Метод включенного наблюдения в исследованиях племен

Каждый метод в психологии строится на основе методологии и принципиальных идей, из которых должно исходить эмпирическое исследование. При этом всегда использовались методы включенного наблюдения и научного фотографирования.

Методология и теоретические постулаты, касающиеся особенностей этнического самосознания представителей разных континентов, рас, этносов, племен и родов, разрабатывались многие десятки лет. Во всех исследованиях исходной основой явилась идея о закономерностях развития и бытия личности в условиях той культуры, в которой развивается человек и используется обоснованный комплекс продуктивных для этих целей методов. При этом постоянно соотносились методологические и теоретические постулаты и разрабатываемые методы, содействующие сбору уникального материала

Наблюдение – действие, предусматривающее умение смотреть и видеть то, что является объектом наблюдения. Наблюдение дает возможность глубоко рассматривать, исследовать объект наблюдения.

Наблюдательность:

1 – профессиональное качество представителей тех профессий, в которых человек занимается наблюдениями за кем-либо, чем-либо;

2 – особенное качество отдельного человека, природный и культурный дар.

Исторически наблюдение развивалось как составная часть наблюдательности людей, устремленных к познанию окружающего мира и, в частности, человека в его проявлениях среди других людей. Наблюдение с древних времен выступало в качестве главного метода познания социальных явлений и сущностных особенностей человека. С развитием наук наблюдение становится объективным методом исследования. В широком значении метод объективного наблюдения должен отвечать требованиям независимого контроля, когда в исследовании присутствуют ведущий ученый и наблюдатели-дублеры, когда исследование сопровождают и дополняют видеозаписи, магнитофонные записи и строгое покадровое фотографирование отдельных значимых для целей исследования эпизодов.

Следует учитывать, что в естественных условиях наблюдения изучаемые проявления людей могут выступать в четко запланированных и случайных взаимосвязях с другими проявлениями.

Особое место в истории метода наблюдения занимает включенное наблюдение, которое стихийно складывалось в процессе возникающей необходимости фиксировать типические проявления представителей разных культур на разных этапах истории. Наблюдаемые уникальные проявления представителей разных этносов, племен и родов фиксировались в личных дневниках образованных представителей рода человеческого, а также путем систематизированных записей, рассчитанных на документальную иллюстрацию научных обобщений.

Постепенно идеи развития человека в его истории проникали в сознание исследователей. ХVIII и ХIX века наградили науку уникальной информацией об особенностях и разнообразии культур человечества. Здесь следует выразить особую благодарность ученым, которые предопределили развитие метода наблюдения в контексте этнопсихологии. Эдуард Бернетт Тайлор (1832–1917) – английский этнолог и религиовед, начал свои исследования с древних и современных ему мексиканцев, затем обращался к изучению многих народов «от жизни дикой через варварскую к цивилизованной», проводил «сравнение различных уровней культуры у ответвлений одной и той же расы» и мн. др.

В 1871 г. он опубликовал свой основной труд «Первобытная культура». Он видел источник религии в особенностях психической деятельности человека. Позже – в 1881 г. – вышла его последняя книга «Антропология: Введение к изучению человека и цивилизации».

На работы Э. Б. Тайлора ссылался Ч. Дарвин, в изумлении описывая моральные решения некоторых племен Северной Америки. ХIX век был временем расцвета исследований примитивных культур и Ч. Дарвин использовал многие наблюдения исследователей в своем труде о происхождении человека. Так, Ч. Дарвин писал о развитии умственных и нравственных способностей в первобытные и цивилизованные времена. Он описывал поведение дикаря по отношению к членам своего племени и к представителю другого племени.

Исследования, проводимые во всякой новой области, должны необходимо начинаться с поисков подходов и разработки новых методов. Л. С. Выготский в свое время справедливо полагал, «что всякий принципиально новый подход к научным проблемам неизбежно приводит и к новым методам и способам исследования.

Объект и метод исследования оказываются тесно связанными друг с другом. Поэтому исследование приобретает совершенно другой вид и течение тогда, когда оно связано с нахождением нового, адекватного новой проблеме метода». Построение и обоснование метода исследования становится важнейшей задачей, решение которой будет содействовать эффективному поиску ответов на вопросы, поставленные в теоретических посылах ученого. Совершенно правильно писал Л. С. Выготский о том, что метод в таких случаях является одновременно предпосылкой и продуктом, орудием и результатом исследования.

Метод должен быть адекватным порождаемой его теории и изучаемому предмету исследования. Поэтому следует: логически выверенно описать его принципиальные ориентиры на предмет исследования; сформулировать требования к сбору материала; обосновать способы сбора необходимого для исследования материала.

Как бы то ни было, каждый исследователь, глубинно заинтересованный в добывании фактов, иллюстрирующих его методологическую и теоретическую позиции, исходит из понимания построения метода исследования на основе глубинного видения изучаемых феноменов. В этой связи контекст модели стимул – реакция в методах включенного наблюдения является недостаточным. Стимулом могут стать и реально становятся все реалии, на пересечении которых развивается самосознание каждого отдельного человека. И не только внешние условия могут выступать стимулами социальных личностных реакций человека, но и его внутренняя позиция, которая формируется в процессе обретения жизненного опыта и ценностных ориентаций, определяющих поведенческий выбор, реакцию человека на предлагаемые условия.

Специализируясь в сферах психологии личности и этнопсихологии, я считаю правомерным сформулировать принципиальные подходы к методу включенного наблюдения. Сущность подхода состоит в требовании обоснованной теоретически системности в сборе материала условий развития и бытия человека в рамках традиционной культуры и религии, в условиях интеграции культур, а также в типологии внутренней позиции представителей конкретного этноса (или рода). Методологически значимым в системном подходе к полноценному исследованию является ориентир на целостное изучение условий развития и бытия человека и особенностей типологии его внутренней позиции как представителя конкретного этноса. Исходя из своей концепции, что включенное наблюдение должно быть направлено на описание особенностей условий бытия представителей той или иной культуры, конкретно – реальностей существования человека.

Сюда следует отнести:

1 – реальности предметного мира в их соотнесенности с традициями изучаемого этноса;

2 – реальности природного мира в их преломлении в типическом самосознании этноса;

3 – реальности социально-нормативного пространства в их преломлении в самосознании этноса;

4 – реальности образно-знаковых систем в их преломлении в самосознании этноса;

5 – реальности внутреннего пространства личности, принадлежащей к конкретному этносу.

Реалии, существующие в пространстве бытийности человека, принадлежащего к тому или иному этносу, являются для него психологически априорно данными: человек живет в условиях, которые он принимает как исходные, вскармливающие его как представителя своего рода, своего этноса, произрастающего в традициях предков.

Включенное наблюдение должно быть направлено на описание особенностей, исторически и духовно создаваемых реалий, которые существуют как во внешне представленном материальном и материально-духовном, так и в образно-знаковом воплощении.

Описание условий развития и бытия человека, принадлежащего к конкретному этносу, будет содействовать объяснению его особенностей как представителя конкретного этноса. В этой связи значимо фиксировать:

1 – особенности предметного мира, той его части, которая касается традиционной этнической его представленности, в том числе особенностей культурных предметов, предметов-фетишей, жилища, домашней утвари.

2 – особенности природного мира – исконного исторически данного ландшафта, растительного и животного мира, в том числе тотемных растений и животных и др.;

3 – особенности социально-нормативного пространства: традиции поведения и социального контроля (коды внешних проявлений и семантику социальных ролей и т.д.);

4 – реальность образно-знаковых систем: особенности религиозных образов и способов взаимодействия в их контекстах; особенности предметного мира, входящего в систему традиционной культуры; позы и жесты, обозначающие традиционные отношения между «своими» и «чужими», между членами рода в зависимости от пола и возраста; позы и жесты, несущие в себе образнознаковую систему, позволяющую опознавать традиционную культуру в ее конкретном воплощении и др.;

5 – общее выражение этнической идентификации с солидаризирующим значением «мы» и выражение отчуждения по отношению к чуждому «они».

Особое значение имеет общность культуры и ландшафта родовой и государственной территории. Традиционная и современная культурная близость, отраженная в визуальных иконических образах, может объективно явить родовую, этническую самобытность в конкретный исторический момент. Исходя из своей концепции структурных звеньев самосознания я полагаю, что включенное наблюдение должно быть направлено на описание особенностей содержательного наполнения структурных звеньев самосознания, сюда относятся:

1 – именник этноса и конкретное имя исследуемого; телесная самопрезентация частей тела (голова и ее визуально-знаковое оформление, волосы, татуировки, зубы, иссечения кожи лица, плеч, рук и др.); традиционная одежда и символические украшения; знаки, выражающие статус и принадлежность к роду, этносу и др.;

2 – традиционные и личностные притязания на признание, которые могут быть отражены в деятельности, статусе, самопрезентации и в других социально-значимых проявлениях;

3 – особенности половой идентификации мужчин и женщин всех возрастов и социальных статусов в их отношениях внутри своих гендерных групп и между группами в их самопрезентации и соответствии гендерным ролям;

4 – особенности психологического времени, отражающие традиционные представления рода (или этноса) о временных циклах и о вечности;

5 – особенности представлений о традиционной представленности социальнонормативных ценностей.

В исследовании благодаря включенному наблюдению, возможно, описать: наборы традиционных аттитюдов, которые проявляются в ритуальных действия; архаизмы, устаревшие формы бытования; проявления анимистического сознания и антропоморфизма и др.

Метод включенного наблюдения предполагает определенные требования к исследованию и к социально-психологическим качествам исследователя.

Что касается трудностей вхождения ученого-исследователя в поле изучаемой среды – сообщество субъектов исследования, то речь должна идти о требованиях к социально-психологическим качествам исследователя. Ученый исследователь должен обладать навыками общения и, прежде всего, навыками установления эмпатийных контактов, побуждающих испытуемых к рефлексиям на себя и других представителей своего этноса. Благодаря эмпатийному принятию испытуемых исследователь должен уметь становиться значимым для других или в определенном смысле необременительным своим присутствием в среде исследуемого им этноса.

Включенное наблюдение должно давать возможность системному сбору всего объема материала, который должен содействовать раскрытию сущностной идее концепции особенностей этнического самосознания каждого отдельного человека и запланированной в исследовании общей численности испытуемых как во всех реалиях условий развития и бытия, так и в контексте значений и смыслов ценностных ориентиров, касающихся всех пяти звеньев самосознания. Включенное наблюдение должно осуществляться: методами полевых наблюдений и записями, которые производятся в дневниках наблюдателей; магнитными записями вопросов-ответов интервьюеров и испытуемых; вербальным описанием наблюдаемых ситуаций и объектов, имеющих значение для целей исследования; научным фотографированием всех тех персонажей и значимых ситуаций их проявлений, которые документально подтвердят результаты профессионального включенного наблюдения. Включенное наблюдение дает возможность увидеть и описать множество феноменов родовой или современной культуры. Наблюдатель должен быть подготовленным к профессиональному наблюдению: он должен усвоить концептуальную позицию относительно особенностей этнического самосознания; он должен обладать умением выстраивать отношения с представителями разных культурных сообществ и умением побуждать испытуемых к рефлексии на себя и других представителей своего этноса (рода); он должен обладать умением фиксировать получаемый материал в протокольных записях на диктофоне и через научное фотографирование; обладать умением соотносить получаемый материал с общей концептуальной позицией; обладать умением быть свободным от значимых для себя идей для интеллектуальных прорывов к новым научным откровениям, выстраивать на основе новых для себя фактов, открываемых посредством проникновения в таинства человеческой психики, способы познания бытия человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: