М-37Русский язык и культура речи от 26.05.20. Сдать 28.05.20.
Тема: «Морфемика и словообразование. Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
Цель занятия - научить использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях, совершенствовать знания студентов о способах словообразования.
План:
Понятие о морфеме.
Способы словообразования.
План словообразовательного разбора.
Стилистические возможности словообразования.
Схемы.
Домашнее задание.
Ход урока.
Понятие о морфеме.
Части слова: приставки, корни, суффиксы, окончания - называются морфемами. Морфема - это наименьшая (то есть далее не членимая) часть слова.
Приставка (префикс) - это значимая часть, которая обычно стоит перед корнем и служит для образования слов и грамматических форм. Основное значение большинства приставок заключается в указании направления или характера действия: входить - выходить, приходить - уходить, подходить - отходить, или в указании различных пространственных отношений: подводный, наземный, предгорья.
Корен ь - общая, далее неразложимая часть родственных слов, в ней содержится лексическое значение. Например, в родственных словах вод-а, вод-ный, вод-янистый, под-вод-ный - общая часть -вод- является корнем. Слов без корня в русском языке нет. Для примера рассмотрим глагол вынуть. Некоторые лингвисты утверждают, что в этом слове есть приставка -вы- и суффикс -ну-. На самом деле корнем слова "вынуть" является -н-, он выделяется на основе сравнения с глаголами "принять" и "принимать". В глаголе "вынуть" -н- одновременно принадлежит и корню -н-, и суффиксу -ну-. Корни, состоящие из одной буквы, хотя и не часто, но встречаются в русском языке. Таковы, например, корни в словах "приду" и "приму". В них -и- одновременно принадлежит и приставке -при-, и корням -ид-, -им-. В словах "обуть", "разуть", "обувь" корнем является буква -у-. Он употребляется в сопровождении приставок.
Суффиксы - это значимые части, которые стоят после корня и служат для образования новых слов. Они служат, во-первых, для образования родственных слов (словообразующие); например, от слова гора посредством разных суффиксов образованы слова: горный, гористый, горец; во-вторых, используются для различения грамматических форм (формообразующие). К формообразующим относятся суффиксы: степеней сравнения прилагательных и наречий: красив-ее, красив-ейш-ший, служащие для образования видов глагола: рас-сказ-ыва-ть (от рас-сказ-а-ть), толк-ну-ть (от толк-а-ть); прошедшего времени глагола: дума-л (от дума-ть); причастий и деепричастий (говор-ящ-ий, бег-ущ-ий, плач-а, прочита-в); повелительного наклонения глаголов (нес-и).
Аффиксы - общее название всех значимых частей слова, за исключением корня (то есть приставки, суффиксы).
Интерфиксы (от inter - между) – части слова, выступающие совместно со словообразовательными аффиксами, но не выполняющие словообразовательных функций, а служащие своеобразными прокладками между морфемами в тех случаях, когда их непосредственное соединение затруднено или невозможно по фонетическим и морфологическим причинам: читать – чтец, страдать – страдалец, чай – чайный, кофе – кофейный, а также в словах пев/ец от петь, вчерашний от вчера, медведь от мёд + едящий. Однако ряд лингвистов, в частности Н.М. Шанский, З.А. Потиха, не выделяют интерфиксов, считая их осложнёнными вариантами суффиксов.
Значимыми морфемами являются корень, приставка и суффикс.
Окончание (флексия) - это изменяемая часть, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Одна из форм слова может отличаться от других отсутствием окончания. Это указывает на определённое грамматическое значение, например, на именительный падеж или на мужской род. В подобных случаях отсутствующие окончания называются нулевыми. Например, нулевое окончание имеется в слове учил (сравнительно с формами учила, учили).
Постфикс – общее название аффиксов, находящихся после корня, то есть суффиксы и флексии. Название возвратной частицы – суффикса –ся (умываться, расчесываться), неопределённых частиц – суффиксов –то, -либо, -нибудь (кто-то, что–либо, где-нибудь), аффикса –те в форме множественного числа повелительного наклонения (пишите, думайте).
Основа - это часть слова без окончания. Формообразующие суффиксы в основу не входят (чита-л, умн-ее, дума-ть).
Непроизводная основа состоит из одного корня (гора, вода).
Производная основа включает в состав приставки, суффиксы (гор-н-ый, вод-иц-а).
Способы словообразования.
В русском языке существуют следующие способы словообразования.
1) Морфологические способы образования:
а) приставочный (префиксальный), например, делать - переделать;
б) суффиксальный, например, летать - лётчик;
в) приставочно-суффиксальный (префиксально-суффиксальный), например, под осиной - подосиновик, на рукаве - нарукавник;
г) бессуффиксный (нулевая суффиксация), например, прогулять - прогул, взрывать - взрыв;
д) сложение, например, теплотехника, лесостепь, горько-солёный, КГТ, ОПИ.
2) Неморфологические способы образования:
а) лексико-семантический заключается в создании нового слова путём расщепления старого на омонимы: "мир" - вселенная, "мир" - состояние без войны; "кулак" - кисть руки, "кулак" - эксплуататорский класс;
б) лексико-синтаксический заключается в создании нового слова из словосочетаний, объединённых в процессе употребления в языке: на конец - наконец, сей час - сейчас;
в) морфолого-синтаксический осуществляется при переходе слова из одной части речи в другую: булочная, рабочий. При этом слово приобретает новые грамматические признаки.
3. План словообразовательного разбора:
а) Дать толкование лексического значения данного слова. Например, "прибрежный"- находящийся рядом с берегом;
б) Составить словообразовательную цепочку. Например, прибрежный береговой берег;
в) Выявить часть слова, от которого и при помощи которого образовано данное слово. Слово "прибрежный" образовано при помощи приставки -при- и суффикса -н-.
Схема «Основные способы словообразования»
Таблица «Основные способы словообразования»
Схема «Образование сложных слов и их написание»
Домашнее задание. Внимательно прочитайте конспект, изучите схемы и выполните следующие задания.
I. Терминологический диктант по теме «Морфемика и словообразование».
1. Морфема – это…
2. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется…
3. Постфикс – это…
4. Слова в русском языке образуются морфологическим и ….. способами
5. Соединительные О и Е называют в лингвистике...
6. Аббревиатура – это …
7. Выяснение того, от чего и с помощью чего образовано слово, – это ….. разбор слова.
8. Морфологическими способами образования слов являются..
9. Производная основа – это…
10. Общая, далее неделимая на морфемы часть родственных слов называется..
11. Основа, которая используется при образовании производной, называется.
12. Закономерная замена одного звука другим в основах родственных слов или в формах одного и того же слова называется.
13. Основа слова – это…
14. Аффиксоид – это…
15. Лексико-семантический способ образования слова – это способ, при котором …
16. Переразложение – это процесс морфемики, при котором…
II. Упражнения
1. Образуйте новые слова только с помощью приставок.
Кипеть, стучать, ставка, ход, бег, кладка, брошенный, мытый.
2. Образуйте новые слова с помощью приставок и суффиксов.
След, соль, дым, цвет, вред, говор, место, щит, спор, суд.
3. Образуйте слова–корни, отбросив суффиксы и приставки.
Например: безветренный – ветер, закружиться – круг.
Наябедничать -, законченный -, погрешность -, намучиться -, продрогнуть -, ответвление -, преображение -, непринужденный -, неотчуждаемый - -, безупречный -.
III. В рисунках, схемах покажите, какие ассоциации возникают у вас при произношении слов морфемика, состав слова, морфемный разбор. (В вашем воображении, как выглядят эти слова, на что они похожи - нарисуйте).