Образовательные системы Беларуси и России: сравнительный анализ и перспективы интеграции

Организация учебного процесса в университете

Подготовка в БРУ в 2019-2020 учебном году осуществлялась по 20 специальностям первой ступени, 9 специальностям второй ступени высшего образования по белорусским образовательным программам; 7 направлениям подготовки бакалавров и 2 направлениям подготовки магистров по российским образовательным программам. Аспирантура и докторантура в БРУ имеют белорусскую составляющую. Обучение по российским образовательным программам началось в вузе с 2003 г. 16 лет параллельного обучения по программам двух государств позволяет провести их сравнительный анализ.

Системы образования в обеих странах динамически развиваются. В Республике Беларусь подготовлена новая редакция Кодекса об образовании, но он еще не введен в действие, в Российской Федерации осуществляется переход на федеральные образовательные стандарты высшего образования 3++, однако примерные основные образовательные программы еще не утверждены, поэтому будет корректным сравнение на текущий момент.

В соответствии с Кодексом об образовании в Республике Беларусь установлена двухступенчатая система высшего образования.

На I ступени обеспечивается подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками. Термин «специалитет» официально не прописан, но по сути I ступень таковым является.

На II ступени осуществляется обучение магистров, ориентирующая выпускника на дальнейшую научно-педагогическую и научно-изыскательскую деятельность.

Подготовка научных работников высшей квалификации по программам аспирантуры и докторантуры реализуется в рамках последипломного образования.

В Российской Федерации действует уровневая система подготовки по схеме бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура.

В БРУ аспирантуры по российским образовательным программам нет. Однако российский бакалавр может поступить в белорусскую магистратуру и далее – в аспирантуру.

По белорусским образовательным программам нормативный срок обучения составляет 4 ‒ 5 лет по первой ступени высшего образования и 1‒ 2 года – по второй ступени, выпускникам присваиваются квалификации в зависимости от выбранной специальности, или степень магистра соответственно.

По российским образовательным программам высшего образования (уровень бакалаврита) срок обучения составляет 4 года, присваиваемая квалификация – бакалавр. Уровню магистратуры соответствует нормативный срок обучения 2 года, и присваиваемая квалификация – магистр.

В Российской Федерации действуют федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОСФО) 3+.

В Республике Беларусь с 1 сентября 2018 г. введены образовательные стандарты высшего образования (ОСВО). Документарно это не прописано, но по сути это также стандарты поколения 3+.

Образовательные программы как по белорусским специальностям, так и по российским направлениям подготовки разрабатываются на основе компетентностного и модульного подходов с акцентом на результаты обучения и обучение в течение всей жизни с использованием системы зачетных единиц.

Согласно образовательным программам Республики Беларусь компетентностный подход предполагает формирование универсальных, базовых профессиональных и специализированных компетенций.

Все универсальные и базовые профессиональные компетенции включаются в набор требуемых результатов освоения содержания образовательной программы по специальности согласно образовательным стандартам, а перечень специализированных компетенций учреждение высшего образования устанавливает самостоятельно. Дополнительные универсальные компетенции и специализированные компетенции устанавливаются на основе требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями.

В соответствии с образовательными программами Российской Федерации у выпускника должны быть сформированы: универсальные и общепрофессиональные компетенции (определяются образовательным стандартом), а также профессиональные компетенции, формируемые на основе профессиональных стандартов и требований, предъявляемых к выпускникам на рынке труда.

В образовательной программе устанавливаются индикаторы достижения требуемых компетенций.

Модульный подход формирует условия для развития академической мобильности. Объем программы российского бакалавриата и белорусской I ступени высшего образования соответствует 240 зачетным единицам. Зачетные единицы в обеих системах практически равноценны.

По своей структуре белорусские и российские образовательные программы имеют свои особенности и отличия.

По белорусским образовательным программам учебный план по специальности разрабатывается в соответствии со структурой, определенной образовательным стандартом высшего образования и включает:

‒ государственный компонент – перечень обязательных модулей и учебных дисциплин для всех учреждений высшего образования;

‒ компонент учреждения высшего образования, формируемый университетом.

Трудоемкость государственного компонента для первой ступени обучения составляет от 35 до 65 %, для второй ступени – от 25 до 35 % теоретического обучения.

Программа бакалавриата в Российской Федерации состоит из блоков, которые включают обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательными для изучения являются только несколько дисциплин: по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности, физической культуре и спорту.

Следует отметить, что образовательные программы смежных направлений подготовки бакалавриата Российской Федерации и специальностей Республики Беларусь, а также программы магистратуры достаточно близки по содержанию и структуре, имеют схожие дисциплины и модули, ориентированы на формирование идентичных компетенций.

Интеграция образовательных программ в Белорусско-Российском университет осуществляется автоматически, когда преподаватели, которые обучают студентов по двум программам берут на вооружение наиболее перспективные разработки и инновации, возникающие со стороны обеих систем. Этому способствует и общая учебно-лабораторная база и учебная и научная литература обеих стран, находящаяся в общем доступе и используемая при реализации двух программ.

Основными документами, регулирующими общественные отношения в сфере образования являются:

Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З. Кодекс принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года и одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года (для студентов, обучающихся по образовательным стандартам Республики Беларусь);

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями (для студентов, обучающихся по образовательным программам Российской Федерации).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: