Образование как когнитивный институт общества

 

В современном обществе образование является одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов, кроме того, все более широко начинают развиваться формы «образования взрослых» (профессиональные курсы, стажировки, тренинги, аттестации и др.). Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. В новом информационном (постиндустриальном) обществе образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Современное развитие общества требует внедрения в систему образования «инновационного обучения», которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее. Дисциплина «Культура интеллектуального труда» содержит данный «инновационный» компонент, связанный с освоением студентами технологий планирования и реализации своего познавательного пространства, а затем и профессионального будущего, на основе собственных потребностей и социально-экономических условий.

Ключевая цель образовательного процесса высшего профессионального образования – это не просто организация учебного процесса, направленного на усвоение учебных дисциплин, а развитие, обогащение личности будущего специалиста – профессионала, т.е. формирование и «достраивание» общего фундамента интеллектуальной культуры студента. Становясь студентом вуза, индивид должен осознавать, что данное учреждение представляет собой, что является основаниями его функционирования.

Согласно российскому законодательству, высшее образование - это подготовка специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки, техники и культуры. Высшее образование в России осуществляется высшими учебными заведениями в рамках системы высшего профессионального образования Российской Федерации (далее система ВПО РФ). В состав системы ВПО РФ включаются

§ федеральные государственные образовательные стандарты,

§ вузы, имеющие государственные лицензии,

§ научные, проектные, производственные и др. учреждения и организации, ведущие научные исследования,

§ органы, осуществляющие управление в сфере образования,

§ общественные и государственно-общественные объединения (творческие союзы, методические советы).

Разъясним основные понятия, характеризующие состав системы ВПО РФ. Федеральные государственные образовательные стандарты – документы, предназначенные для обеспечения единства образовательного пространства РФ, качества ВПО, признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем образовании. Они представляют собой требования к структуре основных образовательных программ, а также требования к образовательным программам, формируемым в вузе; требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; к результатам освоения студентами основных образовательных программ.

Уровни ВПО: высшее образование в России имеет 3 уровня: бакалавриат (степень «бакалавр», нормативный срок обучения 4 года); специалитет (квалификация «специалист», нормативный срок не менее 5 лет); магистратура (квалификация «магистр», нормативный срок 2 года – как продолжение на конкурсной основе обучения после получения степени «бакалавр»).

Высшее учебное заведение (ВУЗ) – это образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства РФ, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы ВПО. В состав ключевых задач вуза входит

§ удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования;

§ развитие наук и искусств путем научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и студентов, использование полученных результатов в образовательном процессе;

§ подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников;

§ формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

§ сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

§ распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

В России функционируют четыре вида высших учебных заведений: Федеральный университет, Университет, Академия и Институт. Их нормативные отличия связаны со спектром реализуемых направлений деятельности и определены в статье 9 «Виды и наименования высших учебных заведении Федерального закона № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

ВУЗы реализуют образовательные программы в следующих формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат (самостоятельное изучение дисциплин). В последнее время на волне информатизации вузы начали применять дистанционные технологии обучения студентов, внедряемые во все формы, но наиболее распространенные в контексте заочной формы обучения.

Под дистанционными образовательными технологиями (далее ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника[1]. Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения). ВУЗ вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. Использование ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением.

В связи с вышесказанным перед нами встает вопрос о том, что же представляет собой и из чего складывается «вузовский» образовательный процесс, получение студентом высшего образования, каковы требования государства и общества к студенту вуза.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: