Одновременно дополняем «Дерево рассуждений»

ХОД УРОКА

ЭТАП УРОКА СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ. СЛАЙДЫ ИЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ.
Подготовка к решению задач Задачи: - Актуализировать те знания, умения и навыки, которые необходимы учащимся для решения данной задачи.   1. Чтение и осознание текста задачи, выделение структурных компонентов задачи Задачи: Формировать умение читать задачу и понимать предложенную в ней ситуацию, каждое слово в тексте; выделить условие и вопрос, данные и искомое; выделить известные и неизвестные величины; построить модель к задаче.   2) Поиск пути решения задачи, составление плана решения Задачи: Научиться рассуждать от данных к вопросу и от вопроса к данным, устанавливать связи между данными и искомым; выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям и расставлять их по порядку; составлять план решения задачи     А сейчас вспомним и порешаем самые простые задачи. - Посмотрите на доску. Составьте задачу, используя данные таблицы и решите ее.
Расход в день Количество дней Общий расход
  5 10

- Мы видим в таблице тройку величин «Расход овощей в день/Количество дней/Общий расход овощей». Что обозначает каждая величина?

(«Расход  в день»– это количество дней, за которое расходовали овощей за день.

«Количество дней» – это число, которое показывает, сколько всего дней затратили.

 «Общий расход овощей» – это количество овощей, которое нужно затратить для расхода за все дни)

- Как эти величины зависят друг от друга?

(Если расход овощей за один день постоянен, а количество дней увеличивается в несколько раз, то общий расход увеличивается.)

- А что, если расход овощей за один день будет уменьшаться, а количество дней будет постоянно? (Общий расход овощей тоже будет уменьшаться.)

- Если общий расход овощей постоянен…(Чем больше расход овощей за один день, тем меньше количество дней.)

- Давайте устно решим следующие задачи:

За один день израсходовали 3 кг картофеля. Сколько всего килограммов картофеля израсходовали за 3 дня?

- Вспомним правило:

Чтобы найти общий расход кг, нужно расход  кг за 1 день умножить на количество дней.

Значит, надо расход  за один день  (3 кг)умножить на количество дней (3).

3*3 = 9 (кг.) – израсходовано за 3 дня.

Ответ: 9 килограммов.

За пять дней расходуется 20 кг ягод. Сколько килограммов ягод расходуется за один день?

Чтобы найти расход кг за один день, нужно общий расход кг разделить на количество дней.

Значит, надо общий расход кг (20 кг) разделить на количество дней (5).

1) 20:5 = 4 (кг) – расход за 1 день.

Ответ: 4 килограмма.

За один день израсходовали 4 кг вишни на варенье. Сколько банок варенья можно сварить из 8 кг вишни?

Чтобы найти количество банок, нужно общий расход разделить на расход кг за один день.

Значит, надо общий расход кг (8 кг) разделить на расход кг за один день(4 кг)

1) 8:4=2 (б) – общее количество банок.

Ответ: 2 банки.

 

- А теперь вернемся к начальной таблице.

Назовите данные, которые в ней содержатся? (Количество дней - 5 Общий расход -10)

- Что нужно найти?(Расход овощей за один день)

- Давайте составим задачу по данным таблицы.(Дети предлагают свои варианты, один из них решаем.

Например: Чтобы сварить 5 банок овощного салата, мама расходует 10 кг овощей. Сколько кг овощей потребуется на одну банку?)

- Что нужно найти в нашей задаче? (Расход кг на одну банку)

- Как его найдем?

(Десять разделить на 5)

- Как вы это поняли?

(Чтобы найти расход овощей за один день, нужно общий расход овощей разделить на количество кг.)

- А как найти количество банок, если известен расход овощей за один день и общий расход овощей? (Чтобы найти количество банок, нужно общий расход овощей разделить на расход кг за один день.)

- Молодцы.

 

 

- А теперь откройте учебник на стр. 45

- Прочитайте задачу под номером 7 про себя.

- Теперь прочитаем задачу вслух, кто хочет прочитать?

В столовой 5 дней расходовали по 12 кг крупы, а 2 дня по 9 кг крупы. Сколько крупы израсходовали за все эти дни?

 

- О чем говорится в задаче? (О расходе крупы)

- О каких трех величинах идет речь в задаче? (Расход крупы за один день/Количество дней/Общий расход крупы»)

- Давайте вместе начнем составлять таблицу, а потом каждый из вас самостоятельно попытается дополнить ее у себя в тетради.

- Сколько крупы израсходовали в первый день?(12)

- Сколько крупы израсходовали во второй день?(9)

 

  Расход крупы в день Количество дней Общий расход крупы
I 12 кг      
II 9 кг    

 

- Дополните таблицу самостоятельно в тетради, внося оставшиеся данные задачи, а также укажите, что необходимо найти.

 

 

- Давайте проверим.

  Расход крупы в день Количество дней Общий расход крупы
I 12 кг   5   ? кг
II 9 кг 2  

Сколько дней расходовали по 12 кг? (Пять дней)

Сколько дней расходовали по 9 кг? (Два дня)

Какой вопрос задачи? (Сколько крупы израсходовали за все эти дни?)

- Что еще нужно найти? (Нужно найти сколько всего килограммов расходовали за пять дней и за два дня).

- Что мы можем сказать об этой величине? (Количество дней разное в обоих случаях)

- Как вы это поняли? (В условие сказано, что в первом случае расходовали по 12 килограммов, втором случае по девять килограммов.)

- Посмотрите на доску, вот такая таблица у нас получилась, перескажите по ней задачу, не заглядывая в учебник.

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?(Сразу ответить на вопрос задачи нельзя)

- Почему?

(Для ответа на главный вопрос недостаточно данных)

- Сможем ли мы решить такую задачу в одно действие? (Нет)

-Какая величина нам известна? (Нам известно, что пять дней расходовали по двенадцать килограммов и два дня по девять килограммов)

- А какая величина неизвестна? (Общий расход за все дни)

-Что мы можем о ней сказать? (Что она не одинакова в первом и втором случае.)

- Посмотрите на первую строчку.

- Какие величины нам нужно знать, чтобы найти расход крупы в первом случае?

(Расход крупы и количество дней)

- Они известны для первого случая? (Да)

Какие величины нам нужно знать, чтобы найти расход крупы во втором случае?

(Расход крупы и количество дней)

- Они известны для второго случая? (Да)

Одновременно строим «Дерево рассуждений»:

 


- Составляем план решения задачи:

1)Сначала узнаем расход крупы за 5 дней. Какое действие и с какими величинами выполним? (Мы количество дней умножим на расход в день)

2)Потом, найдем расход крупы за 2 дня. Какое действие и с какими величинами выполним? (Мы количество дней умножим на расход в день)

3) Последним действием как будем находить общий расход? (Мы будем складывать полученное произведение в первом случае и во втором случае.

 

Одновременно строим «Дерево рассуждений»:


1)

  *

                                       +

         
 

 


2)                                 *

 

 

    На доске таблица.                
3) Запись решения задачи Задачи: Формировать умение записывать решение, использовав одну из форм записи, составлять пояснение к каждому действию, находить значение любого выражения в записи решения. - Запишем решение задачи. Один ученик будет писать у доски, а остальные у себя в тетради. - Итак, давайте повторим, какое действие запишем первым? 1) 5 * 12 = 60 (кг) - Какой ответ вы получили?(Шестьдесят килограммов) - Что мы нашли? Выберите правильное пояснение: Общий расход крупы в первом случае Количество крупы в  первом случае Расход крупы за один день  (Количество крупы в первом случае) - Какое действие будет вторым? 2) 2 * 9 = 18 (кг) - Какой ответ получим? (Восемнадцать килограммов) Я прочитаю пояснение к этому ответу, правильное пояснение я дала? Израсходовали в первом случае (Нет) - Исправьте пояснение (Израсходовали всего крупы во втором случае) Какое будет третье действие? 3)60+18=78 (кг) Какой ответ мы получили?(Семьдесят восемь килограммов) Что мы нашли? (Сколько всего крупы израсходовали за все дни). - Прочитаем вопрос задачи. Мы на него ответили? (Да) Ученик решает на доске.    
4) Проверка полученного решения, запись ответа задачи Задачи: - Совершенствовать умение выполнять проверку решения способом составления обратной задачи - Совершенствовать умение составлять ответ задачи.

- Выполним проверку, составив и решив задачу обратную данной.

- Посмотрите на таблицу на доске.

  Расход крупы в день Количество дней Общий расход крупы
I ? кг   5   78 кг
II 9 кг 2  

 

- Что нужно сделать, чтобы составить задачу, обратную данной? (Найденное искомое записать как данное, а одно из данных сделать искомым)

Посмотрите на доску. Что изменилось? Кто скажет, как теперь будет звучать задача?

В столовой всего было израсходовано 78 кг крупы. За 2 дня расходовали по 9 кг, а за 5 дней неизвестно. Какой расход крупы в день в первом случае?

- Составьте такую же таблицу у себя в тетради.

- Что теперь нужно найти, чтобы ответить на вопрос задачи? (Расход крупы в день)

- Сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос?(Нет)

- Почему? (Сначала нужно найти сколько кг израсходовали во втором случае)

 

Одновременно строим «Дерево рассуждений»:


      

                                      

         
 

 


                               

 

 

 


- Что нужно сделать, чтобы найти расход крупы за 2 дня? (Нужно количество дней умножить на расход крупы в день)

- Зная,  расход за 2 дня и общий расход за все дни можем мы найти общий расход крупы за 5 дней? (Да)







Одновременно дополняем «Дерево рассуждений»

                        2)

                             _

      

                                      

                                                       1)

         3)                                

            :                                *

 

 


                               

 

 

 


- Запишите решение у себя в тетрадях, не забудьте написать пояснение к каждому действию.

- Какое у вас получилось первое действие? Что мы нашли первым действием?

- Какое получилось второе действие?

- Какое пояснение ко второму действию вы написали?

 1) 2*9 = 18 (кг) – расход за два дня.

2) 78-18=60 (кг)- общий расход за 5 дней.

3) 60:5=12(кг)-расход за 1 день.

- Посмотрите на слайд.

- Получили 12 кг, в ответе к обратной задаче мы получили данное исходной задачи? (Да)

- Что это значит? (Задача решена верно.)

- Давайте запишем ответ задачи, для этого прочитаем вопрос задачи в учебнике. (Сколько крупы израсходовали за все эти дни?)

- Как мы ответим на этот вопрос? (78 килограммов)

Запишите ответ у себя в тетради.

Ответ: 78 килограммов.

 

 

  Рассматривают таблицу на доске.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: