Раздел 2. Человек. Сознание. Познание

Студент должен

иметь представление:

- о методах и приемах познания мира;

знать:

- основные проблемы, связанные с изучением человека: его происхождение, основные характеристики его бытия;

- основные положения современной философии и науки о природе и структуре сознания;

уметь:

- анализировать современные философские и научные представления о природе человека;

- вырабатывать самостоятельное отношение к таким категориям, как любовь, творчество, смерть, вера и т.д.

 

Тема 2.1. Человек как главная философская проблема

Философия о происхождении и сущности человека. Биологическое и социальное в человеке, их диалектическая взаимосвязь. Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незавершенность, непредопределенность. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, смысл жизни, счастье, вера.

Методические указания

Проблема человека – одна из основных, если не центральных во всей мировой философии.

Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру, анализирует вопрос о том, кем человек может стать, развертывая свои возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что такое человек как личность, какова структура личности и т.п. В истории философии человек определялся по-разному. Он – «венец природы», «политическое животное», «мыслящий тростник», «человек умелый».

В философии существует некоторая традиция, преемственность взглядов на природу и сущность человека.

Студент должен иметь представление об изменении отношения к человеку в различные исторические эпохи.

Следует более подробно остановиться на следующих положениях:

- в античной философии человек рассматривался как микрокосмос, подчиненный высшему началу – судьбе;

- в системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором неразрывно и противоречиво связаны два начала – душа и тело, а также человек и Бог;

- философия Нового времени видела в человеке прежде всего его духовную сущность;

- философия XIX – начала ХХ в. гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях сущность его к рациональному началу, в других – к иррациональному.

Проявление человеческой сущности крайне многообразны: это и разум, и воля, и характер, и эмоции, и труд, и общение.

Человек рождается как биосоциальное единство. Это значит, что он появляется на свет с неполностью сформированными анатомо-физиологическими системами, которые доформировываются в условиях социума. В момент рождения он лишь кандидат в человека. Он не может им стать в изоляции. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием.

Человек представляет собой целостное единство биологического, психического и социального уровней, которые формируются из двух – природного и социального; наследственного и прижизненно приобретенного.

В философской антропологии схвачены некоторые существенные черты, говорящие о своеобразии человека как земного творения. Но ни одно из этих суждений не выражает существа человеческой природы, ее целостность.

Определить человека можно только отрицательно, т.е. через такие качества, которые несут в себе отрицание. Это свидетельствует об исключительном характере, особом месте человека среди явлений окружающего мира.

Несводимость – человек не сводим к своему биологическому виду, никогда не совпадает ни с одной своей телесной или психологической характеристикой. Человек всегда меняется, всегда преодолевает свое сегодняшнее состояние.

Непредопределенность – человек никогда не бывает абсолютно свободным. Он зависит от множества факторов. Но человек не должен ни от чего зависеть внутренне. «Главная причина моей жизни – я, а не обстоятельства».

Незаменимость и неповторимость – у каждого человека есть дело, которое кроме него никто не сделает. Каждый человек уникален и неповторим.

Невыразимость – человек и сегодня все равно продолжает оставаться для нас непостижимой тайной.

Незавершенность – в отличие от других существ человек способен преодолеть свою видовую ограниченность, быть неотторжимой частью живого мира и возвышаться над ним.

Основные категории бытия человека, определяющие его
жизнь, – это свобода, смысл жизни, творчество, вера и смерть.

 

Список литературы к теме:

1. В.А. Канке Основы философии / учебник для студентов средних специальных заведений. – М., 2012., с. 118-123

2. С.Р. Аблеев Основы философии Вводный курс: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2012, с. 110 - 134

3. О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова Основы философии / Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2013, с. 406 - 423

4. Губин В.Д. Основы философии. – М., 2013. – С. 69–107.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем специфика рассмотрения проблемы человека в каждую историческую эпоху?

2. В чем проблема социального и биологического в человеке?

3. Каковы фундаментальные характеристики человека?

4. Каковы основные категории бытия человека?


Тема 2.2. Проблема сознания

Философия о происхождении и сущности сознания. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний. Сознание и бессознательное. Учение З. Фрейда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: