Лекция № 8.
Тема: Основные способы окказионального словообразования.
План.
1. Понятие окказионального слова.
2. Окказиональные способы словообразования: а) субституция (заменительное словообразование), б) тмезис, в) контаминация, г) графодеривация, д) голофразис.
Три класса производных слов
Существует три класса производных слов:
1. Узуальные слова — это реальные слова, которые используются в речи как готовые и фиксируются в толковых и других словарях, например: столик, домина, студенчество. Такие слова не создаются говорящими в процессе общения, а воспроизводятся ими в готовом виде, извлекаются из словарного запаса, хранящегося в памяти.
2. Потенциальные слова – это слова, обычно не фиксируемые словарями, например: самозакрепощение, возражатель, обождатель. Такие слова создаются в случае необходимости в спонтанной речи по образцам высокопродуктивных словообразовательных типов. Такие слова характеризуют возможность системы языка Значение потенциальных слов без труда понимается всеми носителями, т.к является простой суммой значений, входящих в основу морфем.
|
|
3. Окказиональные слова (окказионализмы) – это авторские неологизмы, созданные в разговорной ИЛИ художественной речи с нарушением словообразовательных закономерностей, и поэтому четко противопоставленные как узуальным, так и потенциальным словам. Это делает окказионализмы ярким стилистическим средством, широко используемым, например, в поэзии: прателефон (Р. Рождественский), с амогнанец, всегорлый (В. Хлебников).
Окказионализмы — слова, созданные в противоречии с законами словообразования, вопреки этим законам. Это «слова-правонарушители», «слова-беззаконники». Вспомните известные пушкинские стихи: «И кюхельбекерно, и тошно». Слово кюхельбекерно — окказионализм. Это наречие, созданное вопреки законам словообразования. Оно образовано от фамилии друга Пушкина поэта Вильгельма Кюхельбекера. Между тем наречия от имен собственных в русском языке не образуются. Они образуются от основ прилагательных: веселый — весело, быстрый — быстро, честный — честно и т. д.
Окказионализмы создаются не только писателями, но 'и обыкновенными людьми. Часто их создают дети. «Прикнопкай мне картинку», — говорит пятилетняя девочка маме. Девочка создала окказионализм, вставив основу существительного кнопка в тип глаголов с приставкой при-: при-шей, при-бей, при-колоти, при-вяжи и т. д. Получился выразительный и понятный глагол.
Еще пример образования окказионализмов. В современном языке действует суффикс -дром, с помощью которого создаются пространственные названия типа космодром, ракетодром, лунодром. Это слова научные, книжные. Суффикс этот настолько выразителен по форме и активен, что с его помощью родилась целая серия окказионализмов: поэтодром (место поэтических соревнований), собакодром, змеедром (место испытаний собак, змей) и др. Это слова не книжные, шутливые. Нарушена стилистика модели.
|
|
Окказионализмы возникают и тогда, когда получает активность непродуктивный элемент языка. Таков, например, заимствованный непродуктивный суффикс -есс-(а), встречающийся в словах принцесса, баронесса и т. д. Использование этого непродуктивного суффикса порождает шутливые окказионализмы: критикесса, гидесса, аспирантесса (вместо обычного аспирантка).
Окказионализмы обычно не становятся фактами общенародного языка, а живут лишь в том контексте, который их породил. Таково слово канцелярит, созданное К. Чуковским. Вне контекста оно непонятно. Этим словом К. Чуковский назвал в книге «Живой как жизнь» болезнь языка, при которой язык засоряется канцелярскими оборотами, т. е. излишними в общелитературном языке словами и выражениями официально-делового характера. В слове канцелярит использован обычный суффикс -ит, но присоединен он не к названию части человеческого организма (бронхи, плевра — бронхит, плеврит), а к основе существительного совсем иной семантической сферы — канцелярия.
Очень часто окказионализмы не отличают от новых слов языка — неологизмов.
Неологизмы, войдя в язык, постепенно устаревают и перестают восприниматься как новые.
Окказионализмы, даже давние, рожденные в прошлом веке и ранее, по-прежнему дышат свежестью и новизной.
К отличительным признакам окказионализмов можно отнести не только их новизну, но и одноразовость употребления, а также то, что их появление продиктовано, как правило, творческими задачами, стоящими перед автором. Но окказиональность прежде всего заключается в нарушении грамматических, словообразовательных, лексико-семантических норм языка. Это мотивированная неправильность, носящая целесообразно организованный характер.
Если неологизмы вошли в языковую систему в качестве лексических единиц и используются в речи как готовый материал, обладающий семантическими и стилистическими свойствами, то окказионализмы свободно конструируются в речи в тот момент, когда в них возникает необходимость в связи с замыслом автора текста, то есть они не обладают регулярной воспроизводимостью. Подобные слова, по мнению Н.М. Шанского, являются «вечными неологизмами».
Неологизмы призваны назвать новые понятия или явления, появляющиеся в жизни, дать более точное наименование тому, что уже обозначено в языке, заменить описательное словосочетание. Иногда говорящий по-своему оценивает уже имеющееся в языке слово и употребляет его в новом значении, не свойственном литературному языку. Например, слова «оторвались», «оттянулись», «торчать» в молодежном жаргоне имеют иное значение, нежели в общелитературном языке. Если в литературном языке слово «торчать» имеет значение «находиться в стоячем положении, высовываться, выпирать, выдаваться», то в молодежном сленге это слово означает «находиться, присутствовать где-то» и имеет ярко выраженную эмоциональную и оценочную окраску (неодобрительную). Слова «оторваться» и «оттянуться» в молодежном жаргоне означают «хорошо отдохнуть», «повеселиться». Это значение не указано в словаре, где приведены общелитературные значения этих слов. Например, слово «оторваться» означает «отделиться», «отстраниться», «потерять связь», «упустить из виду», «перестать заниматься чем-либо».
Так появляются неологизмы.
Появление окказионализмов продиктовано прежде всего спецификой творческих задач. Автор ищет слово, наиболее полно передающее сложный образ, создаваемый им в тексте. Он стремится максимально использовать выразительные возможности слова. Иногда окказионализм создается, если в жизни появляются новые реалии, для наименования которых еще нет средств выражения в языке. Заменяя порой описательные словосочетания, окказионализмы служат экономии речи, способствуют ее смысловой емкости. Новым словом автор стремится выразить свое отношение к предмету или явлению, свою оценку.
|
|
Субституция
-и, ж. (книжн.). Замещение одного другим, обычно сходным по назначению, по функции.
(Словарь С.И. Ожегова)
Замена компонентов может приводить к изменению субъективной оценки, усилению эмоциональной оценки, изменению денотативного содержания.
Например, дармоеды – дурноеды, хвост торчком – хвост пистолетом, дьявол в юбке – сатана в юбке, крестопреступник – клятвопреступник.
КОНТАМИНАЦИЯ, -и, ж. 1. Смешение, соединение (книжн.). 2. В языкознании: возникновение нового выражения, слова, формы путем объединения элементов двух выражений или форм, чем-н. сходных (напр., неправильное выражение «играть значение» из соединения двух выражений: «играть роль» и «иметь значение»).
(Словарь С.И. Ожегова)
КОНТАМИНАЦИЯ, -и, ж. 1. Смешение, соединение (книжн.). 2. В языкознании: возникновение нового выражения, слова, формы путем объединения элементов двух выражений или форм, чем-н. сходных (напр., неправильное выражение «играть значение» из соединения двух выражений: «играть роль» и «иметь значение»).
(Словарь С.И. Ожегова)
При контаминации, как и при аббревиации, происходит устранение определенного отрезка одного из производящих слов, тогда как семантика окказионализма включает значение целого словосочетания. Специфической чертой контаминированных слов является усечение не первого, как при аббревиации, а второго компонента. По-видимому, эта специфика позволяет признать синкретичный характер второй части контаминированного образования, совмещающий в себе «суффиксальную классифицирующую функцию с функцией сокращенного компонента сложного слова».
|
|
Усеченный отрезок окказионализма, с одной стороны, относит слово к определенному словоизменительному типу, а с другой – имеет лексическое значение целого слова. Контаминация отличается от междусловного наложения механизмом объединения лексических единиц. Если в базовых узуальных словах отсутствуют общие графические или фонетические сегменты, в таком случае, очевидно, имеет место не наложение одного слова на другое, а так называемое скрещивание лексических единиц, когда одна основа начальной части вытесняет другую: путиномика ← Путин + (эко)номика – «экономика при В.В. Путине».
Производство окказиональных единиц способом контаминации может происходить за счет вытеснения начального отрезка второго производного и наложения серединных частей производящих cлов (как при междусловном наложении): выборотень ← выбор(ы) + (о)боротень – «“оборотень”, попавший в органы власти при помощи выборов»; юристократия ← юрист + (а) ристократия – название рубрики в разделе «Власть».
Гендиадис (отзвук, повторы-отзвучия, эхо-конструкции, «фокус-покус»-прием).
Гендиадис представляет собой создание нарочито бессмысленного слова, основанного на рифмующемся искажающем повторе узуального слова:
«Получила тетка Александра второе письмо про пикник и обиделась.
— И все-то у них дурь в голове! Пикники да микники! Нет, чтобы о старухином здоровье толком порасспросить.
Тетка знала, что такого и слова нет — “микники”, — но, как старуха богатая, позволяла себе порою много лишнего» (Н. Тэффи).
В абсолютном большинстве случаев такие конструкции являются снижающими: «Поскольку у говорящих существует представление о строгой связи между формой и содержанием, постольку обыгрывание облика слова — присоединение к слову его искаженного двойника (в виде приложения или сочиненного члена), посягательство на форму, разрушение ее, воспринимается и как посягательство на соответствующее содержание. Результат — снижение, а то и дискредитация самих понятий».
Тмезис
Тмезис — это образование авторского слова вставкой какого-либо фрагмента в узуальное слово:
«Слушай свист и шипение,
стой дурак дураком.
Чистомоеписание
мелкий сожрал дракон» (Л. Лосев).
Голофразис
Голофразис является окказиональной разновидностью лексико-синтаксического способа словообразования. Его сущность состоит в том, что новые слова образуются на базе предложения или группы предложений: вышенекудазарплата, всечегонипожелаюимею, словаслилисьводнуфразу, мамапапасынсобака и т.д. Голофразис может выступать в сочетании с суффиксацией: впупокмнедышательница.
Модель графического словообразования.
Графическое словообразование, или графодеривация, представляет собой способ, при котором в одном слове графически выделяется часть, формально совпадающая с другим узуальным словом, при помощи прописных букв или иных графических средств. Наиболее популярны в текстах газетной периодики такие ее разновидности:
1) Монографодеривация – способ создания окказионализмов графическими средствами одного языка: ИнтерНЕТ – ИнтерДА; ДЕЗ-информация (о конкурсах на рынке ЖКХ, в которых принимают участие привычные ДЕЗы и частные управляющие компании); ЗаКРЫМированный под заграницу; РЕАЛьный клуб; менеджМЕНТ; вКЛЮЧайся в праздник.
2) Полиграфиксация (графогибридизация) – создание новообразований с помощью графических средств разных языков, например, латиницы и кириллицы: SOSульки грозят смертью, Galaктика, недоDяgileV, анти-iPhone, суперпуперVIPавто. VIPycкнoйбал, PRезидент STARость – не радость.
3) Небуквенная графиксация: a) кодографиксация – создание лексем с помощью сегментных средств разных кодовых систем: €окна, ч@т; на100ящий сок; Кур$ валют; б) синграфемика – пунктуационное варьирование с определенной целью:
СТРОЙ!МАТЕРИАЛЫ!
Домашнее задание.
1. Таблица «Отличия неологизмов от окказионализмов»!
2. Привести примеры разных способов окказионального словообразования!