Мому, все обусловливается борьбою против феодальных вла-
Дельцев. Южные общины гораздо более обращали внимания
На свою внутреннюю организацию, улучшения, прогресс; они
Были предназначены сделаться независимыми республиками.
Судьба северных общин, особенно во Франции, представляет-
Ся более суровою, неполною; она не содержит в себе зачаток
Обширного развития. Если бы мы осмотрели общины герман-
Ские, испанские, английские, то встретили бы мы в них много
других особенностей. Я не могу войти в такие подробности;
Некоторые из них будут указаны нами, по мере того как мы бу-
Дем подвигаться в истории цивилизации. При своем возник-
Новении, все вещи обладают почти одною и тою же физионо-
Миею: разнообразие проявляется только в последовательном
Развитии вещей. Потом настает новое развитие, побуждаю-
Щее общество стремиться к высокому и свободному единству —
Великой цели всех усилий и стремлений человеческого рода.__ ЛЕКЦИЯ ВОСЬМАЯ
|
|
Взгляд на общую историю европейской цивилизации. — Ее отличитель-
Ный и основной характер. — Время, когда этот характер начинает прояв-
Ляться. — Состояние Европы между XII и XVI столетиями. — Характер кре-
Стовых походов. — Их нравственные и общественные причины. — В конце
XIII века эти причины уже не существуют. — Влияние крестовых походов
На цивилизацию.
Я еще не представил вам полный план моего курса. Я начал
Тем, что показал вам предмет его, а потом подвигался все
Дальше и дальше, не рассматривая европейскую цивилиза-
Цию в полном ее составе, не указывая вам одновременно точ-
Ку исхода, путь и цель, или, другими словами, начало, середи-
Ну и конец ее. Теперь мы дошли до того времени, когда общее
Обозрение, общий очерк рассматриваемого нами мира стано-
Вится необходимым. Эпоха, уже рассмотренная нами, объяс-
Нялась как бы сама собою или ближайшими ясными резуль-
Татами своими, но времена, к которым мы теперь приступа-
Ем, не могут быть поняты, не могут даже возбудить живого
Интереса, если они не будут соединены с самыми косвенны-
Ми, отдаленными последствиями своими. В такой обширной
Работе, какова наша, наступает момент, когда трудно решить-
Ся идти вперед, не имея пред собою ничего, кроме неизвест-
Ности и мрака; в этот момент становится необходимым знать
Не только откуда идешь и где находишься, но и куда направ-
Ляешь шаги свои. Вот потребность, которую мы теперь ощу-
|
|
Щаем. Чтобы понять эпоху, до которой мы достигли, чтобы
Вполне оценить ее значение, необходимо обратить внимание
184
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
На отношения ее к новейшему времени. Истинный смысл ее
Раскрылся очень поздно.
Нам уже известны почти все существенные элементы ев-
ропейской цивилизации. Я говорю ≪почти≫, потому что еще
Не познакомил вас с королевскою властью. Настоящая минута
Для развития королевской власти наступила лишь в xii и даже
В xiii веке; тогда только учреждение это получило правильное
Устройство и начало занимать место, окончательно принад-
Лежащее ему в новейшем обществе. Вот почему я не говорил
До сих пор о королевской власти; она будет предметом следую-
Щей моей лекции. За исключением ее, повторяю, нам известны
Все важнейшие элементы европейской цивилизации: мы при-
Сутствовали при колыбели феодальной аристократии, церкви,
Городских общин; мы видели учреждения, соответствовавшие
Этим фактам, — и не только учреждения, но и принципы, идеи,
Которые были необходимым последствием фактов.
При изучении феодальной системы, мы увидели возник-
новение новейшего семейного устройства, домашней жизни;
Мы поняли чувство личной независимости во всей его силе
И энергии, поняли, какое место должно было принадлежать
Ему в нашей цивилизации. Рассматривая церковь, мы видели
Появление чисто духовного общества, отношения его к обще-
Ству светскому, теократический принцип, отделение духов-
Ной власти от светской, первые попытки гонения, первона-
Чальный голос свободы совести. Образование городских об-
Щин показало нам ассоциацию, основанную на совершенно
Других началах, нежели ассоциации феодальная или церков-
Ная, — различие общественных сословий, вражду их, первые
Основные черты нравов новейшей буржуазии, умственную ро-
Бость рядом с энергией души, демагогический дух рядом с ду-
Хом законности. Одним словом, все элементы способствовав-
Шие образованию европейского общества, все, чем оно было,
Все, что занимало его, уже прошло некоторым образом пред
Вашими глазами.
185
UKMzOS {IWV.YS
Перенесемся теперь в среду новейшей Европы, — я говорю
Не о современной Европе, после изумительного переворота,
Которого мы были свидетелями, но о Европе xvii и xviii сто-
Летия. Спрашиваю вас: узнаете ли вы в ней общество, виден-
ное вами в xii веке? Какая огромная разница! Я уже объяснил
Эту разницу в отношении к городским обществам: я старался
Показать вам, как среднее сословие xviii века было мало похо-
Же на среднее сословие xii. Примените это сравнение к фео-
Дальной системе и к церкви — вас поразит такое же несходство.
Между дворянством двора Людовика xv и феодальною аристо-
Кратиею так же мало сходства, как между церковью кардина-
Ла Берни и церковью аббата Сугерия, как между средним со-
Словием xviii века и буржуазиею xii. В промежуток времени
Между этими двумя эпохами, общество, в полном своем соста-
Ве, подверглось коренному преобразованию, хотя главнейшие
Элементы его были сформированы уже и в xii веке. Я поста-
Раюсь различить со всею ясностью общий, существенный ха-
Рактер этого преобразования.
Между v и xii столетиями общество содержало в себе все,
Что мы встретили и описали в нем: королей, светскую аристо-
Кратию, духовенство, горожан, колонов, власть религиозную,
Власть светскую, одним словом, зачатки всего того, из чего мог
|
|
Образоваться народ, правительство; а между тем в нем не было
Ни народа, ни правительства. В изучаемое нами время не было
Ничего похожего на нацию, на правительство, в том смысле,
В котором принято теперь понимать эти слова. Мы встреча-
Ли множество частных сил, отдельных фактов, местных учре-