Определение базового товара

Характеристика выбранного товара

 

Производится характеристика выбранного товара (его представителей) с точки зрения производителей и охвата потребительского рынка по географическому признаку.

 

Таблица 1 - Ведущие производители и характеристика рынков сбыта товара

Наименование фирмы-производителя Место нахождения Выпускаемые виды товара (наименование марки) Выявленные рынки сбыта Доля данного товара на рынке, % Цена продажи, руб.
1 2 3 4 5 6
Yamaha Япония NX-50 Весь мир   4860
Sven Финляндия MS-3000 Весь мир   4880
MAG Украина PS10 Весь мир   7500
Philips Нидерланды SPA 7355/12 Весь мир   3320

 

В качестве анализируемого товара мной была выбрана модель колонки Yamaha NX-50

 

Определение показателей качества товара

 

Все показатели, характеризующие товар (услугу), можно отнести к двум группам:

а) Жесткие показатели:

·   Технические, характеризующие технический уровень продукции, ее свойства

·   Экономические

·   Показатели назначения, характеризующие технические свойства изделия

б) Мягкие показатели:

·   Эргономические показатели, характеризующие продукцию с точки зрения соответствия особенностям человеческого организма

·   Эстетические показатели, характеризующие внешнюю форму изделия

Экологические показатели, характеризующие соответствие продукции требованиям по защите окружающей среды.

 

Таблица 2 - Технические показатели

Модель колонки Yamaha NX-50 Sven MS-3000 MAG PS10 Philips SPA 7355/12
1. Вес 2,07 кг 7,5 кг 12 кг 2,9 кг
2. Акустика 2,0 2,1 2,0 2,1
3. Диапазон частот 50-20000 Гц 150-25000 Гц 65-16000 Гц 20-20000 Гц
4. Питание устройства От сети От сети От сети От сети
5. Тип акустической системы Активная Активная / Пассивная Пассивная Пассивная
6. Входы/ Выходы 3,5 мм Выход на наушники USB RCA AUX вход Вход для CD карт памяти Выход на наушники Вход для FM антенны разъемы для подключения 2x Neutrik speakON NL4MP Разъем: 3,5 мм стерео
7. Цена 4860 4880 7500 3320
8. Комплект 2 колонки 2 колонки + сабвуфер 1 большая колонка 2 колонки + сабвуфер
9. Размеры (ВхШхГ) 83 х 184 х 184 мм Сателлиты: 120 х 202 х 125 мм Сабвуфер: 265 х 265 х 265 мм (ВхШхГ) 343 мм x 520 мм х 310 мм (ВхШхГ) 22.5х21.7х22.5 см
10. Пульт ДУ Без пульта С пультом Без пульта Без пульта

 



Сегментирование потребительского рынка

 

Сегментирование потребительского рынка - выделение таких групп показателей, со стороны которых возможен спрос (предпочтительно устойчивый и постоянно растущий) на данный вид товара.

Сегментирование потребительского рынка можно осуществить по следующим факторам:

·   Географические: регион, тип населенного пункта, численность населения, климатические условия данного региона;

·   Демографические: возраст, пол, размер семьи, семейное положение, вид профессии, уровень образования, религия, раса, национальность;

·   Психографические: социальный слой, уровень дохода, стиль жизни, личные качества;

·   Поведение покупателя при приобретении товара.

Для сегментирования данного рынка мной был выбран демографический фактор. Я выделил 3 сегмента:

.   Покупатели в возрасте 18-30 лет

.   Покупатели в возрасте 30-50 лет

.   Покупатели старше 50 лет

 

Выбор наиболее важных показателей

 

Таблица 3 - Выявление наиболее важных характеристик товара по выбранным сегментам с помощью матрицы предпочтений

Показатель качества Вес Акустика Диапазон частот Питание устройства Тип акустической системы Входы / выходы Цена Комплект Размеры
Порядковый номер показателя 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Покупатели в возрасте 18-30 лет 7 5 5 6 5 4 8 7 8
Покупатели в возрасте 30-50 лет 6 3 4 8 6 3 7 9 8
Покупатели старше 50 лет 4 6 4 7 4 2 10 9 9
Среднее место 5,6 4,6 4,3 7 5 3 8,3 8,3 8,3

 

Таким образом, наиболее важными характеристиками колонок с учетом выбранного сегментирования рынка являются:

.   Цена

.   Комплект

.   Размеры

.   Пульт ДУ

.   Питание устройства

.   Вес

 

Таблица 4 - Выбор наиболее важных показателей качества товара по занятому месту

Порядковый номер показателя Наименование показателя Место в иерархии предпочтений
7 Цена 8,3
8 Комплект 8,3
9 Размеры 8,3
10 Пульт ДУ 7,3
4 Питание устройства 7
1 Вес 5,6

 

Определение наиболее важных показателей для потребителя.

Выбор наиболее важных качественных показателей для потребителя из ранее отобранных осуществляется с помощью метода предпочтений через установление балльных оценок сравниваемым параметрам с точки зрения представителей каждого сегмента рынка.

Применяется следующая шкала оценок:

- наиболее важный параметр из двух сравниваемых

- равные по значимости параметры

- наименее важный параметр из двух сравниваемых

 

Таблица 5 - Матрица попарного сравнения параметров (потребительский сегмент - Покупатели в возрасте 18-30 лет)

№ параметра 7 8 9 10 4 1 Суммарное значение параметра изделия
7 1 2 2 2 1 0 8
8 0 1 1 1 1 0 4
9 0 1 1 0 0 1 3
10 0 1 2 1 1 0 5
4 1 1 2 1 1 1 7
1 2 2 1 2 1 1 9

Суммарное значение всех параметров изделия

36

 

Таблица 6 - Матрица попарного сравнения параметров (потребительский сегмент - Покупатели в возрасте 30-50 лет)

№ параметра 7 8 9 10 4 1 Суммарное значение параметра изделия
7 1 0 1 1 2 2 7
8 2 1 1 2 2 2 10
9 1 1 1 2 2 2 9
10 1 0 0 1 2 1 5
4 0 0 0 0 1 0 1
1 0 0 0 1 2 1 4

Суммарное значение всех параметров изделия

36

 

Таблица 7 - Матрица попарного сравнения параметров (потребительский сегмент - Покупатели старше 50 лет)

№ параметра 7 8 9 10 4 1 Суммарное значение параметра изделия
7 1 2 2 1 2 1 9
8 0 1 1 1 2 1 6
9 0 1 1 1 2 2 7
10 1 1 1 1 2 0 6
4 0 0 0 0 1 2 3
1 1 1 0 2 0 1 5

Суммарное значение всех параметров изделия

36

 

Определяется сумма баллов, полученных параметров по всем сегментам, и составляется список из 4 наиболее важных параметров.

 

Таблица 8 - Средняя балльная оценка по 3 сегментам

№ параметра Наименование параметра Суммарное значение параметра изделия по всем рассматриваемым сегментам Средняя балльная оценка
7 Цена 24 8
8 Комплект 22 7,3
9 Размеры 19 6,3
10 Пульт ДУ 16 5,3
4 Питание устройства 11 3,6
1 Вес 18 6

 

Анализируя представленную таблицу, приходим к выводу, что наиболее важными показателями качества являются:

Цена, комплект, размеры, вес.

Причем цена является самым важным показателем, так как у нее самая высокая средняя балльная оценка (8).

 

Определение базового товара

 

Оценим выбранные в пункте 4.2 показатели с точки зрения потребительских предпочтений относительно каждой модели, проставляя значения каждого показателя качества по пятибалльной системе, присуждая высший балл самому важному параметру, все остальные получают более низкую оценку.


Таблица 9 - Оценка моделей изделия (потребительский сегмент - Покупатели в возрасте 18-30 лет)

№ параметра 7 8 9 1 Суммарная оценка модели
Yamaha 4 4 3 5 16
Sven 4 5 2 3 14
Philips 5 5 3 4 17

 

Таблица 10 - Оценка моделей изделия (потребительский сегмент - Покупатели в возрасте 30-50 лет)

№ параметра7891Суммарная оценка модели          
Yamaha 4 3 5 4 16
Sven 4 4 3 4 15
Philips 5 5 4 4 18

 

Таблица 11 - Оценка модели изделия (потребительский сегмент - Покупатели старше 50 лет)

№ параметра7891Суммарная оценка модели          
Yamaha 4 4 5 4 17
Sven 4 4 3 5 16
Philips 5 3 4 4 16

 

Определяем среднюю оценку каждой модели, учитывая все сегменты потребительского рынка

 

Наименование модели Суммарная оценка модели Среднее значение оценка
Yamaha 49 16.3
Sven 45 15
Philips 51 17

 

Таким образом, Philips SPA 7355/12 имеет самую высокую оценку с точки зрения потребительских предпочтений, поэтому данная модель рассматриваемого товара может быть предложена как базовая.

 

6.
Оценка конкурентоспособности анализируемого товара

Для оценки конкурентоспособности анализируемого товара (колонки Yamaha NX-50) по отношению к базовой модели, а также для определения интегрального показателя конкурентоспособностинеобходимо выполнитьследующие действия:

)   Определить сводный индекс конкурентоспособности изделия по техническим параметрам. В рассматриваемом мной примере анализируется 5 технических и экономический параметры. В этом случае целесообразно использовать метод попарных сравнений.

Количественная оценка значимости j-го параметра может быть определена по формуле:

 

 

где  - количество предпочтений при попарном сравнении, отданных j-параметру

n - количество исследуемых технических параметров

 

Таблица 13 - Матрица попарного сравнения параметров

ji

Номер параметров

   
  8 9 10 4 1    
8 8 8 8 4 8 3 0,21
9 8 9 10 4 1 1 0,08
10 8 10 10 4 1 2 0,14
4 4 4 4 4 4 5 0,36
1 8 1 1 4 1 3 0,21

 

   

Относительный показатель качества по j-му параметру рассчитывается по формуле:

 

 

где , - количественные значения j-го параметра соответственно для анализируемого товара и изделия-конкурента.

Первая формула используется для показателей, при увеличении абсолютных значений которых возрастает потребительская ценность анализируемого изделия, в противном случае используется вторая формула.

Для Philips SPA 7355/12:1 = 2,9/2,07=1,42 =2,1/2,0=1,05 3 =19980/19950=1,001

q 8 =3/2=1,5

q 9 = 10985/2810048=0,004

Расчет индекса конкурентоспособности по техническим параметрам:

 

 

где m - количество рассматриваемых технических параметров.

 1,4*0,21+1,05*0,08+1,001*0,14+1,5*0,36+0,004*0,21=

=0.294+0.084+0.14014+0.54+0.00084=1.05898

 


Таблица 14 - Расчет показателя конкурентоспособности по техническим параметрам

Параметр *        
1 2.9 2.07 0.21 1.4 0.294
2 2.1 2.0 0.08 1.05 0.084
3 19980 19950 0.14 1.001 0.14014
8 3 2 0.36 1.5 0.54
9 10985 2810048 0.21 0.004 0.00084

 

1,05898

 

Вывод: так как показатель конкурентоспособности по техническим параметрам равен 1,05898, следовательно, анализируемый товар, т.е. звуковые колонки Yamaha NX-50 конкурентоспособен по техническим параметрам по отношению к базовому товару Philips SPA 7355/12.

) После того, как я рассчитала конкурентоспособности звуковых колонок по техническим параметрам, необходимо найти сводный индекс по экономическим параметрам.

Для определения индекса конкурентоспособности звуковых колонок по экономическим параметрам необходимо рассчитать структуру цены потребления образца и частные индексы затрат.

На практике цена потребления вычисляется по формуле:

 

Агодэгод

 

где Агод - приведены амортизационные отчисления за год, руб.;

Зэгод - эксплуатационные затраты за год, руб.

Вычисление амортизации:

 

Агод= Ц * ,


где - Ц - цена товара,

Тсл - срок службы (Срок службы звуковых колонок составляет 7 лет)

Весовые коэффициенты (fi) показывают долю издержек i-вида (Ciобр)

в цене потребления образца (Цпобр) и определяются по формуле:

 

 

Частные индексы затрат (li) характеризуют соотношение i-вида затрат анализируемого товара (Сiан) и товара, принятого за образец (Ciобр) и определяются по формуле:

 

 

Агод (Yamaha) =4860*1/7=4860*0,14 ≈ 680,4

Агод (Philips) = 3320*1/7 = 3320*0.14 ≈ 464.8

Затраты на электроэнергию:

 

Зэл=356*t *W*Ст,

 

где - 356 - количество дней в году,

t - количество часов,

W - мощность, кВт,

Ст - стоимость 1 кВт/ч

356*2*0,05*3,36 = 119,616 (руб.)

119,616/30 = 3,98 (долл.)

Затраты на ремонт:

 


Зрем= 1*0,05*Ц,

 

0,05*4860 = 243

0,05*3320 = 166

Зная величину амортизации и эксплуатационных затрат, можем найти цену потребления.

Цnn (Yamaha) = 680.4+119.616+243=1043,016

Цnn (Philips) = 464.8+119.616+166= 750,416

Конкурент:

=464,8/750,416 = 0,62

= 119,616/750,416 =0,16

= 166/750,416 = 0,22

Частный индекс затрат:

 

,                  (9)

 

Конкурент:

680,4/464,8 =1,46

119,616/119,616 =1

243/166 = 1,46

Индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам определяется по формуле:

 

Элементы затрат Cjn Cjk fjk ljk fjk * ljk
амортизация 680,4 464,8 0,62 1,46 0,9
затраты на электроэнергию 243 166 0,16 1 0,16
затраты на ремонт 119,616 119,616 0,22 1,46 0,32
цена потребления 1043,016 750,416 1 - 1,38

Вывод: показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам по результатам расчётов оказался равным 1,38, что говорит о том, что анализируемое изделие, звуковые колонки Yamaha NX-50 является конкурентоспособным по отношению к базовому товару (Philips SPA 7355/12) по экономическим параметрам.

) Определить интегральный показатель конкурентоспособности (потребительский эффект на единицу затрат):

 

= 0.77

 

Вывод: интегральный показатель конкурентоспособности анализируемого изделия (звуковые колонки Yamaha NX-50) после проведения необходимых расчётов оказался равным 0,77, что свидетельствует о том, что данное изделие конкурентоспособно по отношению к базовому товару - звуковым колонкам Philips SPA 7355/12 и может быть предложено к выходу на рынок.

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: