Особенности организации учебного процесса

Поступив в университет, студенты сталкиваются с множеством новых терминов, связанных не только с изучаемыми дисциплинами, но и непосредственно с учебным процессом, расскажем об основных из них в этом параграфе.

Образовательный процесс в высшем учебном заведении длится несколько лет (от 4 до 6), в зависимости от специальности и формы получения высшего образования. Учебный год делится на два семестра осенний и весенний, которые завершаются экзаменационными сессиями.

В течение семестра проходят занятия по ряду учебных дисциплин. Занятия могут состоять из лекций, лабораторных работ, практических или семинарских занятий. В ходе изучение некоторых дисциплин необходимо выполнить ряд индивидуальных, расчетных, расчетно-графических, работ, или иных форм проверки знаний предусмотренных учебной программой.

Экзамены по учебным дисциплинам для обучающихся проводятся в период экзаменационной сессии.

Перед экзаменационной сессией устанавливается зачетная неделя для защиты курсовых проектов (курсовых работ), сдачи зачетов (дифференцированных зачетов – с выставлением оценки).

Основной документ, регламентирующий проведение сессий – Правила проведения аттестации студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания образовательных программ высшего образования. Правила утверждены Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 29.05.2012 №53.

Результаты текущей аттестации оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале либо отметками «зачтено», «не зачтено», для студентов, обучающихся по образовательным стандартам Республики Беларусь. Положительными являются отметки не ниже 4 (четырех) баллов и «зачтено». Для студентов, обучающихся по образовательным программам Российской Федерации, результаты текущей аттестации студентов оцениваются отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» либо отметками «зачтено», «не зачтено». Положительными являются отметки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «зачтено».

При прохождении текущей аттестации обучающийся представляет экзаменатору (экзаменационной комиссии) зачетную книжку.

Присутствие на экзаменах и зачетах (дифференцированных зачетах) по учебным дисциплинам посторонних лиц без разрешения ректора, проректора или декана факультета не допускается. Положительные отметки вносятся в зачетную книжку и зачетно-экзаменационную ведомость. Неудовлетворительные отметки вносятся в зачетно-экзаменационную ведомость, а в зачетную книжку не вносятся.

Обучающиеся допускаются к сдаче зачета (дифференцированного зачета), экзамена по учебной дисциплине при условии выполнения и защиты ими всех расчетных, расчетно-графических, лабораторных и иных работ, курсовых проектов (курсовых работ), предусмотренных учебной программой соответствующей учебной дисциплины в текущем семестре. Недопуск обучающегося к зачету (дифференцированному зачету) или экзамену по учебной дисциплине осуществляется решением соответствующей кафедры и отмечается в зачетно-экзаменационной ведомости словами «не допущен кафедрой» во время проведения зачета (дифференцированного зачета), экзамена.

В случае неявки обучающегося на экзамен (зачет, дифференцированный зачет, защиту курсовой работы (проекта) или практики) в зачетно-экзаменационную ведомость записывается «не явился». В случае неявки обучающегося по уважительной причине, подтвержденной документально, декан факультета слова «не явился» дополняет словами «по ув. причине». Неявка обучающегося без уважительной причины оценивается деканом факультета отметкой «не зачтено» или отметкой 1 (один) балл, а обучающийся считается имеющим академическую задолженность по дисциплине.

Обучающиеся допускаются к экзаменационной сессии при условии защиты курсовых проектов (курсовых работ), сдачи зачетов (дифференцированных зачетов), предусмотренных учебными планами в текущем семестре, и получении отметок «зачтено» или не ниже 4 (четырех) баллов. Допуск к экзаменационной сессии обучающегося, оформляется деканом факультета.

Расписание экзаменов, утверждается ректором университета, доводится до сведения профессорско-преподавательского состава и обучающихся не позднее чем за две недели до начала экзаменационной сессии. Расписание экзаменов для обучающихся составляется так, чтобы на подготовку к экзамену по каждой учебной дисциплине было отведено не менее трех календарных дней.

Экзамен может проводиться в виде тестирования, в устной, письменной или иной форме. Для подготовки ответа на экзамене обучающемуся отводится не менее 20 минут. Экзаменатор имеет право задавать обучающемуся дополнительные вопросы (практические задачи) по программе учебной дисциплины.

Пересдача неудовлетворительной отметки, полученной при сдаче зачета (дифференцированного зачета), экзамена по учебной дисциплине, а также пересдача зачета (дифференцированного зачета), экзамена по учебной дисциплине после неявки обучающегося в установленные сроки без уважительной причины допускается не более двух раз. Вторая пересдача принимается комиссией в количестве не менее трех человек. Отметка, выставленная комиссией, является окончательной. В случае получения неудовлетворительной отметки или неявки обучающегося при второй пересдаче зачета (дифференцированного зачета), экзамена по учебной дисциплине обучающийся считается не ликвидировавшим академическую задолженность в установленные сроки.

Пересдача обучающимися экзамена с неудовлетворительной отметкой в период экзаменационной сессии не допускается. В отдельных случаях при наличии уважительных причин, подтвержденных документально, декан факультета может разрешить обучающемуся пересдачу одного экзамена, по которому получена неудовлетворительная отметка, в период экзаменационной сессии.

Пересдача неудовлетворительной отметки, полученной при защите курсового проекта (курсовой работы), допускается один раз.

Для повторной защиты курсового проекта (курсовой работы), назначается комиссия в составе не менее трех человек и устанавливается срок ее работы, с которым должен быть ознакомлен обучающийся. В случае получения неудовлетворительной отметки или неявки обучающегося при повторной защите курсового проекта (курсовой работы) обучающийся считается не ликвидировавшим академическую задолженность в установленные сроки.

Обучающимся, которые получили в зимнюю экзаменационную сессию не более двух неудовлетворительных отметок, декан факультета устанавливает индивидуальные сроки ликвидации академической задолженности, но не позднее первых тридцати календарных дней следующего семестра. Обучающимся, которые получили в летнюю экзаменационную сессию не более двух неудовлетворительных отметок, декан факультета устанавливает индивидуальные сроки ликвидации академической задолженности, но не позднее первых тридцати календарных дней следующего учебного года.

Обучающиеся, полностью выполнившие требования учебных программ, успешно сдавшие курсовые проекты (курсовые работы), зачеты (дифференцированные зачеты) и экзамены по учебным дисциплинам, распоряжением декана факультета переводятся на следующий семестр (курс).

Студенты при завершении обучения проходят итоговую аттестацию. Итоговая аттестация проводится для определения соответствия результатов учебной деятельности обучающихся требованиям образовательных стандартов. Итоговая аттестация осуществляется государственной экзаменационной комиссией. К итоговой аттестации допускаются студенты полностью выполнившие учебные планы и программы.

Итоговая аттестация студентов проводится в форме: государственного экзамена и защиты дипломного проекта (дипломной работы). Результаты итоговой аттестации студентов оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале. Положительными являются отметки не ниже 4 (четырех) баллов.

В случае затруднений при обучении, возникновении конфликтных ситуаций необходимо незамедлительно обратиться в деканат, где квалифицированные сотрудники помогут разобраться в сложившемся положении и разъяснят спорные вопросы.

 

Стипендии

Документ, регламентирующий назначение стипендий для студентов, обучающихся по белорусским программам – Постановление Министерства образования Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь 22 сентября 2011 г. № 261/96. О некоторых вопросах стипендиального обеспечения и осуществления других денежных выплат обучающимся.

Назначение стипендий производится успевающим обучающимся, получающим образование за счет средств республиканского бюджета, дневной формы получения высшего образования. Успевающими считаются те обучающиеся, кто к моменту окончания семестра в полном объеме выполнили учебные планы, учебные программы и имеющие по результатам текущей аттестации только положительные отметки.

Стипендий для студентов, обучающихся по образовательным программам Российской Федерации назначаются в случае отсутствия академической задолженности и отсутствии по итогам аттестации оценки «удовлетворительно».

Cредний балл успеваемости обучающихся определяется как среднеарифметическая величина из отметок, полученных по результатам текущей (итоговой) аттестации за семестр с округлением до десятых (бюджет РБ) до сотых (бюджет РФ), включая дифференциальные зачеты и результаты практик.

Учебные стипендии назначаются в размере минимальной учебной стипендии:

‒ во время обучения в первом семестре студентам обучающимся по образовательным стандартам РБ и по образовательным программам РФ;

‒ во втором и последующих семестрах успевающим студентам обучающимся по образовательным стандартам РБ: обучающимся на экономических специальностях, имеющим по результатам текущей аттестации за семестр средний балл успеваемости от 6,0 по 6,9 балла (включительно); обучающимся на технических специальностях, имеющим по результатам текущей аттестации за семестр средний балл успеваемости от 5,0 по 5,9 балла (включительно).

Во втором и последующих семестрах стипендия назначается в зависимости от среднего балла успеваемости за предыдущий семестр. В таблице 5.1 приведены сведения о специальностях и направлениях подготовки, среднем балле успеваемости и повышающем коэффициенте стипендии.

 

Таблица 5.1 – Информация о стипендии обучающихся (по состоянию на 2019 г.)

 

№ п/п Специальности и направления подготовки Средний балл успеваемости Повышающий коэффициент
1 Технические специальности От 5,0 по 5,9 1,0
2 Экономические специальности От 6,0 по 6,9 1,0
3 Экономические специальности От 7,0 по 7,9 1,1
4 Направления подготовки РФ (техн.) От 4,0 до 4,5 1,2
5 Технические специальности От 6,0 по 7,9 1,2
6 Экономические специальности От 8,0 по 8,9 1,3
7 Направления подготовки РФ (техн.) От 4,5 до 5,0 1,4
8 Технические специальности От 8,0 по 8,9 1,4
9 Экономические специальности От 9,0 по 10,0 1,5
10 Направления подготовки РФ (техн.) 5,0 1,6
11 Технические специальности От 9,0 по 10,0 1,6

 

Кроме учебных возможно назначение и именных стипендий. Кандидатами на назначение именных стипендий являются успевающие студенты, осваивающие содержание образовательных программ высшего образования I ступени, имеющие по результатам текущей аттестации за четыре последних семестра не менее 75 процентов отметок 10 и 9 баллов, а остальные отметки не ниже 7 баллов в каждом из семестров и достигшие высоких показателей в научно-исследовательской деятельности и общественной работе.

Кандидатами на назначение персональных стипендий совета университета являются успевающие студенты, достигшие особых успехов в научно-исследовательской деятельности и общественной работе. Высокими показателями научно-исследовательской деятельности успевающих студентов являются: выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых, дипломных проектов (курсовых, дипломных работ), содержащих элементы научных исследований; самостоятельные научные теоретические или экспериментальные исследования; участие в работе студенческих научно-исследовательских лабораторий, кружков, проблемных групп, конструкторских, проектных, экономических, научно-информационных, переводческих бюро; наличие научных публикаций; под общественной работой понимается деятельность успевающих обучающихся, направленная на развитие коллектива университета, общества в целом, осуществляемая в свободное время на добровольных началах. Высокими показателями общественной работы успевающих обучающихся являются: участие в работе органов самоуправления учреждения образования, молодежных общественных объединений, в организации и проведении общественно значимых мероприятий, акций, шефство над ветеранами войны и труда; участие в спортивных соревнованиях, выставках, конкурсах профессионального мастерства, технического и декоративно-прикладного творчества, смотрах, олимпиадах, в организации и проведении общественно значимых мероприятий, занятие художественным и техническим творчеством, шефство над трудными подростками; участие в волонтерском, студотрядовском движении и общественно полезном труде.

Студенты, обучающиеся по образовательным программам Российской Федерации имеют возможность получать кроме государственной академической стипендии повышенную государственную академическую стипендию, социальную стипендию, социальную стипендию в повышенном размере, стипендии Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Порядок назначения вышеперечисленных стипендий регламентируется Положением о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, обучающихся по образовательным программам Российской Федерации №2/16-109 от 17.03.2017.

Успевающим обучающимся, находящимся в тяжелом материальном положении, не имеющим академической задолженности к установленному сроку окончания экзаменационной сессии и утратившим право на получение учебной стипендии по результатам текущей аттестации за семестр, по решению руководителя учреждения образования с учетом мнения первичных профсоюзных организаций обучающихся и первичных организаций ОО «БРСМ» может быть назначена социальная стипендия с первого числа месяца, следующего за месяцем окончания сессии, но не более двух раз за весь период их обучения в учреждении образования.

Единовременная материальная помощь может быть оказана обучающимся по следующим основаниям:

– детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – не менее размера социальной стипендии (ежегодно);

– имеющим инвалидность – до 5 базовых величин (1 раз в учебном году);

– вступившим в брак – до 3 базовых величин;

– в связи с рождением ребенка – до 4 базовых величин;

– матерям, воспитывающим детей – до 2 базовых величин;

– в связи со смертью одного из членов семьи (мужа, жены, ребенка, родителей) – до 4 базовых величин;

– из числа многодетных семей – до 3 базовых величин;

– потерявшим последнего из родителей в период получения образования – до 3 базовых величин (1 раз в учебном году);

– в случае продолжительной болезни (более двух недель) – до 4 базовых величин;

– на оздоровление, лечение – до 1 базовой величины;

– в связи с тяжёлым материальным положением при условии, что среднедушевой доход на каждого члена семьи ниже установленного для студентов минимального потребительского бюджета – до 2 базовых величин;

– смерть обучающегося – не менее 8 базовых величин (выделяется близким родственникам при наличии подтверждающего документа, а также оказывается помощь в организации похорон).

Заявление на единовременную материальную помощь подается обучающимся на имя ректора с указанием основания и копиями документов, подтверждающими основание.

 

Распределение

Распределение выпускников осуществляется, как правило, за два месяца до окончания учреждения образования комиссией по распределению выпускников, однако готовиться к распределению необходимо каждому студенту заранее.

Основной документ – Положение о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование. Положение утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 22.06.2011 № 821.

Первый шаг на пути к распределению студент делает, ещё будучи абитуриентом, выбирая специальность на которой будет обучаться. В процессе обучения кафедрами и деканатами организуются экскурсии на предприятия и организации, где студенты могут присмотреться к роду деятельности тех или иных специалистов. Важными этапами становления специалистов являются производственные практики (конструкторско-технологическая, преддипломная и др.). Во время прохождения которых студенты могут более детально ознакомиться с аспектами своей будущей профессии.

По итогам прохождения производственных практик на предприятиях и в организациях ряд студентов старших курсов трудоустраиваются и совмещают обучение в университете и работу на предприятии (в организации). Работа по специальности помогает усвоить теоретические аспекты обучения на практике и более глубоко разобраться в сути изучаемых вопросов.

Студентам обучающимся по образовательным программам Российской Федерации важно знать, что в соответствии с соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях диплом о высшем образовании с нормативным сроком обучения 4 или 4,5 года, выдаваемый в Республике Беларусь, и диплом бакалавра, выдаваемый в Российской Федерации, признаются в обоих государствах соответствующими (эквивалентными) при продолжении образования и поступлении на работу в соответствии с указанными в документах об образовании направлением подготовки (специальностью) и квалификацией (степенью).

Выпускники распределяются в соответствии с полученной специальностью (специализацией) и присвоенной квалификацией с учетом поданных в университет организациями – заказчиками кадров заявок на подготовку и заключенных с организациями – заказчиками кадров договоров.

Комиссия принимает решение о распределении выпускника с учетом:

- результатов успеваемости;

- участия в научно-исследовательской, общественной работе;

- места прохождения производственной и преддипломной практики;

- состояния здоровья, семейного положения и места жительства семьи;

- рекомендации учреждения образования о наиболее целесообразном направлении выпускника на работу;

- его личных пожеланий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: