В1816 году было принято решение об отправке на Дальний Восток военного судна, с тем чтобы доставить грузы в Петропавловск и Охотск, проверить на месте деятельность Российско-американской компании, а также произвести опись районов Русской Америки, еще не нанесенных на карту с достаточной точностью.
Для путешествия был специально построен военный шлюп «Камчатка». Его длина составляла 130 футов, водоизмещение – около 900 т. Командиром шлюпа назначили капитана 2-го ранга В. М. Головнина, который в 1807–1809 годах уже совершил кругосветное плавание на шлюпе «Диана».
«Камчатка» вышла из Кронштадта 26 августа (7 сентября) 1817 года и 10 (22) сентября зашла в Портсмут для пополнения запасов и закупки дополнительного навигационного оборудования. 5 (17) ноября шлюп прибыл в Рио-де-Жанейро, откуда 22 ноября (4 декабря) направился к мысу Горн. Обогнув южную оконечность Америки и посетив Кальяо, В. М. Головнин 3 (15) мая вошел в гавань Петропавловска.
Согласно полученной перед выходом из Кронштадта инструкции, командир шлюпа должен был произвести съемку берегов северо-западной Америки между 60 и 65° с. ш., но только в том случае, если это не будет уже сделано лейтенантом О. Е. Коцебу на бриге «Рюрик». В Петропавловске В. М. Головнин узнал, что О. Е. Коцебу уже завершил приготовления для этой съемки. По этой причине он решил только уточнить географические координаты некоторых Алеутских островов.
|
|
Несмотря на не благоприятствующую эти работам погоду, В. М. Головнину удалось астрономически определить местоположение островов: Беринга, Медного, Атту, Тахкиняк (из Шумагинской группы), южного из Евдокеевской группы, Укамок (остров Чирикова) и Ситкинак (близ острова Кадьяк). 9 (21) июля «Камчатка» подошла к острову Кадьяк, где В. М. Головнин приступил к ревизии Российско-американской компании. Офицеры «Камчатки» в это время проводили контрольную съемку побережья Чиниатского залива и выявили ряд ошибок, допущенных при составлении карты залива Ю. Ф. Лисянским и Д. Калининым в 1804 году во время первого русского кругосветного путешествия.
28 июля (9 августа) В. М. Головнин стал на якорь в Ново-Архангельске, где сдал грузы Российско-американской компании. 12 (24) августа шлюп «Камчатка» вошел в порт Монтерей (Верхняя Калифорния), где состоялась встреча В. М. Головнина с правителем Русской Америки Л. А. Гагемейстером. После этого шлюп перешел в залив Румянцева, откуда 27 сентября (9 октября) 1818 года «Камчатка» отправилась в обратный путь. С 20 по 30 октября (1–11 ноября) В. М. Головнин посетил несколько Гавайских островов, где приобретал провиант. Затем «Камчатка» зашла на остров Гуам (Марианские острова) и в Манилу. Обогнув мыс Доброй Надежды и посетив острова Святой Елены, Вознесения и Файал, 20 июля (11 августа) шлюп пришел в Портсмут и 5 (17) сентября 1819 года возвратился в Кронштадт. Самый длительный переход под парусами (от острова Святой Елены до острова Файал) продолжался 79 суток, а весь переход от Кронштадта до Петропавловска был совершен под парусами за 217 суток.
|
|
В этом кругосветном плавании первый серьезный опыт приобрели выдающиеся русские мореплаватели Ф. Врангель, Ф. Литке и Ф. Матюшкин. О том, что видели путешественники, можно судить по серии из 43 рисунков, выполненных художником М. Тихановым. А В. М. Головнин в 1818 году, еще до завершения путешествия, был заочно избран членом Петербургской академии наук. Свое второе кругосветное плавание он описал в двухтомном сочинении, изданном в 1822 году, под названием «Путешествие вокруг света, совершенное на военном шлюпе "Камчатке" в 1817, 1818 и 1819 годах».