Завершить рассмотрение проблематики перехода России на МСФО мы хотели бы формулированием направлений, в которых, по нашему мнению, будет развиваться учет России в ближайшей перспективе в свете дальнейшего принятия международных стандартов:
1. Дальнейшая интеграция МСФО и идей англо-американской школы учета в регулирование и практику российского учета.
2. Распространение консолидированной финансовой отчетности.
3. Повышение престижа и изменение наполнения бухгалтерской профессии.
4. Развитие оценочной деятельности как необходимого инструмента учета по справедливой стоимости.
5. Изменение системы образования в области учета и аудита.
6. «Легализация» управленческого учета.
МСФО 2019: что нового и кто должен применять
Тем, кто применяет МСФО, 2019 год принесет очередные новшества. Казалось бы переход на международные стандарты произошел, но законодательная и нормативная базы еще шлифуются. Особенно непросто придется банкам, которые с 1 января начнут использовать привычные финансовые инструменты по-новому.
|
|
Общественно значимые организации должны применять уже существующие и постепенно вводимые в действие новые документы МСФО. Обычно они вступают в силу поэтапно:
1 стадия — документ вступает в силу с даты официальной публикации, доступен для добровольного применения;
2 стадия — в сроки, определенные документом, он становится обязателен для применения.
Если в новом документе МСФО не указан срок вступления в силу, то для обязательного применения он вводится в действия со дня его официальной публикации.
Адаптация отечественной системы бухучета к международным стандартам отчетности продолжается. Еще в марте 2018 года был издан приказ Минфина России о введении в действие очередных 3 документов МСФО. Ранее также были введены 2 новых стандарта, но обязательны для применения они стали начиная с 1 января 2019 года.
Переход на IFRS 9 — одно из наиболее значимых новшеств в учетном законодательстве за последние годы. Кредитные организации ожидают 2019 год с некоторым напряжением. Для них станут обязательными совершенно новые правила учета и расчета резервов. Изменения затронут многие привычные бухгалтерам операции: классификация и оценка финансовых активов, обязательств — разработан более четкий и последовательный алгоритм; учет обесценения — вводится трехступенчатая модель признания кредитных убытков (ECL – expected credit loss); учет хеджирования — выдвигаются требования к установлению экономической связи между риском и объемом инструментов хеджирования. Ключевое отличие — резервирование будет осуществляться не по факту реализации, а на основе прогноза возможных кредитных потерь. Теперь в него будут вовлечены подразделения отчетности, бухгалтерии и риск-менеджмента.
|
|
При внедрении IFRS 9 финансовые организации сталкиваются со следующими сложностями:
· необходимость в реорганизации управленческой и бухгалтерской системы;
· внедрение модели ECL требует качественной системы данных и развитых навыков моделирования у финансовых специалистов;
· возможны несогласованности между бухучетом и управлением капиталом; потребуется пересмотр портфельной стратегии;
· организация обучения персонала.
В новом МСФО 16 расширяются требования к раскрытию информации об аренде. Арендаторы получают право использовать актив, но должны также признать обязательства по нему. Также в стандарте были пересмотрены следующие вопросы: определение понятия аренды; классификация аренды; порядок признания активов; оценка и переоценка арендных обязательств; требования к формату представлению информации. Раскрытие информации об аренде с учетом требований Стандарта позволяют объективно оценить ее влияние на финансовое состояние и денежные потоки компании.
Ежегодные усовершенствования МСФО.
В декабре 2017 Международный совет по МСФО внес поправки в 4 IFRS. В марте 2018 года они были введены в действие в РФ. Перечисленные поправки имеют уточняющий характер и призваны устранить разногласия между существующими стандартами. Они вступили в силу в 2019 году.
Для обязательного применения новая версия Концептуальных основ вступает в силу с 1 января 2020 года. Хотя они не являются отдельными стандартами или их пунктами, но могут послужить базой для разработки новых. Концепции призваны максимально сократить масштаб несогласованностей и упростить процесс подготовки финансовой отчетности.
Среди наиболее ценных новшеств: устранены пробелы по измерениям, например, когда начинать использовать историческую стоимость; более глубоко раскрыты требования к качественным характеристикам финансовой информации; гармонизированы критерии признания и оценки элементов финансовой отчетности; улучшены определения, в частности “актив” и “обязательство”; разработаны критерии включения активов и обязательств в отчетность.
Обязательными они станут лишь с 2020 года. Их важно будет учесть при составлении учетной политики. МСФО: на пути к международному сотрудничеству Отечественным организациям от МСФО уже никуда не деться. Чтобы успешно работать в новых условиях, придется разобраться в основных документах, в соответствии с ними выстроить систему финансового учета и подготовки отчетности. Сперва международные стандарты могут показаться запутанными и не приспособленными к российским предприятиям. Но на самом деле — это единственный способ улучшения и сближения формата финансовой отчетности на международном уровне. Спрос на специалистов со знанием МСФО в последние годы резко возрос.
4. Современные тенденции внедрения международных стандартов аудита в РФ.
В настоящее время актуальной проблемой современного аудита в России является применение международных стандартов аудита. Международные стандарты аудита (МСА) – это единые международные базовые принципы и стандарты, которым обязаны следовать все аудиторы в процессе своей аудиторской деятельности. Целью реформирования системы бухгалтерского учета считается приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – это набор международных стандартов бухгалтерского учета, в которых указывается, как конкретные виды операций и другие события должны отражаться в финансовой отчетности. Международные стандарты финансовой отчетности предопределяют необходимость использования международных стандартов аудита. Применение международных стандартов аудита необходимое условие для России, способствующее повышению качества аудиторских услуг и высокому уровню аудиторов. Строгое соблюдение аудиторских стандартов — обязанность аудитора, так как от этого зависит качество работы всей аудиторской деятельности.
|
|
Международные стандарты аудита – это документы, которые формулируют единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих услуг.
Международные стандарты аудита (МСА) – это единые международные базовые принципы и стандарты, которым обязаны следовать все аудиторы в процессе своей аудиторской деятельности. Международные стандарты аудита разрабатываются и издаются Международной федерацией бухгалтеров – профессиональной бухгалтерско-аудиторской организацией, объединяющей членов более 170 бухгалтерско-аудиторских национальных организаций и объединений из 125 стран мира.
Международные стандарты аудита позволяют:
- достичь высокого качества проверки;
- установить единые требования к порядку проведения аудита;
- понять процесс аудиторской проверки внешним и внутренним пользователям;
- повысить аудиторам квалификацию и уровень профессиональных знаний;
- вести переговоры аудитора с клиентом;
- обеспечить связь отдельных элементов аудиторского процесса.
В настоящее время МСА включают в себя 44 стандарта.
Ряд российских аналогов, в свое время, были разработаны на основе действующих международных стандартов, поэтому по сути они были близки друг другу. Однако российские стандарты достаточно сильно отличались от международных по форме, и это, в первую очередь, было связано со спецификой российской аудиторской практики, которая в основном более детальна.
Особенности международных стандартов:
1) МСА – это методика процессного контроля. Главное требование к аудиту – обеспечение надлежащего качества исполнения обязанностей в целях формирования безошибочного мнения о финансовой отчетности. Качество работы аудитора обеспечивается выполнением всех технологических процессов, которые должны быть описаны, с тем чтобы не пропустить какой-либо операции. Это означает, что весь процесс аудита должен быть регламентирован очень подробно во избежание неоднозначного понимания того, какие следует предпринимать действия и в каких случаях;
|
|
2) вхождение нашего государства в международное экономическое пространство, где в последнее время санкции возобладали над экономическими законами, накладывает на Россию определенные обязательства, ограничивающие возможности для самостоятельных действий в области формирования финансовой отчетности и ее аудита;
3) существуют проблемы терминологии и перевода. В условиях наступившей неизбежности применения международной методики и организации аудита ко всем отечественным предприятиям, осуществляющим аудит своей отчетности, хотелось бы, чтобы официальный перевод МСА был адаптирован к российской практике. Одним из негативных последствий введения МСА в России является проблема с переводом, или, иначе говоря, корректность терминологии. Неоднозначность некоторых слов придает терминам немного иной смысл, отсюда и появляются разногласия.. Сейчас МСА переведены на русский язык Российской Коллегией аудиторов. Для того чтобы введение МСА в России оказалось успешным, необходимо слаженная работа многих органов, таких как Министерство финансов РФ, профессиональных объединений аудиторов и непосредственно участников рынка. Данная работа приведет к тому, что переход на МСА будет плавным и безболезненным, а также будут созданы механизмы, обеспечивающие выполнение этих стандартов в полном объеме всеми аудиторскими организациями при проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг, что позволит повысить качество аудита.
Долгое время аудит в России претерпевали многообразные изменения: законодательные, отраслевые, профессиональные. Часть изменений были революционными, другие же наоборот не очень. В настоящее время аудит проходит по пути эволюционного развития. Следует отметить, что аудит в Российской Федерации формируется неравномерно.
В настоящее время актуальной проблемой современного аудита в России, в связи с законодательным новшеством, являются внедрение и применение международных стандартов аудита. Использование международных стандартов аудиторской деятельности, давно и успешно применяются во многих странах. Для России использование МСА является важным и необходимым условием. Это связано с тем, международные и национальные процессы развития российской экономики и ее глобализация требуют от пользователей аудиторских служб и от самих аудиторов единого понимания основных принципов аудита, а также прав и обязанностей аудитора. Все единые процедуры и требования для всех аудиторов содержаться в международных стандартах аудита.
Цель проста – это качество отчетности, финансовой информации, представляемой внешнему рынку. Ключевой проблемой при трансформации международных стандартов аудита в Российскую практику является контроль выполнения их аудиторскими организациями. На сегодняшний день квалификация работников государственных контрольных органов не всегда позволяют им разбираться в тонкостях методики аудита. Еще одной не менее важной проблемой проведения в России аудита согласно МСА заключается в необходимости создания надежного механизма, который обеспечил бы выполнение этих стандартов теми российскими аудиторскими организациями, которые выдают экономическим субъектам аудиторское заключение по результатам обязательного ежегодного аудита.
Главное изменение касается формы и содержания аудиторского заключения. Раньше аудиторы обрабатывали большое количество информации, но выдавали только краткое заключение. Теперь вместо одной страницы со стандартным текстом предлагается более расширенное и информационно насыщенное заключение. В данном заключении аудитор дает не только свою оценку финансовой отчетности организации, но и обращает внимание на наиболее важные моменты в деятельности проверяемой им организации.
Необходимость применения международных стандартов аудита в России Несмотря на проблемные зоны, внедрение международных стандартов аудита полезно рынку аудиторских услуг в России. В настоящий момент происходят попытки монополизации отечественного рынка западными аудиторскими компаниями, введение международных стандартов поможет предотвратить это путем повышения качества предоставляемых услуг российскими аудиторскими фирмами, а также более эффективной их деятельностью.
Кроме этого, стандарты позволят повысить престиж российских аудиторских фирм, облегчат аудиторам ведение переговоров с клиентами и обеспечат взаимосвязь всех элементов аудиторской деятельности.
К положительным аспектам можно отнести и оценку бизнес-рисков, а не только оценку финансовой отчетности. Отдельно стоит отметить, что внедрение международных стандартов создает неоднозначную ситуацию. Аудиторские фирмы, которые не смогут сравнительно быстро перейти на данные стандарты, лишаются возможности участия в конкурентной борьбе с другими компаниями, в настоящее время таким рискам в большей мере подвержены мелкие компании, индивидуально практикующие специалисты, доля которых в общем объеме аудиторских организаций имеет значительный удельный вес.
Проблемы внедрения МСА могут быть решены посредством:
- проведения комплексного мониторинга квалифицированных аудиторов по МСА с целью определения уровня их квалификации и оценки возможности отбора из них участников, задачей которых будет управление, обучение и координация СРО с новой зоной ответственности;
- создания СРО, зоной ответственности которого будут координация внедрения МСА и отслеживание ее эффективности.
В функции данного СРО должны входить:
а) консультационная помощь на этапах становления системы работы по МСА в тех компаниях, которые ранее не использовали международные стандарты,
б) контроль за балансом цен;
в) создание унифицированного терминологического справочника, содержащего корректный перевод каждого МСА;
г) динамичная актуализация МСА путем мониторинга оригинальных МСА и внедрения соответствующих корректировок;
д) предоставление разъяснений по спорным вопросам;
е) внедрение системы стажировок и обмена опытом.
Возможна организация государственных курсов повышения квалификации для частнопрактикующих аудиторов, которые смогут повысить качество знаний в соответствии с международными стандартами.
Можно подвести некоторый итог относительно интеграции международных стандартов аудита в России: новые подходы в интерпретации национальных стандартов закреплены в международных стандартах аудита, результаты аудиторских проверок для крупных нефтяных компаний позволят выйти на новый уровень привлечения иностранных инвестиций для промышленных производств, развития нано-технологий.
Принятие и использование международных стандартов аудита в России с 2017 года позволяет повысить качество аудиторских услуг и профессионализм аудиторов, и приведёт к увеличению стоимости аудита как в стране, так и за рубежом. Понимание аудиторами принципов международных стандартов выносит профессию аудитора на более качественный новый уровень.
Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) будет осуществляться дальнейшая работа над законными и подзаконными актами государственных органов власти РФ. Для международной практики аудита можно заключить, что переход России на международные стандарты аудита позволяет более прозрачно рассматривать бухгалтерскую финансовую отчетность. А так как перевод бухгалтерской финансовой отчетности компаний интерпретировать профессиональные бухгалтера отчетность по МСО уже научились, остается сделать последние шаги в проведении аудита и соблюдении общих принципов надежности, объективности, честности при написании аудиторского заключения.
Применение международных стандартов нужно рассматривать, прежде всего, как эффективный инструментарий для выхода на международные рынки капитала, как новый комплексный подход к формированию финансовой информации. Применение МСА на территории Российской Федерации ознаменовало существенный этап развития в процессе глобализации мировой экономики.