Характеристика выбранного товара
Производится характеристика выбранного товара (его представителей) с точки зрения производителей и охвата потребительского рынка по географическому признаку.
Таблица 1 - Ведущие производители и характеристика рынков сбыта товара
Наименование фирмы-производителя | Место нахождения | Выпускаемые виды товара (наименование марки) | Выявленные рынки сбыта | Доля данного товара на рынке, % | Цена продажи, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Yamaha | Япония | NX-50 | Весь мир | 4860 | |
Sven | Финляндия | MS-3000 | Весь мир | 4880 | |
MAG | Украина | PS10 | Весь мир | 7500 | |
Philips | Нидерланды | SPA 7355/12 | Весь мир | 3320 |
В качестве анализируемого товара мной была выбрана модель колонки Yamaha NX-50
Определение показателей качества товара
Все показатели, характеризующие товар (услугу), можно отнести к двум группам:
а) Жесткие показатели:
· Технические, характеризующие технический уровень продукции, ее свойства
· Экономические
· Показатели назначения, характеризующие технические свойства изделия
|
|
б) Мягкие показатели:
· Эргономические показатели, характеризующие продукцию с точки зрения соответствия особенностям человеческого организма
· Эстетические показатели, характеризующие внешнюю форму изделия
Экологические показатели, характеризующие соответствие продукции требованиям по защите окружающей среды.
Таблица 2 - Технические показатели
Модель колонки | Yamaha NX-50 | Sven MS-3000 | MAG PS10 | Philips SPA 7355/12 |
1. Вес | 2,07 кг | 7,5 кг | 12 кг | 2,9 кг |
2. Акустика | 2,0 | 2,1 | 2,0 | 2,1 |
3. Диапазон частот | 50-20000 Гц | 150-25000 Гц | 65-16000 Гц | 20-20000 Гц |
4. Питание устройства | От сети | От сети | От сети | От сети |
5. Тип акустической системы | Активная | Активная / Пассивная | Пассивная | Пассивная |
6. Входы/ Выходы | 3,5 мм Выход на наушники | USB RCA AUX вход Вход для CD карт памяти Выход на наушники Вход для FM антенны | разъемы для подключения 2x Neutrik speakON NL4MP | Разъем: 3,5 мм стерео |
7. Цена | 4860 | 4880 | 7500 | 3320 |
8. Комплект | 2 колонки | 2 колонки + сабвуфер | 1 большая колонка | 2 колонки + сабвуфер |
9. Размеры | (ВхШхГ) 83 х 184 х 184 мм | Сателлиты: 120 х 202 х 125 мм Сабвуфер: 265 х 265 х 265 мм | (ВхШхГ) 343 мм x 520 мм х 310 мм | (ВхШхГ) 22.5х21.7х22.5 см |
10. Пульт ДУ | Без пульта | С пультом | Без пульта | Без пульта |
Сегментирование потребительского рынка
Сегментирование потребительского рынка - выделение таких групп показателей, со стороны которых возможен спрос (предпочтительно устойчивый и постоянно растущий) на данный вид товара.
Сегментирование потребительского рынка можно осуществить по следующим факторам:
· Географические: регион, тип населенного пункта, численность населения, климатические условия данного региона;
|
|
· Демографические: возраст, пол, размер семьи, семейное положение, вид профессии, уровень образования, религия, раса, национальность;
· Психографические: социальный слой, уровень дохода, стиль жизни, личные качества;
· Поведение покупателя при приобретении товара.
Для сегментирования данного рынка мной был выбран демографический фактор. Я выделил 3 сегмента:
. Покупатели в возрасте 18-30 лет
. Покупатели в возрасте 30-50 лет
. Покупатели старше 50 лет
Выбор наиболее важных показателей
Таблица 3 - Выявление наиболее важных характеристик товара по выбранным сегментам с помощью матрицы предпочтений
Показатель качества | Вес | Акустика | Диапазон частот | Питание устройства | Тип акустической системы | Входы / выходы | Цена | Комплект | Размеры |
Порядковый номер показателя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Покупатели в возрасте 18-30 лет | 7 | 5 | 5 | 6 | 5 | 4 | 8 | 7 | 8 |
Покупатели в возрасте 30-50 лет | 6 | 3 | 4 | 8 | 6 | 3 | 7 | 9 | 8 |
Покупатели старше 50 лет | 4 | 6 | 4 | 7 | 4 | 2 | 10 | 9 | 9 |
Среднее место | 5,6 | 4,6 | 4,3 | 7 | 5 | 3 | 8,3 | 8,3 | 8,3 |
Таким образом, наиболее важными характеристиками колонок с учетом выбранного сегментирования рынка являются:
. Цена
. Комплект
. Размеры
. Пульт ДУ
. Питание устройства
. Вес
Таблица 4 - Выбор наиболее важных показателей качества товара по занятому месту
Порядковый номер показателя | Наименование показателя | Место в иерархии предпочтений |
7 | Цена | 8,3 |
8 | Комплект | 8,3 |
9 | Размеры | 8,3 |
10 | Пульт ДУ | 7,3 |
4 | Питание устройства | 7 |
1 | Вес | 5,6 |
Определение наиболее важных показателей для потребителя.
Выбор наиболее важных качественных показателей для потребителя из ранее отобранных осуществляется с помощью метода предпочтений через установление балльных оценок сравниваемым параметрам с точки зрения представителей каждого сегмента рынка.
Применяется следующая шкала оценок:
- наиболее важный параметр из двух сравниваемых
- равные по значимости параметры
- наименее важный параметр из двух сравниваемых
Таблица 5 - Матрица попарного сравнения параметров (потребительский сегмент - Покупатели в возрасте 18-30 лет)
№ параметра | 7 | 8 | 9 | 10 | 4 | 1 | Суммарное значение параметра изделия |
7 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 | 8 |
8 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 4 |
9 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 3 |
10 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 5 |
4 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 7 |
1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 9 |
Суммарное значение всех параметров изделия | 36 |
Таблица 6 - Матрица попарного сравнения параметров (потребительский сегмент - Покупатели в возрасте 30-50 лет)
№ параметра | 7 | 8 | 9 | 10 | 4 | 1 | Суммарное значение параметра изделия |
7 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 2 | 7 |
8 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 10 |
9 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 9 |
10 | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 5 |
4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 4 |
Суммарное значение всех параметров изделия | 36 |
Таблица 7 - Матрица попарного сравнения параметров (потребительский сегмент - Покупатели старше 50 лет)
№ параметра | 7 | 8 | 9 | 10 | 4 | 1 | Суммарное значение параметра изделия |
7 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 9 |
8 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 6 |
9 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 7 |
10 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 6 |
4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 3 |
1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 5 |
Суммарное значение всех параметров изделия | 36 |
Определяется сумма баллов, полученных параметров по всем сегментам, и составляется список из 4 наиболее важных параметров.
Таблица 8 - Средняя балльная оценка по 3 сегментам
№ параметра | Наименование параметра | Суммарное значение параметра изделия по всем рассматриваемым сегментам | Средняя балльная оценка |
7 | Цена | 24 | 8 |
8 | Комплект | 22 | 7,3 |
9 | Размеры | 19 | 6,3 |
10 | Пульт ДУ | 16 | 5,3 |
4 | Питание устройства | 11 | 3,6 |
1 | Вес | 18 | 6 |
Анализируя представленную таблицу, приходим к выводу, что наиболее важными показателями качества являются:
Цена, комплект, размеры, вес.
|
|
Причем цена является самым важным показателем, так как у нее самая высокая средняя балльная оценка (8).
Определение базового товара
Оценим выбранные в пункте 4.2 показатели с точки зрения потребительских предпочтений относительно каждой модели, проставляя значения каждого показателя качества по пятибалльной системе, присуждая высший балл самому важному параметру, все остальные получают более низкую оценку.
Таблица 9 - Оценка моделей изделия (потребительский сегмент - Покупатели в возрасте 18-30 лет)
№ параметра | 7 | 8 | 9 | 1 | Суммарная оценка модели |
Yamaha | 4 | 4 | 3 | 5 | 16 |
Sven | 4 | 5 | 2 | 3 | 14 |
Philips | 5 | 5 | 3 | 4 | 17 |
Таблица 10 - Оценка моделей изделия (потребительский сегмент - Покупатели в возрасте 30-50 лет)
№ параметра7891Суммарная оценка модели | |||||
Yamaha | 4 | 3 | 5 | 4 | 16 |
Sven | 4 | 4 | 3 | 4 | 15 |
Philips | 5 | 5 | 4 | 4 | 18 |
Таблица 11 - Оценка модели изделия (потребительский сегмент - Покупатели старше 50 лет)
№ параметра7891Суммарная оценка модели | |||||
Yamaha | 4 | 4 | 5 | 4 | 17 |
Sven | 4 | 4 | 3 | 5 | 16 |
Philips | 5 | 3 | 4 | 4 | 16 |
Определяем среднюю оценку каждой модели, учитывая все сегменты потребительского рынка
Наименование модели | Суммарная оценка модели | Среднее значение оценка |
Yamaha | 49 | 16.3 |
Sven | 45 | 15 |
Philips | 51 | 17 |
Таким образом, Philips SPA 7355/12 имеет самую высокую оценку с точки зрения потребительских предпочтений, поэтому данная модель рассматриваемого товара может быть предложена как базовая.
6.
Оценка конкурентоспособности анализируемого товара
Для оценки конкурентоспособности анализируемого товара (колонки Yamaha NX-50) по отношению к базовой модели, а также для определения интегрального показателя конкурентоспособностинеобходимо выполнитьследующие действия:
) Определить сводный индекс конкурентоспособности изделия по техническим параметрам. В рассматриваемом мной примере анализируется 5 технических и экономический параметры. В этом случае целесообразно использовать метод попарных сравнений.
Количественная оценка значимости j-го параметра может быть определена по формуле:
|
|
где - количество предпочтений при попарном сравнении, отданных j-параметру
n - количество исследуемых технических параметров
Таблица 13 - Матрица попарного сравнения параметров
ji | Номер параметров | ||||||
8 | 9 | 10 | 4 | 1 | |||
8 | 8 | 8 | 8 | 4 | 8 | 3 | 0,21 |
9 | 8 | 9 | 10 | 4 | 1 | 1 | 0,08 |
10 | 8 | 10 | 10 | 4 | 1 | 2 | 0,14 |
4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 0,36 |
1 | 8 | 1 | 1 | 4 | 1 | 3 | 0,21 |
|
Относительный показатель качества по j-му параметру рассчитывается по формуле:
где , - количественные значения j-го параметра соответственно для анализируемого товара и изделия-конкурента.
Первая формула используется для показателей, при увеличении абсолютных значений которых возрастает потребительская ценность анализируемого изделия, в противном случае используется вторая формула.
Для Philips SPA 7355/12:1 = 2,9/2,07=1,42 =2,1/2,0=1,05 3 =19980/19950=1,001
q 8 =3/2=1,5
q 9 = 10985/2810048=0,004
Расчет индекса конкурентоспособности по техническим параметрам:
где m - количество рассматриваемых технических параметров.
1,4*0,21+1,05*0,08+1,001*0,14+1,5*0,36+0,004*0,21=
=0.294+0.084+0.14014+0.54+0.00084=1.05898
Таблица 14 - Расчет показателя конкурентоспособности по техническим параметрам
Параметр | * | ||||
1 | 2.9 | 2.07 | 0.21 | 1.4 | 0.294 |
2 | 2.1 | 2.0 | 0.08 | 1.05 | 0.084 |
3 | 19980 | 19950 | 0.14 | 1.001 | 0.14014 |
8 | 3 | 2 | 0.36 | 1.5 | 0.54 |
9 | 10985 | 2810048 | 0.21 | 0.004 | 0.00084 |
| 1,05898 |
Вывод: так как показатель конкурентоспособности по техническим параметрам равен 1,05898, следовательно, анализируемый товар, т.е. звуковые колонки Yamaha NX-50 конкурентоспособен по техническим параметрам по отношению к базовому товару Philips SPA 7355/12.
) После того, как я рассчитала конкурентоспособности звуковых колонок по техническим параметрам, необходимо найти сводный индекс по экономическим параметрам.
Для определения индекса конкурентоспособности звуковых колонок по экономическим параметрам необходимо рассчитать структуру цены потребления образца и частные индексы затрат.
На практике цена потребления вычисляется по формуле:
Агод+Зэгод
где Агод - приведены амортизационные отчисления за год, руб.;
Зэгод - эксплуатационные затраты за год, руб.
Вычисление амортизации:
Агод= Ц * ,
где - Ц - цена товара,
Тсл - срок службы (Срок службы звуковых колонок составляет 7 лет)
Весовые коэффициенты (fi) показывают долю издержек i-вида (Ciобр)
в цене потребления образца (Цпобр) и определяются по формуле:
Частные индексы затрат (li) характеризуют соотношение i-вида затрат анализируемого товара (Сiан) и товара, принятого за образец (Ciобр) и определяются по формуле:
Агод (Yamaha) =4860*1/7=4860*0,14 ≈ 680,4
Агод (Philips) = 3320*1/7 = 3320*0.14 ≈ 464.8
Затраты на электроэнергию:
Зэл=356*t *W*Ст,
где - 356 - количество дней в году,
t - количество часов,
W - мощность, кВт,
Ст - стоимость 1 кВт/ч
356*2*0,05*3,36 = 119,616 (руб.)
119,616/30 = 3,98 (долл.)
Затраты на ремонт:
Зрем= 1*0,05*Ц,
0,05*4860 = 243
0,05*3320 = 166
Зная величину амортизации и эксплуатационных затрат, можем найти цену потребления.
Цnn (Yamaha) = 680.4+119.616+243=1043,016
Цnn (Philips) = 464.8+119.616+166= 750,416
Конкурент:
=464,8/750,416 = 0,62
= 119,616/750,416 =0,16
= 166/750,416 = 0,22
Частный индекс затрат:
, (9)
Конкурент:
680,4/464,8 =1,46
119,616/119,616 =1
243/166 = 1,46
Индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам определяется по формуле:
Элементы затрат | Cjn | Cjk | fjk | ljk | fjk * ljk |
амортизация | 680,4 | 464,8 | 0,62 | 1,46 | 0,9 |
затраты на электроэнергию | 243 | 166 | 0,16 | 1 | 0,16 |
затраты на ремонт | 119,616 | 119,616 | 0,22 | 1,46 | 0,32 |
цена потребления | 1043,016 | 750,416 | 1 | - | 1,38 |
Вывод: показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам по результатам расчётов оказался равным 1,38, что говорит о том, что анализируемое изделие, звуковые колонки Yamaha NX-50 является конкурентоспособным по отношению к базовому товару (Philips SPA 7355/12) по экономическим параметрам.
) Определить интегральный показатель конкурентоспособности (потребительский эффект на единицу затрат):
= 0.77
Вывод: интегральный показатель конкурентоспособности анализируемого изделия (звуковые колонки Yamaha NX-50) после проведения необходимых расчётов оказался равным 0,77, что свидетельствует о том, что данное изделие конкурентоспособно по отношению к базовому товару - звуковым колонкам Philips SPA 7355/12 и может быть предложено к выходу на рынок.