Основные тенденции развития высшего образования в Республике Беларусь

Структура национальной системы образования Республики Беларусь базируется на Конституции Республики Беларусь, которая гарантирует равенство всех граждан при получении образования, единство образовательных систем.

Основным законом, регулирующим в настоящее время сферу образования, является Кодекс об образовании Республики Беларусь, принятый 13 января 2011 г. В его основе лежит ряд ранее действовавших законов: «Об образовании» от 29 октября 1991 г., «О профессионально-техническом образовании» от 29 июня 2003 г., «Об общем среднем образовании» от 5 июля 2006 г. и «О высшем образовании» от 11 июля 2007 г.

В соответствии с Кодексом об образовании государственная политика в сфере образования должна быть основана на принципах приоритета прав человека, обеспечения равного доступа к получению образования, интеграции в мировое образовательное пространство, светского характера и экологической направленности образования. Кодекс также предусматривает развитие образования с учетом задач социально-экономического развития государства и государственно-общественный характер управления образованием; определяет общую структуру национальной системы образования Республики Беларусь, принципы государственной политики в сфере образования, стандарты в сфере образования и требования к организации образовательного процесса.

Государственная политика Республики Беларусь в области образования построена на следующих принципах: преемственность и непрерывность образования; обязательное базовое образование; национально-культурная основа образования; приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека; гуманизм; научность и ориентация на мировой уровень развития образования; единство обучения с духовно-нравственным и физическим воспитанием.

В настоящее время развитие национальной системы образования осуществляется на основании Государственной программы Республики Беларусь «Образование и молодежная политика» на 2016‒2020 гг.

Стратегия развития национальной высшей школы на современном этапе состоит в создании и отладке такой образовательной инфраструктуры, которая задавала бы векторы инновационного развития, готовя людей к экономике будущего, реагировала бы на изменения рынка труда и одновременно решала задачи, связанные с передачей культурных и социальных норм и стандартов общественной жизни. Инновационный подход к оптимизации высшей школы должен быть основан на представлении о том, что система высшего образования не столько подстраивается под рынок труда, сколько сама является источником и инкубатором новых идей, инновационных решений, прорывных технологий.

Основная линия развития высшего образования заключается в обеспечении национальных интересов, которые включают следующие аспекты:

‒ обеспечение качества образования, отвечающего современным потребностям экономики страны и интересам граждан;

‒ максимальный учет исторического опыта и сложившихся традиций при внесении каких-либо изменений в систему;

‒ обеспечение социальной устойчивости и исключение социальных потрясений при корректировке сложившейся системы;

‒ укрепление экспортного потенциала высшего образования республики.

Достижение приоритетных целей обеспечивается за счет расширения образовательных траекторий, использования современных образовательных технологий, активной интеграции научной и образовательной деятельности, а также внедрения новых механизмов взаимодействия с рынком труда. Все успешные государства делают ставку на экономику, основанную на знаниях, поэтому одна из главнейших наших задач - развивать человеческий потенциал. Соответственно возрастает роль современной системы образования как основной единицы измерения состояния общества.

Основным государственным органом, осуществляющим государственную политику в области образования, молодежной политики, научных исследований и международного сотрудничества в сфере образования является Министерство образования Республики Беларусь. В частности, министерство ведает вопросами контроля качества образования, координировании деятельности государственных учреждений в сфере образования и лицензирования учебных учреждений. Оно также организует разработку образовательных программ и стандартов с участием образовательных учреждений, осуществляет научно-методическое обеспечение образования и т. д.

Согласно данным статистического бюллетеня «Образование в Республике Беларусь» (2017/2018 учебный год)» в настоящее время в нашей стране функционирует 51 учреждение высшего образования, из которых государственную форму имеют 42 учреждения высшего образования и 9 – имею частную форму организации. В 2018 году в республике обучалось 284,3 тыс. человек, из них на дневной форме обучения – 159,8, на заочной – 123,2 и на вечерней – 1,3 тыс. чел. Численность профессорско-преподавательского состава составляет 20871 чел. Из них ученую степень доктора имеет – 1338 чел. и кандидата наук – 8368 чел. Наибольшее количество студентов обучается по профилю «Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства» ‒ 90,8 тыс. чел. Второе место по критерию выбора студентами занимает профиль «Техника и технологии» ‒ 58,1 тыс. чел. И на третьем месте по популярности «находится» профиль «Педагогика».

В Могилевской области работает 5 высших учебных заведений. Это – Белорусско-Российский университет, Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова, Могилевский государственный университет продовольствия, Могилевский институт МВД Республики Беларусь и Белорусская государственная орденов Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия (г. Горки). В учреждениях высшего образования Могилевской области обучается 25,8 тыс. чел. (четвертый показатель по республике) [58].

В отличие от многих стран постсоветского пространства Беларусь не отказалась от наработанного предыдущими поколениями опыта. О правильном выборе стратегии развития национальной системы образования свидетельствуют такие макропоказатели, как уровень грамотности взрослого населения (99,7 %), уровень грамотности молодежи в возрасте от 15 до 24 лет (99,8 %) и др. Каждый житель страны тратит на получение образования 15,7 лет.

В течение последних 25 лет с разной целевой направленностью и степенью интенсивности проходит процесс реформирования и совершенствования системы высшей школы в Беларуси.

Период с 1994 г. характеризуется процессами активной модернизации системы высшего образования. Основными принципами модернизации высшей школы Республики Беларусь явились:

‒ уточнение целей высшего образования в соответствии с новыми реалиями и тенденциями;

‒ опережающее нормативное и методическое обеспечение реформы;

‒ поэтапность перехода в соответствии со спецификой подготовки специалистов определенного профиля;

‒ создание современной системы обеспечения качества высшего образования;

‒ оптимизация перечня специальностей высшей школы с учетом реальных потребностей экономики и населения;

‒ углубление интеграции белорусской высшей школы в мировое образовательное пространство [59, С. 80].

За последние несколько лет в системе высшего образования республики произошли важные институциональные, структурные и содержательные изменения. Так, введена дифференциация сроков подготовки на первой ступени образования от четырех до пяти лет. На первой ступени высшего образования обеспечивается подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием. На второй ступени образования обеспечивается углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра.

Эти процессы шли в соответствии с положениями Государственной программы развития высшего образования, в направлении перехода страны к инновационной экономике, обеспечения ее кадровых потребностей путем дальнейшего повышения качества специалистов с учетом новейших достижений науки и техники, интеллектуально-творческого и идейно-нравственного развития личности.

В настоящее время в системе высшего образования:

‒ закреплена законодательно и нормативно двухступенчатая система высшего образования, соответствующая международным стандартам и требованиям инновационного развития;

‒ введены образовательные стандарты нового поколения, в которых реализуется компетентностная модель подготовки специалиста, обеспечивается оптимальный баланс фундаментальной, специальной и практико-ориентированной составляющих подготовки;

‒ в образовательный процесс УВО внедрены информационные технологии;

‒ функционирует развитая система повышения квалификации и переподготовки специалистов для реального сектора экономики;

‒ достаточно эффективно работают научно-педагогические школы по фундаментальным наукам;

‒ разрабатываются и внедряются новые образовательные технологии;

‒ университеты имеют развитую сеть международных связей.

Вместе с тем в высшей школе имеется ряд существенных проблем методологического, организационного и кадрового характера, которые необходимо решить для качественного улучшения ее научно-образовательной деятельности:

‒ недостаточны уровни инновационной активности и взаимодействия системы высшего образования с отраслями экономики, коммерциализации научно-технических разработок УВО;

‒ имеет место старение профессорско-преподавательского состава (количество докторов наук пенсионного возраста в УВО превысило 60 %), дефицит кадров высшей квалификации по приоритетным научным направлениям является сдерживающим фактором в подготовке современных специалистов и проведении научных исследований для IТ-отрасли, строительной индустрии, ряда других отраслей экономики;

‒ учебно-лабораторная и материально-техническая базы УВО не в полной мере соответствуют современным требованиям подготовки специалистов с высшим образованием (особенно по техническим и естественнонаучным специальностям), проведения актуальных научных исследований ‒ износ учебно-лабораторного оборудования в государственных УВО составляет 70 %, средняя обеспеченность учебно-лабораторными площадями ‒ 52,5%;

‒ переход к массовому высшему образованию, не сопровождавшийся соответствующим укреплением кадрового потенциала и развитием материально-технической базы УВО обусловил снижение уровня подготовки специалистов [60, С. 80].

Концептуальные подходы к развитию системы образования РБ до 2020 г. и на перспективу до 2030 г. подчеркивают необходимость преобразования ведущих университетов в научно-образовательно-производственные комплексы для системного решения вопросов развития образования и инновационного развития экономики. УВО и научные организации должны стать неотъемлемым элементом любого кластерного объединения, так как выполняют в них ряд уникальных функций: разработку и внедрение новых технологий, обучение и повышение квалификации работников, консалтинг предприятий в различных областях деятельности, совместное использование объектов инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования и пр.), аккумулирование и трансляцию знания между участниками кластера. В свою очередь учреждения образования, являясь членами отраслевого кластера, получают доступ к финансированию исследований со стороны предприятий, совершенствуют образовательные программы в целях их соответствия современным потребностям, организуют студентам практику и стажировки на предприятиях кластера, привлекают к образовательному процессу специалистов-практиков из предприятий-участников кластера, а также повышают квалификацию сотрудников учреждений высшего образования на базе предприятий кластера.

Таким образом, основным концептом в развитии современного университета Республики Беларусь видится саморазвитие учреждений высшего образования, в котором образовательный процесс интегрирован с научно-исследовательской деятельностью и ориентирован на реальные и перспективные потребности отраслей экономики и социальной сферы. Наиболее полно современным потребностям общества и государства отвечает концептуальная модель развития университета, получившая наименование «Университет 3.0». Концепция «Университет 3.0» предполагает создание внутри университетов интегрированной с академическими и сервисными структурами предпринимательской среды для использования и коммерческой реализации инноваций.

Учреждения высшего образования должны создавать интегрированную образовательную, научно-исследовательскую и предпринимательскую среду, характерную для университетов нового поколения. Для этого требуются оптимизация и дифференциация институциональной системы УВО, постоянная модернизация учебно-лабораторной и материально-технической базы УВО с участием заинтересованных организаций, что позволит генерировать точки развития как системы высшего образования, так и национальной экономики в целом.

В 2021‒2030 гг. предполагается переход к новой парадигме образования: учение вместо обучения, в основе которого не усвоение готовых знаний, а развитие у обучающихся способностей, дающих возможность самостоятельно усваивать знания, творчески их перерабатывать, создавать новое, внедрять его в практику и нести ответственность за свои действия.

Основной задачей этого этапа станет формирование личности с системным мировоззрением, критическим, социально и экологически ориентированным мышлением и активной гражданской позицией.

В целях реализации поставленной задачи необходимо:

‒ разработать образовательные стандарты нового поколения, включающие вопросы обучения устойчивому потреблению, здоровому образу жизни; создать механизмы мотивации педагогов к повышению качества своей работы и т. д.;

‒ интегрироваться в Болонский процесс, создать условия для приобретения новых знаний и навыков, способствующих устойчивому развитию общества;

‒ развить электронное образование, дистанционные интерактивные формы и методы обучения, включая выпуск нового поколения электронных учебников и пособий;

‒ обеспечить свободный доступ к международным образовательным и интеллектуальным ресурсам;

‒ расширить рынок образовательных услуг, академическую мобильность обучающихся и педагогических кадров, их участие в международных образовательных, научно-исследовательских и культурных программах, профессиональных семинарах;

‒ разработать и внедрить систему мониторинга и оценки качества образовательного процесса [61].

Повышению доступности качественного образования будут способствовать формирование системы многоканального финансирования, включающей инвестиции субъектов хозяйствования в образовательный процесс, предоставление кредита для получения образования с отсрочкой его погашения; внедрение образовательных ваучеров и др.

Особую значимость для Беларуси в этот период приобретают опережающий характер развития образования, нацеленность его на запросы и ценности будущей цивилизации. В этой связи содержание и методики обучения должны быть направлены на развитие творческих качеств личности, ее способностей к самостоятельным действиям и решениям, к непрерывному обновлению знаний и совершенствование профессиональной компетенции [62, С. 98].

Ключевыми документами, содержащими своего рода императивы по развитию системы высшего образования в Республике Беларусь являются – Национальная стратегия устойчивого развития – 2020 и Национальная стратегия устойчивого развития – 2030.

Стратегия предусматривает два этапа. На первом, в 2016‒2020 гг., предстоит переход к сбалансированному росту экономики на основе ее структурной трансформации с учетом принципов экологичности, приоритетов развития высокотехнологических производств. Второй этап ‒ это 2021‒2030 гг. Главная его цель ‒ поддержание устойчивости развития, в основе которого ‒ повышение качества человеческого потенциала, ускоренное развитие наукоемких производств и услуг, дальнейшее становление «зеленой» экономики.

Ожидаемыми результатами реализации намеченных стратегией задач должны стать увеличение продолжительности жизни до 77 лет, рост ВВП за 2016‒2030 гг. в полтора-два раза, рост удельного веса затрат на охрану окружающей среды до 2‒3 % к ВВП в 2030 г., увеличение доли внутренних затрат на НИР до 2,5 % к ВВП, рост доли работников с высшим и средне-специальным образованием в общей численности занятого населения с 52 % (2015 г.) до 59 % (2030 г.).

Стратегическая цель НСУР-2030 ‒ сформировать качественную систему образования, в полной мере отвечающую потребностям информационной экономики и устойчивому развитию страны.

Приоритетные направления развития:

‒ обновление содержания, структуры и организации образования;

‒ организация высокоэффективного непрерывного образования в течение всего жизненного цикла;

‒ укрепление интеграции между производством, наукой и системой профессионального образования;

‒ модернизация материально-технической и социально-культурной базы учреждений образования, формирование «облачной» информационно-образовательной среды, содержащей качественные ресурсы и услуги и базирующейся на современных технических средствах;

‒ улучшение кадрового обеспечения системы образования, совершенствование профессиональных компетенций и повышение социального статуса педагога в обществе;

‒ развитие инклюзивного образования [63].

В системе профессионально-технического, среднего специального и высшего образования необходимо:

‒ развитие системы непрерывного образования на принципах «образование через всю жизнь» путем расширения подготовки рабочих (служащих), специалистов по интегрированным образовательным программам профессионально-технического, среднего специального и высшего образования;

‒ качественное изменение образовательного процесса путем переориентации системы профессионального образования на идеологию устойчивого развития;

‒ создание университетских учебно-научно-производственных комплексов с учетом направлений инновационного развития экономики; увеличение системы грантовой поддержки научных исследований;

‒ формирование эффективной системы двухуровневой (1 ступень ‒ бакалавриат, 2 ступень ‒ магистратура) подготовки специалистов с высшим образованием;

‒ организация системы подготовки кадров, в том числе опережающей, с участием заказчиков кадров в ее финансировании на основе целевого заказа;

‒ формирование системы грантовой поддержки одаренной и талантливой молодежи в целях профессионального самоопределения и жизнеустройства;

‒ улучшение материально-технической базы учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, в том числе путем оснащения современным учебно-лабораторным оборудованием и экспериментальной техникой.

Особую значимость для Беларуси в этот период приобретают опережающий характер развития образования, нацеленность его на запросы и ценности будущей цивилизации. В этой связи содержание и методики обучения должны быть направлены на развитие творческих качеств личности, ее способностей к самостоятельным действиям и решениям, к непрерывному обновлению знания и совершенствованию профессиональной компетенции.

Таким образом, имеющиеся изменения и трансформации свидетельствуют о том, что высшая школа Республики Беларусь развивается в контексте европейских и мировых тенденций развития высшего образования, что позволит ей в конечном итоге успешно интегрироваться в общеевропейское и мировое образовательное пространство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: