех них был характерен один язык преподавания и трансляции знания ‒ латинский язык. Именно он обеспечивал наивысшую степень однообразия и унификации всех существовавших университетов.

С начала XIX века термин «идея университета» становится предметом философской рефлексии. Обращение к термину «идея» было обусловлено пониманием предназначения университета быть «живым зеркалом Вселенной». Университетская реформа, осуществленная в начале XIX века Вильгельмом фон Гумбольдтом, опиралась на идеи Канта, Фихте, Шиллера, Шеллинга и Шлейермахера.

Возникновение «идеальной», классической модели университетского образования связывают с открытием в 1810 году Берлинского университета. В основу новой модели университетского образования были положены три принципа. Первый состоял в отрицании примитивного утилитарного взгляда на образование, когда знания ценятся лишь с практической точки зрения. Второй ‒ предостерегал от засилья опытной (эмпирической) науки, которое противодействовало фундаментальному теоретическому познанию. Наконец, третий принцип утверждал господство гуманитарного образования, без которого не может быть образованной личности.

Таким образом, базовыми принципами классической идеи университета стали: государственная поддержка университета при сохранении им статуса относительной автономии; идея академической свободы в исследовании и обучении как основополагающая; исследование и обучение как сущность образования; активное включение преподавателей и студентов в общественную жизнь; этическое обоснование достоинства знания и учености.

Именно «классическая идея университета»: синтез исследования, обучения и воспитания ‒ Вильгельма фон Гумбольдта стала критерием, по которому рассматривалась вся дальнейшая эволюция европейских и американских университетов.

Во второй половине XIX века появилась книга Дж. Ньюмена «Идея университета», которая «явилась практически первым в истории мировой культуры специализированным изложением системы взглядов на роль университетов в обществе». Ньюменовский идеал университета представлял собой школу по формированию гуманитарной интеллектуальной культуры, оказывавшей воспитательное воздействие на человека. «Мою точку зрения на университет, ‒ отмечал Ньюмен, ‒ можно сформулировать так: университет ‒ это место, где обучают универсальному знанию». И еще одно его высказывание: «…Задача университета состоит в том, чтобы интеллектуальная культура стала сферой его деятельности, его задача ‒ формирование интеллекта…». Пространство университета ‒ это пространство интеллекта и ничего более. Л. Мишед определял основную функцию ньюменовского университета как культурную [39, С. 15].

Таким образом, идеи исследовательского университета В. фон Гумбольдта и интеллектуального университета Дж. Г. Ньюмена стали первыми попытками осмысления идеи университета, определения его миссии в современном мире.

Модель Гумбольдта оказала значительное влияние на развитие американских, канадских, японских университетов. Модель Ньюмена, оставшись национальным достоянием, тем не менее была воспринята рядом элитарных высших учебных заведений Европы.

В это же время в США появился еще один фундаментальный труд, автором которого стал Абрахам Флекснер ‒ «Университеты: американские, английские, немецкие». В своей работе Флекснер утверждал, что университет стал многофункционален, «приобрел слишком много сущностей». Влияние времени выразилось, по его мнению, в необходимости обучения большого числа высококвалифицированных специалистов, что привело к появлению важнейшей характеристики американских университетов ‒ их массовости. Официально в этой книге была признана и такая новая функция университета как сервисная, которая значительно повлияла на изменение системы ценностных ориентаций университета и расширение пространства его развития.

Карл Ясперс в 1949 г. выдвигает собственную идею университета, возрождая модель исследовательского университета Гумбольдта. По его мнению, университет ‒ это сообщество ученых и студентов, занятых поиском истины. «Университет ‒ это место, где благодаря условиям, создаваемым государством и обществом, культивируется самосознание эпохи. Люди приходят сюда с одной ‒ единственной целью ‒ с целью поиска истин. Но так как истина открывается в результате систематического поиска, то и исследования являются первейшей задачей университета… Вторая задача связана с обучением, так как знание истины нужно передавать…восприятие истины предполагает интеллектуальную зрелость личности. Отсюда следует, что и обучение, и исследование нацелены на нечто большее, чем просто передача готовых фактов и умений. Их цель ‒ формирование человека в целом… Задача университета тройственна ‒ исследование, передача знаний (образование) и культура…». Это триединство стало классическим основанием современного университетского образования во всем мире.

Кларк Керр в своей работе «Цели университета», вышедшей в 60-е годы ХХ в., предложил новое видение университета. Для обозначения этого феномена был введен термин «университетский комплекс». Его отличие заключалось в том, что он стал индустрией знания, которое стало рассматриваться как основной экономический ресурс общества. «Идея комплексности» с ориентацией на культурную и сервисную функцию способствовала расширению пространства университета.

Кризис университетского образования в конце 60‒начале 70-х гг. ХХ в. привел международное университетское сообщество к необходимости задуматься об ориентирах развития университетов в мире. Р. Барнетт в своей лекции «Осмысление университетов» утверждает, что университет конца ХХ века ‒ это пространство, в котором создаются условия для выживания человека в этом чреватом последствиями, хрупком и непредсказуемом мире.

Размышляя о будущем современного университета, Р. Барнетт считает, что ему должны быть свойственны ряд особенностей:

1  Междисциплинарность.

2  Ведение в университете постоянной дискуссии о месте и роли университета, а также о результатах, основаниях, приоритетах и методах университетского диалога. В XXI веке цели университета постоянно усложняются, дополняются новыми. Миссия университета постоянно подвергается переосмыслению и интерпретации.

3 Подвижные границы: в университете не должно существовать четко фиксированных границ.

4 Ангажированность: университет должен взаимодействовать с различными общностями. Во-первых, знания в обществе существует в различных формах и институтах. Университет должен с этим считаться, и ему придется ступить на эту территорию с новыми для него правилами производства знаний. Университет вступает в альянс с промышленностью, профессиональными объединениями, внешними по отношению к университету консультантами для того, чтобы сохранить на рынке производства знаний свое место. Вторая причина заключается в том, что в просвещенном обществе растет число заинтересованных лиц, пользующихся услугами университета.

5 Плюрализм мнений: современный университет должен стать площадкой для обмена самыми различными мнениями. [40, С. 18‒19].

Таким образом, рассмотрев в исторической ретроспективе генезис «идеи университета», можно сделать ряд выводов.

Университет является особым пространственно-временным образовательным континуумом, возникшим в эпоху европейского Средневековья, ставшим продуктом и достижением европейской цивилизации, культурным символом с его «вневременным и транснациональным смыслом».

Идея университета ‒ это совокупность представлений об основополагающих ценностях, целях и границах функциональности образовательного подразделения, следовательно, миссия университета может рассматриваться как совокупность представлений об основополагающих ценностях, целях и пространстве развития университета, о том, что он несет, производит вовне, зачем он нужен обществу, государству, людям. В данном контексте миссия представляет собой смыслообразующее ядро университетской идеи.

Развитие идеи университета в мировом пространственно-временном континууме позволяет обнаружить исторический механизм формирования ценностных приоритетов при его неабсолютном характере и хронологической неравномерности проявления, который был назван «аксиологическими качелями» (Н. С. Ладыжец), «амплитуда колебаний которых будет заметно возрастать, отражая увеличение числа ценностных ориентаций университета в процессе его эволюции. Крайние точки будут символизировать абсолютизацию либо исследования, либо обучения» [41, С. 21].

Миссия Белорусско-Российского университета.

Миссия Белорусско-Российского университета состоит в предоставлении востребованных образовательных и научно-исследовательских услуг, ориентированных на последние достижение науки, базирующиеся на государственных образовательных стандартах и международных стандартах серии ISO 9000.

Для реализации поставленной цели университет ставит перед собой следующие задачи:

‒ удовлетворение потребности экономики республики в профессионально компетентных кадрах, имеющих высокий уровень образования, способных к освоению новой техники и технологии;

‒ непрерывное совершенствование деятельности университета, основанной на интеграции образовательного процесса с научной и производственной деятельностью;

‒ обеспечение реализации принципа непрерывного образования путем создания условий для развития интеллектуального и творческого потенциала личности, учета требований всех потребителей образовательных услуг и перспектив развития экономики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: