О конкурсе сочинений – 2020
Александру Невскому досталась невероятная судьба: «для спасения Руси он должен был явить несовместимое – доблесть воителя и смирение инока». Русский князь уберёг народ от крестоносцев и разграбления, а то и стирания с карты мира степняками. Вся его деятельность не просто оказала влияние на судьбу страны, но во многом предопределила ход русской истории на многие столетия вперед. Александр Невский – это правитель, мыслитель, стратег, воин, который боролся не с конкретными врагами, не с Востоком или с Западом. Он боролся за «национальное самопонимание, самосохранение», к чему необходимо осознанно относиться и в наше время.
Общие положения
Конкурс сочинений по гражданско-патриотической, духовно-нравственной тематике среди воспитанников дошкольных учреждений, воскресных школ, обучающихся образовательных организаций и учреждений дополнительного образования (в дальнейшем – Конкурс) с 2017 года по благословению Варнавы, епископа Выксунского и Павловского объявлен ежегодным, является заочным и проводится в один этап.
|
|
Сочинение-рассуждение и в форме эссе – удобная форма выражения своего взгляда на события и факты истории и современности, анализа своей жизни или окружающих.
Основная цель и задачи проведения Конкурса
2.1. Организатор конкурса – отдел религиозного образования и катехизации Выксунской епархии.
2.2. Основная цель проведения Конкурса сочинений-рассуждений и эссе – поддержка традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, отражающей мировоззрение, круг интересов и основные характеристики её автора (-ов).
Задачи –
· формирование в молодых современниках при познании православной культуры как основы российской государственности и мировоззрения:
- интереса к русским духовно-эстетическим традициям в области словесности, истории, литературы, краеведения;
- уважения к русскому языку как важнейшей духовной ценности и повышение среди обучающихся грамотного владения русским языком;
· воспитание патриотических чувств, мотивации юных россиян к исследованию истории своей страны, стимулирование их исследовательской деятельности;
· выявление одарённых детей в области гуманитарных наук.
Организация и проведение конкурса
2.1. В Конкурсе на добровольной основе принимают участие воспитанники детских дошкольных учреждений и воскресных школ, учащиеся 4-11 классов общеобразовательных организаций и студенты ССУЗов и вузов, педагоги и другие заинтересованные лица.
2.2 Ответственные за информационное обеспечение конкурса, прием работ и деятельность, связанную с проведением конкурса, – специалисты отдела религиозного образования и катехизации (ОРОиК) Выксунской епархии: иерей Дмитрий Бугаев, С.С.Алексеева, А.С. Величкина, И.В.Фадеева.
|
|
2.3 Заявки на участие в конкурсе и работы направляются на электронный адрес: oroik.vyksa@mail.ru (см. Приложение №1)
2.4 На конкурс принимаются сочинения-рассуждения (воспитанники детских садов и воскресных школ, учащиеся 1-9 классов) и эссе (учащиеся 10-11 классов, ССУЗов, вузов) по темам:
для воспитанников детских садов (с участием старших членов семьи) – рисунок и небольшой текст-пояснение к нему:
- Святой князь Александр Невский – герой легенд, песен и сказок.
- Для меня Александр Невский - воин или мудрый правитель?
- Бой красен мужеством, а товарищ – дружеством.
- Родной дом для меня – это…
учащихся 1-4 классов:
- Жизнь князя Александра Невского, ставшая житием.
- Князь Александр Невский – защитник и собиратель русских земель.
- Хочу рассказать о дружбе и взаимовыручке…
- Основы Православной культуры в моей жизни.
для учащихся 5-6 классов:
- Святой князь Александр Невский: подвиги за веру и Отечество.
- Кто Родине верен, тот в бою примерен: слово об одном из походов князя Александра Невского.
- Бескорыстие и благое дело – это…(Что значат для меня эти понятия?)
- Люблю родной язык, потому что…
для учащихся 7-9 классов:
- Благословенны (счастливы) миротворцы на земле…
- Святой Александр Невский и Александро-Невская лавра.
- Что означают заветы Православия для меня и моих ровесников?
- Человек, на которого мне хочется быть похожим…
для учащихся 10-11 классов и студентов среднеспециальных учебных заведений и образовательных организаций высшего образования:
- Значимость деятельности князя Александра Невского: защитника, строителя и собирателя русских земель.
- Почему князя Александра Невского считают образцом одного из святых благоверных князей Древней Руси?
- Память о князе Александре Невском в названии населенного пункта, улицы, военного корабля, монумента в его честь.
- Хочу владеть культурой русской речи и знать родной язык, потому что…
2.5. Работы принимаются с 1 2 октября по 7 декабря 2020 года.
3. Порядок и критерии оценивания конкурсных работ:
3.1. Для подведения итогов конкурса создаётся оценочная комиссия, в состав которой входят священнослужители, учителя-филологи, сотрудники епархиального ОРОиК.
3.2. Результаты определяются в соответствии с критериями оценки, оформляются в виде протокола и утверждаются руководителем ОРОиК иереем Михаилом Величкиным.
3.3. Победители и призеры Конкурса определяются по наибольшей сумме набранных баллов раздельно среди следующих категорий участников:
1 возрастная группа – воспитанники детских садов (+старшие члены семьи);
2 возрастная группа – учащиеся 1 - 4 классов;
3 возрастная группа – учащиеся 5 - 6 классов;
4 возрастная группа – учащиеся 7 - 9 классов;
5 возрастная группа – учащиеся 10 - 11 классов, студенты ССУЗов и вузов.
3.4 Итоги конкурса подводятся с 15 по 25 декабря 2020 года. Результаты будут опубликованы на сайте http://vyksoroik.ru ОРОиК Выксунской епархии.
3.5 По итогам работы жюри конкурса будут определены лауреаты 1, 2, 3 степенейв каждой группе. Все участники Конкурса получат сертификат участника. Лучшие работы будут размещены на сайте ОРОиК Выксунской епархии http://vyksoroik.ru
3.6. Критерии оценивания конкурсных работ:
- соответствие сочинения формулировке выбранной темы;
- соблюдение в сочинении характеристик заданного жанра (см. Приложение 2);
- композиционная стройность, логичность изложения;
- понимание смысла приводимых аргументов и полнота их раскрытия;
- отражение личного отношения к выбранной теме;
- авторская оригинальность в речевом оформлении сочинения; грамотность и умелое использование выразительных средств языка.
|
|
3.7. Рекомендуемый объём работ:
1,2,3 возрастные группы – 1-3 страницы;
4 возрастная группа – 3-4 страницы;
5 возрастная группа – 1-2 страницы.
Допускается незначительное изменение установленного объема в сторону уменьшения или увеличения.
Приложение № 1
Название работы | ФИО участника, (возраст, класс\ группа) | Воспитательное, учебное заведение | ФИО педагога, контактный телефон | ФИО родителей, контактный телефон |
Приложение № 2
Цель сочинения-рассуждения – убедить читателя в чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённому вопросу; поэтому основа рассуждения – чётко сформулированная, понятная и обоснованная с разных позиций одна главная мысль.
Мои шаги в рассуждении:
Шаг первый. Чётко и полно формулирую мысль, которую буду доказать.
Полное сочинение-рассуждение состоит из 3 частей. Это:
· тезис (та мысль, суждение, положение, которое вы сформулировали и которое будете доказывать);
· аргументы (каждый из них должен служить наглядным, свершившимся, а потому убедительным доказательством вашей мысли);
· вывод (по сути, он повторяет тезис, но выводит его на новый уровень широкими обобщениями, прогнозами, рекомендациями и т. д.).
Желательной частью рассуждения является краткое вступление, задача которого – вовлечь читателя в диалог, обозначить суть и актуальность проблемы.
Основная часть: аргументы, содержание аргументов. Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого сочинения – два, три. Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках: энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д.). Хорошим доказательством станут обсуждаемые события и немного статистики. В практике школьных сочинений самый весомый аргумент – литературное произведение, но не всё, а его эпизод, сюжетная линия, история героя, подтверждающие основную мысль. Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговариваю свой тезис и задаю от него вопрос «Почему?»
|
|
Шаг второй. Подбираю аргументы, подтверждающие мою мысль, и располагаю их в следующем порядке: « весьма убедительный – достаточно убедительный – самый убедительный».
Вывод углубляет тезис, содержит – пусть не явные – советы, правила, предлагает прогнозы.
Итак, для того чтобы написать сочинение-рассуждение, как минимум необходимо владеть нужной информацией и составить собственное мнение об этой информации. И начинается основной этап – оформить свое мнение на бумаге в виде сочинения-рассуждения. Иными словами, грамотно аргументирую собственную точку зрения на предложенную мне тему.
*** Не забывайте, что ваша точка зрения многое говорит о вас, как о личности, постарайтесь отстаивать лишь те позиции, которые можете обосновать. Быть оригинальным в своём рассуждении возможно, но только в том случае, если у вас есть, что сказать в защиту своего мнения, и эти факты не взяты с потолка.
Эссе (франц. «essey» – опыт, набросок) – это сочинение (жанр философской прозы) небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу, сочетающее подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением,ориентированным на разговорную речь.
Для жанра эссе характерны:
- особая актуальность излагаемого материала, соотнесенность его с настоящим моментом;
- небольшой объем и конкретность темы;
- свободная композиция, определяющаяся впечатлениями, воспоминаниями, ассоциациями личности его автора;
- свободное использование лексического состава языка - от слов высокого стиля до разговорной лексики;
- атмосфера доверия, разговорная интонация.
- наличие образности, экспрессивности – всего, что является выражением его художественности и публицистичности.