Реформация и крестьянская война в Германии (1524-1526 гг.)

Начало реформация в Германии почти сразу переплелось с крестьянской войной 1524-1526 гг. Реформация для крестьянских масс стала не только религиозным движением, связанным с обновлением вероучения, но и вселяла надежду на реальные социально-политические преобразования. Вождем и идеологом народной Реформации стал священник Томас Мюнцер (1490-1525). Он призывал к ниспровержению феодального строя и установлению справедливого порядка. Свои идеи Мюнцер изложил в «12 статьях» в которых настаивал на уменьшении феодальных поборов и барщины, свободном пользовании общинными угодьями, восстановлении старых общинных вольностей, требовал упразднения крепостной зависимости.

Еще одним идейным документом восставших, который стал проектом имперской реформы, стала "Гейльброннская программа", подготовленная Венделем Гиплером. Она отражала интересы, прежде всего зажиточных горожан, предусматривала введение в интересах развития торговли и предпринимательства единой монеты, единой системы мер и весов, а также ликвидацию внутренних таможенных барьеров. "Гейльброннская программа" была направлена на централизацию германского государства.

Отсутствие единого сильного руководства, неспособность к объединению крестьянских отрядов в одно большое войско привело в конечном итоге к их поражению.

Кальвинизм.

Несколько позже, чем Лютер, с проповедью Ре­формации выступил французский богослов Жан Кальвин, живущийв Женеве (Швейцария).

В его воззрениях было много общего с лютеранством. Но в отличие от Лютера он выступал за республиканское устройство церкви. Ве­рующие в Женеве сами избирали своих руководителей — пасторов и пресвитеров. Не разделял Кальвин и учение о спасении верой, ведь под личиной благонравия нередко скрыва­ются ханжество и лицемерие.

Кальвин положил в основу своих воззрений учение о Божествен­ном предопределении. Бог, по его мнению, не оставляет человеку свободы выбора — он ещё до Сотворения мира предначертал каждо­му его участь: одним — погибель, другим — спасение и вечное бла­женство. Изменить свою судьбу человек не в силах. Никакие его за­слуги Бог не принимает в расчёт — ни добрые дела, ни искреннюю веру. Бог никому ничего не должен. Но никто не знает, что ему предписано свыше, и узнать это доподлинно не может. Лишь время от времени Бог подаёт человеку знак. И этим знаком являются ус­пех или неудача в его личной жизни, служебной или профессиональ­ной деятельности.

 

Кальвинизм про­возглашал новые моральные ценности — умеренность в быту, дух предприимчивости, бережливость и расчётливость в сочетании с неустанным трудом. Критика роскоши и праздности переходила в отрицание художественного творчества, литературы и искусства, в запрет на все увеселения и развлечения.

Привле­кательность кальвинизма также объяснялась тем, что на место официаль­ной церкви он ставил самоуправляющиеся религиозные общины, независимые от духовных и светских властей. Этим кальвинизм от­личался от лютеранства, которое фактически превратилось в госу­дарственную религию.

Кальвинизм получил распространение главным образом во Фран­ции, где последователей Кальвина называли гугенотами, а также в Нидерландах и в меньшей мере в Польше, Литве и Венгрии. В кон­це XVI в. много кальвинистов появилось в Англии, где их называ­ли пуританами.

 

Особенности Реформации в Англии. В отличие от Германии с инициативой Реформации в Англии выступил сам монарх. Поводом для этого стало желание короля Генриха VIII развестись со своей женой и запрет папы Климента VII. Оскорблённый английский король в 1534 г. объявил, что церковь Англии выходит из подчинения римскому престолу и сам стал назна­чать епископов. Высшим должностным лицом английской церкви стал архиепископ Кентерберийский, который и удовлетворил требо­вание Генриха VIII о разводе. В дальнейшем были закрыты монас­тыри, имущество которых отошло к государству.

Важнейшее значение имел Акт оверховенстве, провозглашавший короля главой английской церк­ви. Реформация в Англии приняла необратимый характер после восшествия на престол королевы Елизаветы в 1559 г. В начале её правления парламент подтвердил верховенство короны в делах церкви и принял Акт об унификации, согласно которому все англи­чане обязывались совершать богослужения в соответствии с прави­лами реформированной церкви.

В 1571 г. английский парламент принял закон «39 статей», в ко­тором были изложены основные принципы вероучения английской протестантской церкви. Эта церковь получила название англиканской.

По­добно лютеранам, англиканцы признавали учение о спасении верой, а Священное Писание — единственным источником Божественного откровения, или истины. Но при этом они не отвергали и «добрые дела», т. е. обряды. Как и у лютеран, в англиканской церкви сохра­нялись два таинствакрещение и причащение. Но в отличие от них она сохранила пышное католическое богослужение, а также епископальный строй. Главой церкви считался король, а управление ею было сосредоточено в руках примаса — архиепископа Кентербе­рийского. Богослужение велось на английском языке, отвергались подчинение папе римскому, индульгенции, почитание икон и мощей, сокращалось количество праздников.

По­скольку англиканская церковь сохраняла многие эле­менты католичества, в Англии под влиянием кальвинизма зароди­лось движение пуритан. Их название произошло от английского слова, означающего «чистый», поскольку пуритане требовали пол­ного очищения своей веры от католического наследия. Пуританст­ву суждено будет сыграть огромную роль как в судьбе своей страны, гак и в истории британских колоний в Америке.

 

Контрреформация

Успехи протестантизма, его повсеместное распростране­ние в Европе заставило папство предпринять ряд мер по борьбе с «протестантской ересью». Совокупность этих мер получила название «контрреформация». В 1542 г. проис­ходит реорганизация инквизиции, безжалостно расправляв­шейся с «еретиками». Составляется «Индекс запрещенных книг», расширяется церковная цензура. За печатание и продажу запрещённых книг, а также за их чтение и хранение людям грозило наказание. Священная канцелярия и Индекс были окончательно упразднены католической церковью лишь в 1966 г.

Одним из наиболее действенных средств религиозной борьбы становится Орден иезуитов, основанный в 1540 г. Игнацием Лайолой (1491-1556 гг.).   Главной задачей Ордена являлась защита и рас­пространение католицизма в Европе и во всем мире. В от­личие от других монашеских орденов, его членам не нужно было жить в монастырях, носить монашескую одежду, соблюдать церков­ные обряды. Наоборот, их ценили за способность скрывать свою принадлежность к ордену и оказывать тайное влияние на обществен­ную жизнь. Большое внимание иезуиты уделяли воспитанию моло­дёжи и государственной службе. В разных странах создавались учеб­ные заведения, находившиеся в ведении ордена иезуитов. Они снискали репутацию образцовых учебных заведений для юношества. Иезуиты часто служили советниками и духовниками монархов, вы­полняли их дипломатические поручения.

 

В като­лической церкви не было единства: наиболее дальновидные ее представители были готовы принять часть критики в адрес папства и духовенства. Однако на Тридентском соборе (1545-1563 гг.) победила консервативная линия развития церкви: католические догматы признавались неоспоримыми, подтвер­ждалось главенство папы над всей «паствой», укреплялась инквизиция. Была, нако­нец, запрещена торговля индульгенциями. В результате, активных мер, предпринятых ка­толической церковью,  ей удалось сохранить свое доминирую­щее положение в Европе и затормозить наступление протес­тантизма.

 

Религиозные войны.

Столкновение Рефор­мации и Контрреформации привело к многочисленным религиозным войнам, в которые втягиваются в той или иной степени практически все европейские государства. За­частую религиозные вопросы были лишь прикрытием для решения иных проблем: национального освобождения (Ни­дерландское восстание 60-70-х гг. XVI века), борьбы фео­дальных семей и группировок за власть (французские рели­гиозные войны 2 пол. XVI в.), соперничество за европейскую гегемонию (войны между Францией и Габ­сбургами XVI - XVII вв.).

В XVI в. в Германии и Франции вспыхнули гражданские войны между сторонниками и противниками Реформации.

В Германии в ходе реформации ряд немецких княжеств перешли в лютеранство вместе со своими подданными, что привело к конфликту с католиками и императором. Императоры из династии Габсбургов, опираясь на католиче­ские княжества, начали борьбу с протестантами, которая за­кончилась поражением императора Карла V. В 1555 г. был заключен Аугсбургский религиозный мир, кото­рый установил полную независимость князей в религиозных во­просах и утвердил их право определять религию своих подданных. Императорская власть еще более ослабла, и Карл V отрекся от власти.

Во 2 пол. XVI в. Европа разделились на католические и протестантские государ­ства. Протестантскими были в основном северные страны — Анг­лия. Швеция, Дания, ряд северогерманских княжеств (Пруссия, Саксония и др.).

 

Во Франции во 2 пол. XVI в. также шли жестокие религиозные воины между католиками и кальвинистами (гугено­тами). Вождями гугенотов были король Наварры (вассальное королевство на юге страны) Антуан Бурбон (позднее его сын Генрих) и адмирал Гаспар де Колиньи. Вождя­ми католиков были герцоги Гизы. Гугенотство во Франции стало знаменем борьбы против усиления королевской власти и поэтому гугенотами стали многие знатные люди. Буржуазия чаше придерживалась католичества.

На первых порах борьба не являлась непримиримой и в 08.1572 г. между противниками был заключен мир. Протестанты получили право занимать госу­дарственные должности, проводить свое богослужение. Для закрепления мира был заключен брак между Генрихом Наваррским и сестрой короля Маргаритой (Марго). В Париж на свадь­бу съехались гугеноты. Однако Гизы и мать короля Екатерина Медичи решились на расправу над гугенотами.

23.08.1572 г. в ночь накануне дня святого Варфоломея католики напали на гугенотов. В ходе варфаламеевской резни погиб адмирал де Колиньи, а Генрих Наваррский бежал. В Париже было перебито ок. 3 тыс. гугенотов, после чего резня перекину­лась в провинцию. Война вспыхнула с новой силой в ходе, которой погибли многие вожди противоборствующих сторон.

В 1589 г. Генрих IV Наварр­ский стал королем Франции, основав династию Бурбонов. В 1593 г он принял католичество и вступил в Париж, а в 1598 г. король провоз­гласил Нантский эдикт, завершивший религиозную войну.

Като­лицизм оставался господствующей религией, но гугеноты полу­чили свободу вероисповедания, сохранили за собой ряд крепос­тей, вооруженные силы. Этот конфликт привел к гибелипочти миллиона человек.

Внутренний конфликт с самого начала осложнялся иностранным вмешательст­вом. Гугенотов поддерживала английская королева Елизавета и гер­манские протестантские князья, католиков — испанский король Фи­липп II и его итальянские союзники. В свою очередь, французские гугеноты оказывали поддержку своим единоверцам в Нидерландах, боровшимся за независимость от католической Испании.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: