Лексическая сочетаемость

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«Тверской государственный университет»

Кафедра русского языка

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Материалы к практическим занятиям

По курсу «Русский язык и культура речи»

Для студентов-нефилологов

2005

 

 

Составители:

                 кандидат филологических наук, доцент

                                  И.Л. Попова

                 кандидат филологических наук, доцент

                                  Е.Г.Усовик

        ассистент

Л.М. Кузнецова
ВЫБОР СЛОВА

Упражнение 1. Отметьте неправильно выбранные слова в приведенных предложениях, исправьте ошибки.

1.На подводах Ростовы хотели везти свое состояние. 2. Чтобы найти объем цилиндра, нужно основание умножить на высоту. 3. Главное содержание японских трехстиший — научить людей любить мир. 4. Боль была очень сильной, временами нетерпимой. 5. Коля раньше не видел фашистских воинов. 6.Для удобства пользования школьный альманах снабжен содержанием.  7.Автор делит героев своего романа на две части. 8. Это постановление положит конец прогульщикам. 9. Раскольников убил бабушку. 10. Из клуба выскочила чья-то фигура. 11. Я предлагаю деканам факультетов сейчас тоже выразиться.  12. В XII веке на Руси крепнут живопись, зодчество, архитектура. 13. На правом фланге картины была изображена женщина. 14. Пионерский отряд явился зачинщиком многих культурных мероприятий. 15. По нашей стране бегут полноводные реки. 16.Бывшему шоферу такси будет представлено обвинение

в американском суде.

       Упражнение 2. Каждое толкование замените одним словом.

1. Краткая приветственная застольная речь. 2. Настенный светильник из одной или нескольких ламп. 3. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая и описывающая гербы. 4. Плитка из обожженной глины для облицовки стен и печей, покрытая с лицевой стороны глазурью. 5. Искусство составление букетов, распространенное в Японии, а также сам букет, составленный по принципам этого искусства. 6. Стихотворение, музыкальное произведение, созданное без подготовки, в момент произнесения, исполнения. 7. Тот. кто совместно с кем-либо является автором чего-либо. 8. Грубый, невоспитанный человек. 9. Жилое помещение на чердаке с наклонным потолком или наклонной стеной. 10. Тоска по родине.

Упражнение 3. В каждом из приведенных ниже предложений замените «универсальное» слово делать (делать) более определенным, конкретизирующим характер действия.

1. На стволе березы кто-то сделал ножом свои инициалы. 2. Ребята стали делать костры у самого ледника. 3. С помощью антифашистов военнопленным удается сделать побег из лагеря. 4. В пятницу мы делаем классный сбор. 5. Для отличников гимназии решили сделать на зимних каникулах экскурсию в Санкт-Петербург. 6. В цехе делают опыты по изготовлению оконной замазки из золы. 7. Медведь натыкался на гвозди, и это ему делало боль. 8. Туристы сделали отдых на берегу реки. 9. Вера научила Джульбарса делать разные поручения.

Упражнение 4. Вставьте требуемое по смыслу слово-усилитель (не употребляя слово очень).

1. Этот человек Вас... уважает. 2. Он... болен. 3. Такие тренировки... важны для поддержания спортивной формы. 4. Коля... кричал, но из-за шума волн его никто не услышал. 5. С вечера шел... дождь. 6. На новую стоянку пришлось перебираться в... мороз. 7. Марат... спал и не услышал, как звенел будильник. 8. Каждый гражданин республики обязан... соблюдать ее законы. 9. В ответ на эту провокацию правительство Армении заявило... протест.

Упражнение 5. Исправьте ошибки, допущенные учащимися в сочинениях.

1. Среди современных писателей большой популярностью пользуется имя Василя Быкова. 2. Фадеев стремится не столько акцентировать значение обстоятельств в судьбе человека, сколько способность героя их преодолевать. 3. Ольге не удалось до конца искоренить настоящий образ жизни Обломова. 4. Сравнивая домашний образ жизни Онегина, Печорина с Обломовым, можно увидеть сходство. 5. Для полного представления образов Обломова и Штольца я возьму их воспитание. 6. Среди молодых самоотверженность - это не пунктуально. 7. Тверь стала бы одним из самых показательных городов. 8. Экология города повысится. 9. Тверь хранит в себе много памятников. 10. Если пройтись по набережной Афанасия Никитина, то можно обнаружить красивый вид. 11. Эти люди просто паразитируют на жителях нашего города. 12. Софье обидно за Молчалина, за все оскорбления, принадлежавшие ему. 13. Гиляровский знал весь низ Москвы. 14. В семье рождались люди крепкие, целостные, физически сильные. 15. Внешность у него была заметная и понятная. 16. У Ольги любовь взаимная, а у Татьяны - односторонняя. 17. Татьяна близка к народным приметам. 18. Татьяна любит Онегина, но не может свести с ним свою жизнь. 19. Кирсанов говорит унизительно и жестко. 20. Тургенев разоблачает дряблость и беспомощность либералов.

 


ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ

Упражнение 6. Составьте словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость.

1. Стая А. Верблюдов
2. Табун Б. Коров
3. Караван В. Любопытных
4. Отара Г. Демонстрантов
5. Косяк Д. Овец
6. Стадо Е. Рыбы
7. Толпа Ж. Пчел
8. Рой З. Голубей
9. Колонна И. Лошадей
10. Группа К. Туристов

 

Упражнение 7. Установите ошибки в сочетаемости слов.

1.Он еще находился в глубоком детстве, чтобы принимать самостоятельные решения. 2. Шульга делает все больше шагов к своей гибели. 3. Но есть человек, которому воздвигли не мраморный памятник, не гипсовый бюст, а пароход. 4. Это звание накладывает на меня высокую ответственность. 5. Вся его теория построена на зыбком песке. 6. Эти черты остались в человеке как родимые пятна старых пережитков. 7. Этим самым мы пополняем и расширяем свой умственный кругозор. 8. Бойцы стали собираться в наступление. 9. Ульяна Громова — верная дочка своего народа. 10. Плюшкин ходил в дряхлом халате. 11. Свое призвание он видит в службе искусству. 12. Преподаватель на собрании с пафосом хвалит коллегу за творческое отношение к работе.

Упражнение 8. Отметьте случаи нарушения привычной сочетаемости слов. Укажите ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Исправьте предложения.

1. Хотя «голубой огонек» и облегчил жизнь многим жителям поселка, убирать в архив торговлю топливом еще рано. 2. Предложения о подготовке научных кадров и сближению науки с производством не новы, и тем более поражает упорное молчание тех учреждений, которые призваны развязать этот гордиев узел. 3. Поле деятельности налоговых инспекторов за два года значительно расширилось и укрепилось. 4. И на этот раз динамовцам не удалось одержать реванш над соперниками. 5. Студенческий хор непрерывно оттачивает исполнение народных песен. 6. Диагноз определяется машиной. 7. Химические волокна занимают большой удельный вес в шелковой промышленности. 8. Кадровый вопрос должен быть поставлен во главу развития предприятия. 9. Трудиться не на страх, а на совесть стало девизом тружеников бригады.

Упражнение 9. Найдите фразеологические обороты. Отметьте случаи неправильного употребления фразеологизмов; определите характер допущенных ошибок. Исправьте предложения.

 1. Молодые коммерсанты ни в копейку не ставят достоинство и самостоятельность своих конкурентов. 2. Мастер обещал в три счета устранить все неполадки. 3. Бригадир не раз уверял собрание, что сделает все по силе возможности, однако порядки остались прежними. 4. Как видно, бригадир давно махнул на те досадные  неполадки, о которых говорилось. 5. Многим молодым управляющим коммерческими банками удалось выбить почву под ногами западных коллег. 6. Каждый нарушитель должен твердо усвоить, что ему не сойдет даже малейшее отступление от закона. 7. Продукция предприятий большой химии открыла себе самую широкую зеленую улицу в хозяйство страны. 8. Нельзя упускать из вида и поля зрения вопрос о местных ресурсах. 9. Приехавшим корреспондентам пришлось восстановить события, как говорится, с третьих рук. 10. Умение смотреть прямо в глаза фактов приходит с опытом. 11. День или два, проведенные на озере, на охоте, долго дают о себе знать повышенной энергичностью, бодростью.

Упражнение 10. Исправьте ошибки, допущенные учащимися в сочинениях.

1. Рыбак в ситуации выбора проявляет предельную активность. 2. Тут-то и происходит подлость Лазарева. 3. С какой целью он возвращается к матери, зная, что это сделает ей огромную боль? 4. Но порой выбор возвышает человека нравственно, ставит его в ранг святых. 5. Характер был темпераментный. 6. В его общении заметна сила темперамента и блеск разговора. 7. Молчалин входит в состав фамусовского общества. 8. В 1040 году на всю Русь обрушилось страшное событие - татаро-монгольское иго. 9. Наш город постепенно засасывается в дыру насилия, наркомании и алкоголизма. 10. Метелица в ходе эволюции своей личности все чаще думает о Левинсоне как о человеке особой породы. 11. В разговоре он допустил сильную ошибку. 12. Надо смело ставить свои требования. 13. Большое влияние на молодых имеет телевидение. 14. При подготовке к выступлению мы соблюдаем крепкую конспирацию. 15. Большую роль имеет хороший аттестат.

 

М НОГОЗНАЧНОСТЬ И ОМОНИМИЯ

Упражнение 11. Исправьте ошибки, возникшие в результате немотивированного употребления многозначных слов.

1. Наша шахматистка отстала от своей соперницы в развитии. 2. На стене - диаграмма, отражающая рост свиней в хозяйстве за последние три года. 3. Несмотря на серьезные финансовые затруднения в этом году, Аэрофлоту удалось удержать поток пассажиров на высоком уровне. 4.«Нос» Гоголя наполнен богатым содержанием. 5. В жизни ветеранов осталось немного удовольствий, и самое большое - посидеть. 6. Голова крупного рогатого скота ежедневно прибавляет в весе в среднем на 516 граммов. 7. Время размножения с 15 до 17 (объявление о работе с ксероксом). 8. Надо оставить термин "функциональный стиль". 9. Мне посоветовали обратиться в свои внутренние органы, что я и сделал. 10. Я обращаюсь к слушателям преклонного возраста и слушателям непреклонного возраста.

Упражнение 12. В приведенных ниже шутках выделите многозначные слова. Придумайте словосочетания, реализующие другие значения данных слов.

1.Отпуск не проведешь: он всегда кончается вовремя. 2. Жаль, что и близкие бывают недалекими. 3. Мыльные пузыри всегда жалуются, что их надувают. 4. Мы можем перейти на зимнее время и в летних сандалиях. 5. Закон сохранения материи вызывает сомнения при общении с закройщиками. 6. В связи с тем, что у меня обнаружен склад ума, прошу выставить охрану. 7. Нулей, которые знают свое место, - считанные единицы. 8. Не бросайтесь словами - соблюдайте технику безопасности. 9. Перья у писателя были, ему не хватало крыльев.

Упражнение 13. Укажите механизмы создания словесной игры в каждом предложении.

1. Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его (Марш.). 2. Народ был, народ есть, народ будет есть. 3. Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав. 4. И не заботилась о том, какой у дочки тайный том дремал до утра под подушкой. 5. Ведь ваши принципы просты: вы очень любите остроты, но вы бойтесь остроты (А.Безыменский. Эпиграмма «Многим журналам, издательствам, редакторам). 6. Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за ее тряпок я не в состоянии (Я). 7. Одно, брат, дело - огурцов посол, другое - если ты посол (Козл.). 8. Я не шагал, а семенил на ровной брусе, ни разу ногу не сменил, трусил и трусил (Выс.). 10. Бывает гол король на сцене, но и на поле гол -король! (Е. Ильин).

Упражнение 14. Проанализируйте омонимические рифмы, разграничивая омонимию (полную и неполную), омографию, омофонию и омоформию.

1. Я мог бы зажечься любой из тем, мне в голову льющихся лавою, но я не хочу зажигаться тем, что для всех сегодня неглавное. 2. Не от того ли стал он заноситься, от спеси нос задрав на метр, что в списки метров начал заноситься, хоть видно за версту, что он не метр. 3. Над горами звездный рой, звезд на небе - пропасть, яму ближнему не рой, сам сорвешься в пропасть. 4. Брать деньги в долг прославившийся даром, он кредиторов собственных подвел: они ходили в трауре недаром, когда черту под жизнью он подвел. 5. Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов. 6. Чем заняты таланты? Возвести! - Да продолжают славный воз вести! - А бездари? - Те мнят, что делают погоду. - А критики? - Темнят. Или молчат по году.

Упражнение 15. Отметьте возникшую в речи омонимию и многозначность слова. Исправьте ошибки.

1. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. 2. Вот уже третью встречу команда проводит без голов. 3. Сейчас судьи вынесут очки. 4. Археологи заметили, что покойники из южного захоронения перекликаются с покойниками из северного захоронения. 5. В оставшийся месяц года коллектив предприятия электрических сетей обязался работать с еще большим напряжением. 6. Комиссией установлено, что туша коровы сдана на склад полностью, за исключением передних ног, которые ушли налево. 7. За год учебы мы потеряли шесть студентов. 8. Продавца можно подобрать и в самом поселке. 9. В сооружении красочного завода принимают участие различные строительные организации. 10 Для лесных ландшафтов Юго-Восточной Азии характерны планирующие животные. 11. Рассматривая разбросанные в разных музеях полотна Иванова, поражаешься вложенному в работу исполинскому труду. 12. Ребенок требует ухода матери. 13. На одного оператора падает 51 корова. 14. Окна остались незастекленными, потому что снабженец не поехал к завхозу и не выбил у него все стекла.

 

ПАРОНИМЫ

Упражнение 16. Определите значение данных паронимов. Какие слова и словосочетания (из приведенных в скобках) могут соединяться с указанными паронимами? Есть ли среди приведенных паронимических пар такие, при которых возможны одни и те же распространяющие слова?

 Абонент — абонемент (аккуратный, театральный, городской, библиотечный), белеть—белить (снег, платье, потолок, вершины гор, стены), двойной—двойственный (союз, чувство, рама, портьеры, работа, польза, натура), дружеский—дружественный (страна, связи, отношения, контакты, визит), главный—заглавный (роль, площадь, слово, член предложения, буква, забота, задача), дальний — далекий (по содержанию, от благоразумия, горизонт, подступы, степень родства, потомок, рейс), деловой — деловитый (визит, инженер, переписка, связь, свидание), рисковый — рискованный (поединок, человек, решение), сытый — сытный (обед, человек, блюдо), цветной — цветовой (нитки, композиция, контрасты, сплавы, изображения, оттенки, фильм).

Упражнение 17. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова.

1. Изменения, прошедшие в стране за последние 5-6 лет, необратимы. 2. Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных. 3. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительской деятельности заметны и поныне. 4. Мастер цеха высказал, что обувь его комбината пользуется большим спросом у покупателей. 5. Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью.  6.Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись. 7. Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра.  8. В кормушке за окном кухни пиршествовали воробьи. 9. Он читал протоколы с чувством, с каким писатель перечитывает свое удачливое произведение.  10. При решении этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию.

Упражнение 18. Выявите ошибки в употреблении слов-паронимов в следующих примерах. При работе пользуйтесь словарями «Трудности словоупотребления и варианты норм современного русского литературного языка» (под ред. К. С. Горбачевича) и «Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка» (сост. Ю. Н. Бельчиков и М. С. Панюшева).

1. И в то же время этот горделивый своим происхождением человек имел все привычки мужика. 2. Это помогает новичкам быстро найти свое место в коллективе, полюбить его, стать достойным приёмником его хороших традиций. 3. Доказанная опытом, данными практики, гипотетичность становится научной теорией. 4. На песке под солнцем сверкала рыбная чешуя. 5. Страх тяготит над ним.

 

СИНОНИМЫ

       Упражнение 19. К подчеркнутым словам подберите синонимы, наиболее точно выражающие мысль.

1. Пушкин, на мой взгляд, мог ублажить любой вкус. 2. "Преступление и наказание" - это чудесный роман. 3. Несветлыми тонами рисует поэт Россию. 4. Любовь обнажает самые лучшие человеческие качества. 5. Работы А.Н.Островского правдиво повествуют нам о жизни России во времена самодуров. 6. Не многим из писателей дается талант образно, четко и грамотно высмеивать пороки общества. 7. В романе "Мертвые души" присутствует человек, нашедший быстрый способ стать состоятельным. 8. Варваризмы наносят вред общению, загрязняя речь.

Упражнение 20. В отрывке из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя выделите глаголы речи. Учитывая оттенки их значения, распределите их по трем группам: 1)беседовать, 2)говорить, 3)сказать. Дополните синонимические ряды своими примерами.

О чем бы разговор ни был, Чичиков всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, он и здесь сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, он показывал, что ему небезызвестны судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре - и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели - и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина - и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках - и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком.

Упражнение 21. Укажите, чем синонимы, приведенные в одном предложении, отличаются друг от друга; определите их стилистические функции.

1. Аптекарша была белокурая женщина и в свое время благополучно родила аптекарю дочь, белобрысую и золотушную (Герц.). 2. Унылая, грустная дружба к увядающей Саше имела печальный, траурный отблеск (Герц.). 3. У нас с вами и так дуэль, постоянный поединок, непрерывная борьба (Остр.). 4. Среди журнальных работников он был бы очень нелишним... У него есть определенные взгляды, убеждения, мировоззрение (Ч.). 5. Он не ел, а вкушал (Ч.). 6. Каким молодым он еще был тогда! Как часто и упоение хохотал - именно хохотал, а не смеялся! (О. Я). 7. Различаю все четче и четче, как в уста превращаются губы... (Март.) 8. Я хочу, чтоб заплакал ты от восторга, от восхищенья (Зв,). 9. Письма не было и не было, он теперь не жил, а только изо дня на день существовал в непрестанном ожидании (Бун.). 10. «Да, что-то есть во мне противное, отталкивающее», -Думал Левин, вышедши от Щербатских (Л. Т.).  11. У Ули были не глаза, а очи (Фад.).

Упражнение 22. Вместо точек употребите один из синонимов, приведенный в скобках.

1.По приглашению друзей мне... (довестись, посчастливиться, прийтись, удаться)... (побывать в, посетить) Баньске-Бистрице. 2. Чтобы ТЭЦ могла полностью обеспечить город теплом, ...(необходимо, нужно, требоваться)... (нарастить,повысить,увеличить) ее энергетические мощности и... (построить, провести, продолжить) новые тепломагистрали. 3. Коллективом цеха немало... (делаться, предприниматься, совершаться) для того, чтобы... (закрепить, удержать, упрочить) людей на производстве, однако слесарей-ремонтников все еще... (недоставать, не хватать). 4. В нашем крае много (далекие, дальние, отдаленные, удаленные) населенных пунктов, в них... (жить, обитать, проживать) до трети населения. 5. Дочь Шапошникова Ольга и жена Матрена Васильевна... (работать, трудиться) на ферме, молодняк... (вскармливать, выкармливать, выращивать, выхаживать, пестовать, растить), а еще трое детей... (заниматься, обучаться, получать образование, учиться) в школе. 6. Было... (наглядно, предметно)... (показан, продемонстрирован), что комплексное... (использование, применение) технических средств на... (занятия, уроки)... (во   много раз, заметно, значительно, неизмеримо, несравненно, ощутимо, существенно)... (повышать, увеличивать)... (отдача, продуктивность, производительность, эффективность)... (работа, труд) педагога.

Упражнение 23. Найдите в тексте синонимичные слова и определите их эмоциональную окраску. В особую группу выделите нейтральные (безоценочные) слова.

Сторонник, сообщник, приспешник, союзник, пособник, последователь, последыш, говорить, ворчать, брюзжать, бросать, швырять, плакать, реветь, аромат, запах, вонь, писатель, писака, война, бойня, расхрабриться, способствовать, потворствовать, спор, полемика, дискуссия, словопрение, похвала, славословие, воин, вояка, всезнайка, проходимец, словотворчество, словосочинительство, идти, тащиться.

АНТОНИМЫ

Упражнение 24. Определите стилистические функции антонимов.

1. Я музыка горя, ты музыка лада! Ты музыка счастья, я нота разлада (Возн.). 2. Все летит, летит Земля мильоны верст... Вдруг да в бездорожье улетели? А дорога наша: колыбель - погост. Майский дождь - февральские метели (Марк.). 3. Ищу я выход из ворот, но нет его - есть только вход, и то не тот (Выс.). 4. Все девы издали прелестны, и поэтичны, и милы - вблизи скучны, неинтересны, и меркантильны, и пошлы (Сев.). 5. Меж ежедневных Черных речек я светлую благодарю, меж тыщи похоронных свечек - свечу заздравную твою (Возн.). 6. Поле любимо, но небо возлюбленно (Возн.). 7. Поминают, когда мертвы, забывая, когда живые (Возн.). 8. Встречал беду и радость на дороге я. Смеялся, плакал я, но время мчалось... И горем оборачивалось многое, То, что сначала радостью казалось (Гамз.). 9. Идут - красивые и безобразные. Идут веселые, идут печальные. Такие схожие - такие разные. Такие близкие, такие дальние... (Тип.) 10. Если я богат, как царь морской. Крикни только мне: «Лови блесну!» Мир подводный и надводный свой, Не задумываясь, выплесну! (Выс.) 11. Корабли постоят и ложатся на курс. Но они возвращаются сквозь непогоды. Не пройдет и полгода, и я появлюсь, Чтобы снова уйти на полгода (Выс.). 12. Белый аист московский на белое небо взлетел. Черный аист московский на черную землю спустился (Ок.).

Упражнение 25. Вместо точек вставьте антонимы, необходимые для правильного построения антитезы. Сравните свои варианты с авторскими (слова, которые использовал писатель, см. в примечании).

1. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем..., умен, чем..., чаще энергичен, чем..., и наоборот (Л. Т.). 2. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться в том, что они считают справедливым и... (Л. Т.). 3. Спят и богатые, и..., и мудрые, и..., и добрые, и... (Ч.). 4. Тянулась жизнь - как и у всех, кто живет, —богатая длинными горестями и... (Шол.).  5.Каким бы ни был писатель - крупным или..., - он должен изображать человека, а не условную фигуру (Эрен.). 6. Мы называем эгоистом того, кто противоположен... (Лун.). Примечание: альтруист, зол, глуп, апатичен, бедный, короткий, глупый, лютый, восторженное, маленький, радость, несправедливость.

Упражнение 26. Укажите стилистические недочеты, возникшие в результате неоправданного употребления антонимов.

1. Почему в феврале снижение надоев возрастает с каждым днем? 2. Внимательное изучение вопроса широко вскрыло многие узкие места. 3. На девочке было рваное платье и большие маленькие ботинки. 4. Июльским днем прошлого года на вокзальной площади ночью имел место взрыв. 5. Жидкость в стенках капилляра опускается на высоту, определяемую формулой. 6. Журнал "Здоровье" - прекрасный помощник в жизни и смерти. 7. Дела на селе улучшаются все хуже и хуже. 8. Уровень жизни у нас не только не повышается, но постоянно уменьшается. 9. Иванов исключен из колледжа из-за отсутствия наличия признаков старания. 10. Родители Иванова проявляют активное равнодушие к поведению своего сына. 11. Эта пожилая женщина была еще очень молодой. 12. В письме Татьяны присутствует все: и отсутствие жизненного опыта, и смелость. 13. Жестокая сердечность Онегина. 14. Мы под конец повествования расстаемся со смертельно усталым героем, когда перед желанием отдыха отступают назад самые важные мысли.

РЕЧЕВАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ

Упражнение 27. Укажите, какое слово  лишнее.

1. Площадь этого виноградника — около пяти квадратных гектаров. 2.Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 3. В тачке везли железный лом: старый примус, ржавый водопроводный кран, сплющенный и негодный чайник. 4. Ошибки чтеца неприятно режут слух. 5. В этом стихотворении Маяковского есть вновь созданные поэтом слова. 6.Госпиталь милосердия разместился в третьей горбольнице, заново переоборудованной и обновленной. 7. Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе. 8. Не может быть и речи о том, что способности человека объясняются якобы только его наследственностью.

Упражнение 28. Отредактируйте предложения, исключив лишние слова.

1. Вечер, посвященный дню празднования 8 Марта, был особенно торжествен и радостен. 2. В литературном наследии Салтыкова-Щедрина большое и видное место занимает разоблачение и опровержение ложных эстетических теорий. 3. Бидструп создал эти карикатуры без малого почти 50 лет назад. 4. Новый сплав —  великолепный сварочный материал для электросварки стальных изделий. 5. Не исключено, что скрипка Страдивари, возможно, находится сейчас у кого-то из деревенских скрипачей. 6. Добрый совет библиотекаря, его знания и опыт тоже могут сыграть определенную и немалую роль в том, чтобы увлечь человека книгой. 7. Первое объяснение случившегося: судно-паром натолкнулось на что-то. Скорее всего, задело, наверное, волнорез на выходе из гавани. 8. Когда в обществе наступает напряженность, легче создать иллюзию, что якобы можно решить все проблемы, переключив справедливое недовольство людей на ненависть к другим народам. 9. Марии Александровне обязан я во многом и тем, что, воспитывая детей, постоянно расширял свои педагогические познания, читая соответствующую литературу, которую она мне советовала. 10. Когда он начал продавать мыло для фирмы «Колгейт», заказов было мало. Он боялся потерять работу. Поскольку он знал, что товар был отличного качества и цена была приемлемой, потому решил, что причина в нем самом.

Упражнение 29. Отметьте в приводимых текстах факты речевой избыточности.

1. С 9 до 11 в ресторане... дети. Казалось бы, нет ничего общего в сочетании этих слов, одно вроде исключает другое, они обычно несовместимы. Но в Днепропетровске смело нарушили это взаимоис-ключающее понятие и организовали в крупном ресторане дни сладкоежки... 2. Неизвестное племя.Неизвестное индейское племя обнаружила экспедиция Бразильского национального индейского фонда (Фунаи) в штате Пара, на севере Бразилии. Белокожие, голубоглазые индейцы этого племени, обитающие в густом тропическом лесу, — искусные рыболовы и бесстрашные охотники. Для дальнейшего изучения образа жизни нового племени участники экспедиции во главе со специалистом по проблемам бразильских индейцев Раймунду Алвесом намерены провести детальное изучение жизни этого племени.                           

Упражнение 30. Исправьте предложения, устранив тавтологию.

1. В своей работе руководители детских учреждений руководствуются методической литературой. 2. Сейчас набирают спортивную команду, лучшие спортсмены поедут в Москву. 3. Повышение ответственности студентов на старших курсах приводит к высоким результатам в учебе. 4. Применение этого метода возможно, если у педагога-воспитателя есть контакт с детьми, если он знает их возможности. 5. Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества. 6. На борту фрегата находилась команда солдат. Их командиром был прапорщик Комаров. Команда высадилась на берег бухты и построила несколько сооружений. 7. Этот подход практикуется во многих работах по практической стилистике. 8. За два года осуществлены коренные преобразования в народном образовании республики. 9. Боевики заявили, что освободят заложников при условии выполнения указанных условий. 10. Это действительно характерно для нашей действительности. 11. Сотрудники отдела ставят перед собой на последующие годы следующие задачи. 12. Нужно только направить все эти силы в нужное русло. 13. Эту организацию обвиняют в организации крупных краж. 14. Газеты осуждают этот опасный для безопасности Европы шаг. 15. От поддержки науки зависит реальная независимость и будущее нашего государства.

Упражнение 31. Устраните плеоназмы в следующих высказываниях.

1. Молчалин потерял чувство нравственной морали. 2. Пушкин - очень прекрасный русский поэт. 3. Лермонтов - великий писатель русской литературы. 4. В деревнях еще бытует устный фольклор. 5. В контексте слова меняют свое смысловое значение. 6. Правда, из текста слов Виталия не вполне было ясно, что именно было написано в рекомендации. 7. Теперь директорам предприятий нелегко будет отказать подросткам в трудоустройстве на работу. 8. Мы с Турцией взаимно заинтересованы друг в друге. 9. Сегодня кое-кто берется самодержавных властителей канонизировать в святые.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: